Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ

г.Нижние Серги
1. Общие положения

Психолого-педагогический консилиум (далее ППк или консилиум)
является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. ППк
- это совещательный, систематически действующий орган при администрации
школы.
Основная цель ППк - создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные условия для обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Положение о психолого-педагогическом консилиуме регламентирует
деятельность психолого-педагогического консилиума МКОУ СОШ №2 г.
Нижние Серги (далее - консилиум) по созданию и реализации специальных
образовательных условий (далее - СОУ) для ребенка с ОВЗ, разработке и
реализации индивидуальной программы сопровождения в рамках его обучения
развития, социализации в школе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В своей деятельности консилиум руководствуется Федеральным
законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 237-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», федеральным и региональным законодательством об
обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов,
распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019г. № Р-93
«Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации», Уставом и локальными
нормативными актами школы, договорами между МКОУ СОШ №2 г. Нижние
Серги и родителями (законными представителями) обучающегося.
II. Основные задачи деятельности консилиума

Выявление трудностей в освоении образовательных программ,
особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся
для последующего принятия решений об организации психологопедагогического сопровождения.
Разработка
рекомендаций
по
организации
психологопедагогического сопровождения обучающихся.
Консультирование участников образовательных отношений по
вопросам актуального психофизического состояния и возможностей
обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи,
создания специальных условий получения образования.
Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Просветительская
работа
с
родителями
(законными
представителями), педагогическим коллективом школы в отношении
особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характера

его социальной адаптации в образовательной среде.

III. Организация деятельности консилиума (ППк)

Консилиум создается на базе образовательного учреждения
независимо от ее организационно-правовой формы приказом директора школы.
Консилиум осуществляет свою деятельность непосредственно в
помещении образовательного учреждения.
Руководство ППк осуществляет заместитель директора по учебновоспитательной работе.
Общее руководство деятельностью ППк возлагается на директора
школы.
IV. Состав психолого-педагогического консилиума (ППк)

Состав школьного консилиума утверждается приказом директора
школы.
В состав консилиума входят постоянные участники:
1) заместитель
директора
по
учебно-воспитательной
работе
(председательконсилиума);
2) педагог-психолог;
3) учитель-логопед;
4) учитель-дефектолог;
5) социальный педагог;
Секретарь ППк на очередное заседание определяется из числа членов ППк.
Сменный состав: учителя, работающие в данных классах, приглашенные
специалисты-врачи, специалисты управления образования, правоохранительных
органов – в зависимости от специфики. По решению руководителя консилиума в его
состав включаются и другие специалисты и педагоги.
Состав консилиума определяется для каждого конкретного случая
психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или
лица, исполняющего его обязанности.
V. Режим деятельности ППк

Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом
Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения
обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком

проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики
обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и
дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся.
Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового
обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития
обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на
обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей
(законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих
работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других
случаях.
При проведении ППк учитываются результаты освоения
содержания образовательной программы, комплексного обследования
специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для
участников образовательных отношений по организации психологопедагогического сопровождения обучающегося. Деятельность специалистов
ППк осуществляется бесплатно.
Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников
образовательных отношений на обследование и организацию комплексного
сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ
устанавливается доплата, размер которой определяется Организацией
самостоятельно.
VI. Технология проведения обследования обучающегося консилиумом (ППк)

Процедура и продолжительность обследования ППк определяются
исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных
индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников
Организации с письменного согласия родителей (законных представителей)
(приложение 5).
Показания к направлению детей ППк:
- проблемы в развитии (или предположение об их наличии), которые
препятствуют (могут препятствовать) пребыванию, адаптации и образованию
(обучению, воспитанию) детей и подростков от 6 до 18 лет в учреждениях
системы образования, в семье, в социуме и требуют создания специальных
условий для развития и образования ребенка.
Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк

заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк,
организует подготовку и проведение заседания ППк.
При обсуждении проблемы учащегося на ППк должны быть
представлены следующие документы: личное дело, педагогическая
характеристика, тетради по русскому языку и математике, рисунки, поделки и
другие виды творческих работ.
Обследование
ребенка
проводится
каждым
специалистом
консилиума индивидуально.
По результатам обследования каждый специалист оформляет
собственное заключение и вырабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка
каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
Полученные результаты обследования фиксируются в протоколе
заседания ППк и заносятся в карту индивидуального развития ребенка.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк
доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для
понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их
письменного согласия.
Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в
организации СОУ, рекомендуется пройти обследование на ПМПК с целью
уточнения необходимости создания для них СОУ, коррекции нарушений
развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов, определения формы получения образования, образовательной
программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психологомедико-педагогической помощи.
При направлении ребенка на ПМПК заключения специалистов выдаются
родителям (законным представителям) на руки под роспись (приложение 1).
В случае несогласия родителей (законных представителей)
обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в
письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а
образовательный процесс осуществляется по ранее определенному
образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических
работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов,
участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех
рабочих дней после проведения заседания.
В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются
результаты компенсирующе-реабилитационной работы, психолог и логопед

составляют заключения, а другие специалисты (учитель, социальной педагог)
готовят социально-педагогическую характеристику на каждого проблемного
ребенка.
В сложных диагностических случаях, в конфликтных ситуациях, при
невозможности для членов консилиума однозначного решения об обучении и
воспитании ребенка он направляется в ПМПК для углубленной диагностики.
При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую
комиссию (далее - ПМПК)1) оформляется Представление ППк на обучающегося
(приложение 4).
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК
выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.
В ситуации, когда эффективность реализации образовательной
программы, рекомендованной ПМПК, ее индивидуализации в соответствии с
возможностями
ребенка,
программы
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и эффективность деятельности специалистов
минимальны, отсутствуют или имеют негативную направленность, а состояние
ребенка ухудшается, эффективность реализации образовательной программы,
рекомендованной ПМПК, не соответствует имеющимся образовательным
критериям или имеет негативную направленность для развития ребенка,
консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного
прохождения ПМПК с целью изменения пакета СОУ, коррекции нарушений
развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических
подходов, определения формы получения образования, образовательной
программы, которую ребенок сможет освоить при подобном изменении своего
состояния, форм и методов необходимой в данной ситуации психолого-медикопедагогической помощи.
Заключение о необходимости изменения в целом образовательной
траектории и ее компонентов подписывается специалистами консилиума,
проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом,
исполняющим его обязанности). Родители (законные представители) ребенка с
ОВЗ подписывают заключение консилиума, отмечая свое согласие или
несогласие с ним.
При направлении ребенка на повторное прохождение ПМПК заключения
специалистов выдаются родителям (законным представителям) на руки под
роспись (приложение 1).
При отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании
ребенка, при наличии конфликтных ситуаций консилиум направляет
обучающегося на ПМПК для определения наличия либо отсутствия нарушений

в развитии и определения необходимости либо отсутствия необходимости
создания специальных условий обучения (СОУ), коррекции нарушений
развития, социальной адаптации.
Заключение консилиума носит для родителей (законных
представителей) детей рекомендательный характер.
VII. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-

педагогического сопровождения обучающихся
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том
числе:
- разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции Организации.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут
включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации
обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию,
медицинского сопровождения, в том числе:
- дополнительный выходной день;
- организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного
дня
/снижение двигательной нагрузки;
- предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
- снижение объема задаваемой на дом работы; предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках
компетенции Организации.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации2
могут включать
в том числе:
- проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционноразвивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;

- профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках

компетенции Организации.
Рекомендации
по
организации
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия
родителей (законных представителей).
VIII. Права и обязанности

Родители (законные представители) ребенка имеют право:
- присутствовать при обследовании ребенка специалистами консилиума;
- участвовать в обсуждении результатов освоения содержания
образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк,
степени социализации и адаптации обучающегося;
- получать консультации специалистов консилиума по вопросам
обследования детей, создания и реализации индивидуальной программы
сопровождения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в
рамках деятельности консилиума.
Родители (законные представители) обязаны:
- следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его
решениями);
- аккуратно посещать занятия специалистов в рамках реализации их
коррекционной деятельности с ребенком, пропуская занятия только по
уважительным причинам; приводить ребенка на занятия вовремя, в
соответствии с согласованным расписанием; проверять и, по необходимости,
участвовать при подготовке задаваемых специалистами домашних заданий.
Специалисты консилиума обязаны:
- руководствоваться в своей деятельности профессиональными и
этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их
семей;
- исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного
образования детей, применяя все необходимые современные психологические и
социально- педагогические подходы для обучения и воспитания детей в
естественной открытой социальной среде;
- в пределах своей компетенции защищать всеми законными средствами,
на любом, профессиональном, общественном и государственном, уровне права
и интересы детей, обучающихся в школе, и их семей;
- специалисты несут ответственность за соблюдение конфиденциальности
инесанкционированное разглашение сведений о детях и их семьях.
Специалисты консилиума имеют право:
- иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения ребенка с
ОВЗ в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в

документации консилиума;
- требовать от родителей выполнения своих обязанностей в соответствии с
п.п
- представлять и отстаивать свое мнение об особенностях ребенка и

направлениях собственной деятельности в качестве представителя школы при
обследовании ребенка на ПМПК.
Информация о результатах обследования ребенка специалистами
консилиума, особенностях коррекционно-развивающей работы, особенностях
индивидуальной программы сопровождения, а также иная информация,
связанная с особенностями ребенка с ОВЗ, спецификой деятельности
специалистов консилиума по его сопровождению, является конфиденциальной.
Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей
(законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
IX. Документация ПМП консилиума

1. В ППк ведется документация согласно приложению 1.
1) Приказ
директора школы об организации консилиума и
утверждении его постоянного состава на текущий год.
2) Положение о психолого-педагогическом консилиуме.
3) План работы консилиума на год, график консультативной
работы специалистов.
4) Журнал
регистрации
заседаний
консилиума,
в
котором
протоколируются все заседания ППк (выступления участников, решения
консилиума по каждому вопросу). Ход заседания фиксируется в протоколе
(приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней
после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания
ППк.
5) Коллегиальное
решение
ППк,
содержащее
обобщенную
характеристику обучающегося и рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3).
Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения
заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованного обучающегося.
6) Журнал учета детей, прошедших обследование.
7) Педагогическая характеристика обучающегося, составленная
класснымруководителем.
8) Представление педагога-психолога (заключение психолога).
9) Представление учителя-логопеда (заключение логопеда).
10) Представление-заключение социального педагога на учащихся,

состоящихна внутришкольном учете.
11) Карта индивидуального развития ребенка.
12) Заявление
родителей
о
согласии
психолого-педагогического
обследования.
9.2. Порядок хранения и срок хранения документов ППк – 5 лет.

Приложение 1

Документация ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
2. Положение о ППк;
3. План работы ППк на текущий учебный год;
4. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по
форме:
N п/п

Дата

ФИО обучающегося,
дата рождения

Класс

Домашний
адрес

Инициатор
Повод
обращения обращения
в ППк

Коллегиаль
ное
заключение

Результат
обращения

5. Протоколы заседания ППк;
6. Карта развития обучающегося,

получающего психолого-педагогическое сопровождение (В
карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или
педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума,
копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на
обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об
обучении ребенка в классе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой
специалистами психолого-педагогического сопровождения. Заключение и рекомендации
ЦПМПК о создании специальных образовательных условий для обучающихся с
ОВЗ/инвалидностью. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации обучающихся
со статусом «ребенок-инвалид». Карта развития хранится у председателя консилиума и
выдается педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
7. Журнал регистрации направлений обучающихся на ПМПК по форме:
ФИО
обучающегося,
класс/группа

N
п/п

Дата
Цель
рождения направления

Причина
направления

Отметка о получении направления
родителями
(дата)
Получено:
Дата " "

20

года

Расписка в получении документов
Расписка

Я,

, родитель (законный представитель)
, учени
класса, получил(а) пакет документов для
прохождения моим ребёнком ПМПК.
Полученные документы:
1. Психологическое представление
2. Характеристика ребёнка
3. Заключение логопеда
4. Копии выполняемых работ ребёнком в процессе обучения в школе
5.
«_

»

20

г.

(

)

Присутствовали:

Протокол № _
заседания психолого–педагогического консилиума
МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги от " "
20
года

Фамилия И.О. (должность в ОО, роль
в ППк), Фамилия И.О.(мать/отец ФИО
обучающегося).
Повестка
дня:1. ...
2. ...
Слушали:
1. ...
2. ...
Решение:
1. ...
2. ...
Слушали:
1. ...
2. ...
Решение:
1. ...
2. ...
Протокол вела …….
Председатель ППк:
Члены ППк:

Фамилия И.О. (должность)
Фамилия И.О. (должность)
Фамилия И.О. (должность)
Фамилия И.О. (должность)

Другие присутствующие на заседании:
Фамилия И.О.
Фамилия И.О.

Приложение 2

Приложение 3

Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
Дата " "

20

года

Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:

Класс:

Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации
(исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая
определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи.
Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям

Председатель ППк

Фамилия И.О.

Члены ППк:
Фамилия И.О.
Фамилия И.О.
С решением ознакомлен(а)
/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен (на)
/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами:

/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

Приложение 4

Психологическое представление на ПМПК
Ф.И.О. ребенка
Возраст
Обр. учреждение №
Цель проведения обследования

Дата проведения обследования
Класс / группа

Описание контакта с ребенком в ситуации обследования

Сформированность социально-бытовой ориентировки (представления о пространственных и временных
отношениях)

_
_

Особенности восприятия (зрительный гнозис, целостное восприятие предметов, правильное узнавание
предметов)
Характеристика внимания _
Характеристика памяти

Уровень развития интеллекта (описываются особенности вербального и невербального интеллекта)

Характеристика

умственной

работоспособности

(темп

деятельности,

продуктивность)
_

Особенности

эмоционально-волевой

сферы,

личностные

особенности
_

Заключение педагога-психолога

_
_
Педагог-психолог

Дата

/

/
расшифровка

/

/
расшифровка

подпись
Руководитель ОУ
М.П.

подпись

Примерный план педагогического представления на ПМПК
Фамилия, имя обучающегося
Дата рождения «
»
Программа обучения

20

года

Класс

Знания и представления об окружающем мире

Навыки самообслуживания_
_
Особенности учебной деятельности
Соблюдение режима учебной деятельности
_
Принятие и характер помощи
Работоспособность
Темп учебной деятельности
Состояние общей и мелкой моторики
Учебные навыки
Счет
_

Чтение

Письмо

_

Лепка, рисование, ручное творчество

Эмоциональные, поведенческие особенности

Особенности
учителями)

коммуникации

(особенности

взаимоотношений

с

родителями,

_
учащимися,

Вывод и рекомендации педагога:

«

»

Подпись педагога
(классного руководителя)

г.

/

Приложение 5

Директору МОУ «СОШ № 30»
С.В. Дорочинской
от

Прошу

провести
класса

(Ф.И.О. родителя (законного представителя))

заявление
на проведение психолого-педагогического обследования
обследование* специалистами психолого-педагогического

консилиума

ученика

(Ф.И.О. ребенка)

по причине
Подпись:
Дата: «

/

(подпись)

»

201

(расшифровка подписи)

/

г.

Для проведения обследования специалистами психолого-педагогического консилиума по инициативе педагогов
образовательной организации требуется письменное согласие родителей (законных представителей).
*


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».