Учебный план НОО 2022-2023

1. Программно – целевые основания, положенные в основу учебного плана.

Учебный план является основным документом, устанавливающим перечень учебных
предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего
образования и учебным годам. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию
требований нормативных актов, в соответствии с определенным в них общим объемом учебной
нагрузки, максимальным объемом аудиторной нагрузки учащихся, составом и структурой
обязательных предметных областей по годам обучения.
МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги является организацией, осуществляющей
образовательную деятельность (далее - ОО) и обеспечивающей реализацию:
-единства образовательного пространства Российской Федерации;
-преемственность основных образовательных программ;
-вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней
сложности и направленности с учетом образовательных особенностей и способностей
учащихся.
В соответствии с этим главной целью деятельности ОО является создание оптимальных
условий для социализации учащихся через применение продуктивных педагогических
технологий, ориентированных на самореализацию и развитие творчества каждого ребенка.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
-создать условия для обеспечения государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения общего образования в соответствии с Федеральным государственным
стандартом начального общего образования;
-обеспечить индивидуально – личностный подход в образовании;
-формировать основы общей культуры учащихся, способствующие социализации,
самоопределению и саморазвитию каждого ребенка.
В связи с необходимостью обеспечения средствами школьного образования готовности
личности к социализации, самоопределению и самореализации, в основу учебного плана
положены следующие принципы:
-гуманистичности, который определяет приоритет общечеловеческих ценностей, свободного
развития личности;
-научности;
-последовательности планирования содержания, развивающегося по восходящей линии;
-систематичности; соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности
школьников.
При включении учебных предметов в часть, формируемую участниками образовательных
отношений, учитывалась преемственность с учебным планом 2021-2022 учебного года.

2. Нормативно-правовое основание формирования учебного плана начального
общего образования на 2022– 2023 учебный год:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» в действующей редакции.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
г. № 373 (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785) «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» в действующей редакции.
3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28.
4. Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 №1015.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года №254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» с изменениями и дополнениями от 23.12.2020г.
6. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 10.11.2017 №020181/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения
родного языка».
7. Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» в действующей редакции.
8. Устав МКОУ СОШ №2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом Управления
образования Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2015г. №75-ОД в
действующей редакции.
9. Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная
приказом директора МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги от 10.03.2015г. №12-ОД, с
изменениями от 19.02.2016г. № 16-ОД, от 29.07.2016 № 55-ОД.
10. Календарный учебный график, утвержденным приказом директора МКОУ СОШ № 2
г. Нижние Серги от 31.08.2022г. №90-ОД.
Учебный план начального общего образования (ФГОС НОО).
3.1. Пояснительная записка.
На уровне начального общего образования сформировано:
Классы
2-4 классы
Количество классов
10

3.

Из них:
количество классов с численностью учащихся менее 25 человек
8
Численность учащихся
209
Образовательная деятельность осуществляется 12 в двухсменном режиме при
пятидневной учебной неделе. Уровень учебной нагрузки на ученика не превышает
предельно допустимых норм при пятидневной учебной неделе.
Начало занятий в 8.00, окончание учебных занятий в 18.30.
Продолжительность урока 40 минут. Продолжительность перемен – 10-20 минут.
Годовой учебный план рассчитан в 2-4 классах на 34 учебные недели.
Количество каникулярного времени составляет 30 дней для 2-4 классов и не менее 8
недель в летний период.
Учебный план определяет объём учебной нагрузки, распределяет учебное время,
отведённое на освоение обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, по классам и сохраняет в необходимом объёме содержание
образования, являющееся обязательным на данном уровне образования.
При составлении учебного плана были изучены и учтены образовательные особенности
учащихся, потребности родителей (законных представителей) и возможности
педагогического коллектива ОО.
Учебный план представлен недельным и годовым учебными планами.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования – 4 года. В 2022-2023 учебном году Учебный план представлен со 2 класса.
На данном этапе ставятся задачи:
Достижение личностных результатов учащихся:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов учащихся:

-освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных,
коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
-освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его
преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной
картины мира.
В соответствии с реализацией ФГОС НОО во 2-4 классах образовательная деятельность
направлена на:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности –
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в образовательной деятельности;
-духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие
ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Учебный план НОО реализуется с использованием рекомендованного Министерством
образования и науки РФ программно-методического обеспечения «Школа России».
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации (учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение») и
преподавание родного языка (русского) из числа языков народов Российской Федерации, а
также литературного чтения на родном (русском) языке.
На изучение родного языка (русского) и литературного чтения на родном (русском)
языке отводится по 0, 5 часа в недельном учебном плане.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей уровня начального общего образования:
N п/п
1

Предметные области
Русский язык и
литературное чтение

2

Родной язык и
литературное чтение
на родном языке

3

Иностранный язык

Основные задачи реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о
русском языке как государственном языке Российской
Федерации, как средстве общения людей разных
национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности.
Формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической
и монологической устной и письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке.
Формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными
образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и

4

Математика и
информатика

5

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

6

Основы религиозных
культур и светской
этики

7

Искусство

8

Технология

9

Физическая культура

эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения,
обеспечение первоначальных представлений о
компьютерной грамотности
Формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Воспитание способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности
России
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности
для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни.

.
Один час в части, формируемой участниками образовательных отношений, использован
на увеличение часов, отводимых на изучение обязательного учебного предмета «Русский
язык» в целях обеспечения индивидуальных потребностейучащихся и родителей (законных
представителей). Данный выбор обусловлен необходимостью воспитания речевой культуры
общения у учащихся, так как современный человек ощущает дефицит знаний, навыков и
умений, связанных с его речевой и коммуникативной компетентностью. У учащихся
формируются общеинтеллектуальные умения, расширяется кругозор, развиваются
познавательные способности. Таким образом, на изучение русского языка на уровне
начального общего образования в текущем учебном году отводится 4 часа в каждом классе.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебным
предметом «Математическая мозаика», на который выделяется по 1 часу в неделю со 2 по
4 классы. Данный предмет введен в учебный план по результатам социологического опроса
учащихся и родителей (законных представителей) и направлен на развитие у обучающихся
математических и творческих способностей, навыков решения задач с применением
формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и»,
«или», «не» и их комбинаций), умение планировать последовательность действий, овладение
умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно
связанных с математикой.
Иностранный язык со 2 класса по 4 класс представлен английским.
Формирование универсальных учебных действий отслеживается и фиксируется в карте
наблюдений каждого учащегося по следующим параметрам:
- определение цели выполнения заданий;
- определение плана выполнения задания;
- ориентирование в учебнике;
- осуществление поиска информации (расширенный поиск);
- умение слушать и понимать речь других;
- умение работать в паре, группе;
- самоорганизация;
- самооценка;
- проявление познавательной инициативы.
Учебный план реализуется с использованием программно-методического сопровождения.
Перечень учебников на 2022-2023 учебный год утвержден приказом по ОО от 31.08.2022г.
№92-ОД в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
20 мая 2020 года №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность» с изменениями и
дополнениями от 23.12.2020г.
Организация внеурочная деятельность во 2-4 классах осуществляется через
разнообразные формы воспитательной деятельности, в том числе через органы
самоуправления, экскурсии, походы, систему дополнительного образования, реализуемую в
школе, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта города Нижние
Сергии обеспечивает занятость младших школьников в соответствии с их выбором и создает
условия для развития творческих интересов детей, включения их в художественную,
техническую, спортивную и другую деятельность.
Сочетание различных форм внеурочной деятельности способствует формированию у
учащихся начальной школы:
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур и народов;
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
-умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;

-способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;
-логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
-способности использования начальных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных
и пространственных отношений;
-пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки
и оценки;
-значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
-уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
-умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
С 5 сентября 2022 года вводится цикл еженедельных занятий «Разговоры о важном» (34
часа со 2 по 4 классы), направленных на развитие ценностного отношения школьников к
своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре. Данные занятия с детьми направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основной формат данного внеурочного занятия разговор, или беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Основные задачи курса «Русский язык: теория и практика» внеурочной деятельности –
обобщить, систематизировать полученные ранее знания по правописанию, совершенствовать
пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся, направлять внимание
учащихся к собственной письменной речи, научить практическому использованию
полученных знаний и умений на уроках русского языка, развивать речь и мышление
учащихся.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки учащихся и составляет не более 1350 часов за
4 года обучения.
В качестве приложений к плану внеурочной деятельности классный руководитель
начальной школы ведет индивидуальную карту занятости учащихся в различных формах
внеурочной деятельности, в которую, при необходимости могут вноситься коррективы.
3.2. Недельный учебный план.
Начальное общее образование
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и

Учебные предметы

Русский язык

2

Классы
3
4

4

4

4

Итого
12

литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Литературное чтение
Родной язык (русский)*
Литературное чтение на
родном (русском) языке*
Иностранный язык
(английский)
Математика

4
0,5
0,5

4
0,5
0,5

3
0,5
0,5

11
1,5
1,5

2

2

2

6

4

4

4

12

Окружающий мир

2

2

2

6

Основы религиозных
культур и светской этики

-

-

1

1

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

1
1

1
1

1
1

3
3

1
1
1
3
Технология
2
2
2
6
Физическая
культура
Итого в неделю
22
22
22
66
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математическая мозаика
1
1
1
3
ИТОГО максимальная нагрузка при 5-ти
23
23
23
69
дневной
учебной неделе
*Примечание: данные предметы изучаются по 1 часу по полугодиям: 1 полугодие – родной
язык (русский), 2 полугодие – литературное чтение на родном (русском) языке.
3.3. Годовой учебный план.
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Начальное общее образование
Учебные предметы
2

Классы
3
4

Итого

Русский язык
Литературное чтение
Родной язык (русский)*
Литературное чтение на
родном (русском) языке*
Иностранный язык
(английский)
Математика

136
136
17
17

136
136
17
17

136
102
17
17

408
374
51
51

68

68

68

204

136

136

136

408

Окружающий мир

68

68

68

204

-

-

34

34

34

34

34

102

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка

Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура

34

34

34

102

34
34
Технология
68
68
Физическая
культура
Итого в неделю
748
748
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математическая мозаика
34
34
ИТОГО максимальная нагрузка при 5-ти
782
782
дневной
учебной неделе

34
68

102
204

748

2244

34
782

102
2346

*Примечание: данные предметы изучаются по 1часу по полугодиям: 1 полугодие – родной
язык (русский), 2 полугодие – литературное чтение на родном (русском) языке.
3.4.

План внеурочной деятельности.

Название курса внеурочной
деятельности
Разговоры о важном
Русский язык: теория и практика

2а
1

Итого в неделю
Итого в год

1
34

2б
1

2в
1

3а
1

1
3
102

1
34

Классы
3б 3в 3г
1
1
1
1
1
34

2
68

1
34

Итого
4а
1

4б
1
1

4в
1
1

10
4

3
102

2
68

14
476

3.5. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
Образовательные достижения учащихся подлежат текущему контролю успеваемости и
промежуточной аттестации в обязательном порядке только по предметам, включенным в
учебный план класса, в котором они обучаются.
Текущий контроль успеваемости подразделяется на поурочный и четвертной, который
проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю обязательной части
(ФГОС) учебного плана. Текущий контроль успеваемости по предметам части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений, проводится согласно приказу по
образовательной организации на начало текущего учебного года, в котором определяется
отметочное или зачетное оценивание. Если на изучение предмета (курса, модуля) по учебному
плану отводится 1 час в неделю, то текущий контроль проводится по полугодиям, отведение
большего количества часов подразумевает проведение текущего контроля по четвертям.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом
основной образовательной программы соответствующего уровня и рабочей программы по
учебному предмету, курсу, модулю.
Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде отметок по 5-ти бальной
шкале и использует только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Во 2-4-х классах текущий контроль успеваемости осуществляется в виде отметок по 5-ти
бальной шкале (минимальный балл – 1, максимальный - 5) по учебным предметам, дисциплинам,
перечень которых определяется приказом по образовательной организации на начало учебного
года. В ином случае выставляется «зачтено». Сроки проведения промежуточной аттестации
определяются календарным учебным графиком.

Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в следующих формах:
-контрольная работа,
-комплексная контрольная работа,
-стандартизированные письменные работы,
-тестирование,
-контрольный диктант с грамматическим заданием,
-контрольное списывание,
-защита индивидуального/группового проекта,
-защита творческой работы, практической работы,
-защита портфолио,
-проверка техники чтения.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в виде итогового контроля 1 раз год в
качестве контроля освоения учебного предмета, курса, дисциплины и (или) образовательной
программы соответствующего уровня.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».