История школы

    Нижнесергинская школа №2 была открыта в середине 30-х годов ХХ века. Школа  одноэтажная, деревянная с печным отоплением была семилетняя.

   С 1937-1941 г директором Нижнесергинской семилетней школы №2 был Андреев Василий Степанович. С 1941-1956 г директором была Кобякова Елизавета Антоновна, требовательная, справедливая, скромная, культурная, добрая. Коллектив учителей был не большой, но сплоченный.

   В годы Великой Отечественной войны пионеры школы были постоянными гостями госпиталя, который действовал на курорте. Ребята выступали перед ранеными, писали письма. Пионеры собирали теплые вещи, чтобы отправить на фронт. Для школы пилили дрова, помогали топить печи в школе.

   28 ноября 1945 г пионерской дружине школы №2 на общерайонном слете присвоили имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской.

   Под руководством директора школы Кобяковой Е.А. был создан пришкольный участок. Выращивали яблони, крыжовник, малину, смородину, клубнику. За садом ухаживали пионеры и комсомольцы школ под руководством учителя биологии Екениной Александры Георгиевны.

   60-е годы. Расширяются и развиваются Нижнесергинский завод и город, растёт городок Гагарина, появляются улицы в леспромхозе, увеличивается количество жителей, особенно детей. Средняя школа №1 переполнена. Городу срочно потребовалась ещё одна школа. И вот уже начинается строительство, которое стало первоочередной заботой руководства города и завода.

   1965 год. На торжественной линейке 1 сентября директору Г.А.Рачеву, коллективу учителей и учащихся строители вручают символический ключ от новой школы №2. Первыми вошли в неё самые маленькие – 84 первоклассника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Школа горда не только своими учениками, но и учителями, которые дали выпускникам путёвку в жизнь. В.С.Андреев, Т.А.Смирнова, А.Г.Екенина, З.И.и В.И.Аношкины, Н.В.Сычёв, А.П. и Р.А.Бандурины, А.С.Чекасина, М.Л. и Э.Ф.Голубицкие, В.М.Мартьянова, З.А. и В.А.Блиновы, А.П.Злоказова, А.В.Нужина, В.П. Злоказов, Л.С.Киселева, Р.Ф.Маклакова, З.И.Починщикова, З.Я.Ананьина, А.И.Колосова, И.Я.Горнбергер, Т.А.Клементьева, Г.А.Морозова, Т.А.Бабушкина, З.П.Филатова, В.М.Коновалова. Это старшее поколение учителей.

   Многие поколения выпускников школы №2 с гордостью вспоминает педагога иностранного языка Бандурина А.П..

     Когда началась война, Александру  Петровичу Бандурину было 15 лет. В десятом классе А.Бандурин мечтал поступить в «Тимирязевку». Готовился, много читал, учил. Потом пригласили в военкомат и спросили: «Куда после десятого?»

- В «Тимирязевку», - ответил уверенно и …осекся.

«Какая Тимирязевка, когда немцы под Сталинградом. Иди в военное училище», - отрезал военком. И дали список училищ, на выбор. Он выбрал авиационное… Но недели через две пришла повестка в пехотное училище города Свердловска.

   И вот он – уже молоденький стриженый лейтенант, только-только примеривший офицерские погоны.

   О войне Александр Петрович вспоминает с болью. Тяжелая это память. Сразу встают перед глазами погибшие друзья: помощник Юра Фенелопов из Рыбинска, сержант Иван Степанович Сысоев, а было тому Ивану Степановичу 18 лет. Сержанта Аббасова из Баку, его земляка Кадырова – весельчака и балагура – фашист сразил одной очередь. Их и похоронили рядом в могиле.

   И еще помнит Александр Петрович, как на подступах к Балтийскому морю выбило всю роту, а их оставалось всего трое в полку.

      Тяжелым было и наступление в начале 1945 года в Восточной Пруссии. В марте Александр Петрович получил ранение. Попал в госпиталь. Но сбежал оттуда, как только прослышал, что дивизия направляется на Берлин. Еле успел. И сразу же получил в распоряжение стрелковую роту.

    В середине апреля пошли в наступление на Берлин. Немцы рвались на прорыв внешнего кольца уже окруженного Берлина в местечке Хальбе. Шли колоннами за танками и бронетранспортерами. И прорвались таки…

   Это были последние бои перед первым мая. А второго мая Берлин капитулировал.

   Все ждали конца войны. И  ночью с восьмого  на девятое мая пришло сообщение по «солдатскому радио»: подписывают капитуляцию Германии! Победа!

   Имя А.П.Бандурина в Нижних Сергах известное. Это он стал организатором и командиром клуба «Романтики». Не одно поколение нижнесергинцев с энтузиазмом, вдохновением и восторгом рассказывают о романтиках, о их делах, жизни и лесном лагере. С особенной теплотой в душе и улыбкой на лице говорят про командира, который любое дело начинал с девиза: «Стоять на своих ногах и думать своей головой».

   Клуб «Романтики» существовал с 1968-1972гг. 

   Время, казалось бы небольшое, но сколько сделано. Цель  этой организации: военно-патриотическое воспитание молодёжи.

      У нижнесергинцев хорошо сохранились в памяти эти юноши и девушки. Заметный след они оставили своей организованностью, подтянутостью, добрыми делами. Хорошо помнятся они в период торжественных шествий. В Первомайскую демонстрацию, в октябрьские торжества идёт их колонна в особой форме, чеканя шаг. На их лицах торжественная серьёзность, достоинство. А в праздник Победы  они шли  центральной улицей в след за колонной ветеранов войны.

Горожане восхищались ими и не раз говаривали:

 - «Романтики» идут… Посмотрим.

    Но в последние годы не стало этой колонны при торжественных шествиях нижнесергинцев. Что с ними? Где эти славные юноши и девушки?

   На этот вопрос ответил  член союза журналистов С.Клыпенков:

«Передо мной приказ по клубу «Романтики». В нём говорится, что в ознаменование 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, 60-летия Советской Армии и Военно-Морского Флота и 10-летия нашего клуба, совет клуба «Романтики» решил назначить встречу всех отрядов на 1-2 июля 1978 года. Капитанам отрядов приказано известить всех романтиков о дне и месте встречи».Хочу такой сайт

   И вот долгожданный день. К стенам второй школы идут раздавшиеся в плечах молодые мужчины, солидные женщины. Их лица одухотворены, взволнованы предстоящей встречей, ожиданиями.

    Здесь у школы радостные восклицания, крепкие рукопожатия, расспросы. А после первых «Как ты?», «Какой ты стал!», воспоминания минувших дней.

  Расставались юнцами. Встречаются солидными людьми с определённым жизненным и производственным опытом. Среди них рабочие и служащие, инженеры и техники, учителя и медицинские работники. Кажется невелико время, прошедшее после расставания, а изменений-то сколько!

    После короткого заседания совета капитанов С.Аношкин играет «Зарю». Собравшиеся на встречу «Романтики» встают в строй. Главный штурман клуба А.П.Бандурин краткой речью приветствует собравшихся. Поднимается флаг клуба «Романтики». Снова как и прежде, звучит девиз: «Стоять на своих ногах, думать своей головой». Под сопровождение баяна исполняется одна из любимых песен  романтиков.

   Члены клуба «Романтики» за своё недолгое существование много сделали по розыску погибших воинов при защите нашей Родины в период Отечественной войны, во время революционных событий 1917-1918 годов, в период колчаковщины, разыскивали тех земляков, которые геройски сложили голову за нашу Отчизну.

И вот звучат слова:

« Будто склонясь над судьбами,

Будто шагая в след,

Нам они стали судьями

Ребята, которых нет.»

   Бывшие романтики сообщают, Какие изменения произошли с личным составом отрядов за минувшие годы. Каждый из них старается подчеркнуть, что им дал клуб «Романтики».

   Вот какого мнения о нём В.Гришанин: «Я не был учеником-паинькой, не стоял в стороне от озорства, не верил, что у нас в школе можно что-то сделать интересное и значительное, чем-то можно зажечь и увлечь ребят.

    Когда я вступил в клуб «Романтики», я и сам загорелся их деятельностью, увидел, что и все остальные к делу относятся серьезно, с увлечением.

     Не знаю, что было бы со мной, если б не этот клуб. Это он дал понять, в чем суть человеческая. В нем мы усвоили первую ступень человеческой личности».

     Сейчас В. Гришанин – работник отдела по труду Свердловского облисполкома, занимается социологией.

    О.Мелкозерова: «Самое замечательное время – когда мы жили в лагере. Именно там получали заряд бодрости, там приобретали любовь к природе, оберегали её, учились преодолевать трудности».


     С.Левашов: «Клуб «Романтики» всегда вспоминаю с восторгом и волнением. Он определил мое будущее. После окончания Свердловского лесотехнического института, работаю в проектно-исследовательской партии. Нас называют лесными первопроходцами. И это правильно. Мы идем по нехоженой тайге, по бездорожью, где не ступала нога человека. Бывает неимоверно трудно. И тут вспоминаются юношеские годы, клуб «Романтиков», где мы получили первую закалку, учились не хныкать в трудную минуту».

Юноши и девушки, окончившие школу, попадают в необычайные условия самостоятельной жизни. Они встречаются  то с добрыми отношениями между людьми, то с дурными. На жизненном пути сталкиваются и с подлостью, и с грубостью, с хамством и несправедливостью.

   Всему этому нужно дать правильную оценку. А как? Где критерий, мера тому?

    Кто был членом клуба «Романтики» находят правильный выход. Вот что пишет бывший комиссар пятого отряда Н.Потапова. Самой ей не представилась возможности быть на слете. Она прислала теплое письмо, где каждое слово от души. Есть и такие строки:

«…Когда бывает трудно, когда наступает глухое отчаяние, вспоминаю наш девиз: «Стоять на своих ногах, думать своей головой». Уроки самостоятельности, полученные в клубе, не прошли даром. Человек и сейчас считает главным собственное достоинство. Не ждать чьей-то помощи, подсказки. Размышление в создавшейся ситуации дает возможность найти правильный выход.

  Величайшая заслуга комсомольско-молодёжного клуба «Романтики» и состоит именно в том, что он воспитывал своих членов самостоятельности, коллективизму и дружбе, упорству в преодолении трудностей, непрерывному поиску. Тот, кто усвоил азы этих качеств, тот нашёл свой путь в жизни.

    На встречу прилетела самолётом из Хабаровска Г.И.Гонтарь. Теперь она преподаватель Хабаровского педагогического института, сама воспитывает учителей-педагогов. Когда –то она была тоже романтиком, но этого клуба, что в нашей второй школе, а того, что был и теперь работает там, на Дальнем Востоке.

    Разговаривая с Галиной Ивановной, я её спросил: «Вы теперь педагог, воспитатель будущих учителей. Каково же ваше мнение о клубе «Романтики», нужны ли они теперь школам?»

Вот ее ответ:

 - Клуб «Романтиков» родился тогда, когда шел поиск трудового воспитания студентов и школьников, даже раньше тех форм, которые выкристаллизировались в результате такого поиска. Это трудовые лагеря, строительные отряды, трудовая пятая четверть, трудовой семестр. То, что «Романтики» появились раньше этих форм – в этом уже их заслуга. А если клуб «Романтики» работает круглый год, как в вашей школе, да еще с уклоном военно-патриотического воспитания, это уже новая, я бы сказала, более высшая форма воспитания, что сложилось теперь

    Воспитание – сложный процесс. В нем нет и не может быть канонов, раз и навсегда данных форм. В нем главную роль играет инициатива, вечный поиск чего-то нового, необычного. Трудовые лагеря, как форма трудового воспитания, хороши сами по себе. Но во многих местах, школах, они превратились в простую отработку. Нужно. Отработаю положенное время, так часто говорят участники их, юноши и девушки.

  Романтики собрали материалы о подводнике А.Злоказове. Почётным штурманом клуба является капитан первого ранга в отставке С.С.Шахов.

 Побывали романтики и там, где Нижнесергинский Красногвардейский отряд вёл бой с колчаковцами и белочехами. А снежные десанты! Сколько в них романтики! Как закалял волю у участников 100-километровый лыжный переход! Встреча с адъютантом В.И.Ленина С.П.Желтышевым. Лыжный поход на 150 километров -  и опять новые встречи, новые знакомства.

   Эти походы не только и не столько имели познавательное значение. Они – закалка воли, выносливости, характера, человеческого достоинства.

    А юные дзержинцы. Ведь их -  целый отряд, который следил за поведением школьников и подростков в общественных местах. Как их нам не хватает сейчас

   Самое глубокое впечатление у романтиков оставили лагерные дни. И неудивительно. На лагерь «Романтиков» никто не выделял средств, не было у него никакой материальной базы. Сами подобрали место, выехали туда, начали жить. А для жизни нужно питание, какой-то инвентарь, различная утварь. Где все взять? Пошли работать. На заработанные деньги покупали продукты, приобретали необходимое.

    У романтиков свое самоуправление. Всеми делами ведает совет капитанов, в отрядах – капитаны и их помощники. Политическим воспитанием ведают комиссары. Свои повара, санитары, кастелянши, завхозы, фотографы, художники, корреспонденты. А работали всюду, чтобы обеспечить лагерную жизнь: на подсобном хозяйстве курорта, в леспромхозе «Роскооплестара», на Нижнесергинском заводе, на железной дороге. И всюду труд не для белоручек. Хватало романтикам времени на развлечения, активный отдых, спорт.

  Велась своя система дисциплинарного воздействия, меры поощрения и взыскания. Порядок в лагере был образцовым.

   Читаю приказ. «Поварам Р.Сабировой и В.Грачёвой присвоить звание «Лучший повар «Романтиков», с вручением им «Амулета щедрости» (копии черпаков). Костровому С. Елисееву за отсутствие расторопности в работе вручать «Амулет терпимости». За усердную работу на кухне костровому С.Кучину присвоить звание «Отличный костровой» с вручением ему «Амулета верности».

     Организатором клуба «Романтики» является А.П.Бандурин. Он там значился главным штурманом. Это кормчий, рулевой корабля.

     Александр Петрович – прекрасный педагог, умело сочетающий высокую требовательность к учащимся с чутким отношением к ним. Он умел чувствовать душу подростка. Это человек кипучей энергии, высокой фантазии, неиссякаемой инициативы. Все эти качества сочетаются с высокой культурой, начитанностью, трудолюбием. Руководство клубом, вся организаторская работа его была бескорыстна 

    Но случилось так, что А.П.Бандурин внезапно заболел.

  Тяжелый недуг приковал его к постели, а потом наступила длительная потеря трудоспособности. Нет, инвалидности он не имел, хотя с таким заболеванием становятся инвалидами второй, а затем третьей группы. Не таков Александр Петрович. Он снова возвратился к педагогическому труду.

  За его отсутствие клуб «Романтики» бездействовал, затем началась трансформация содержания его работы. Весной в 1973 году педсовет школы решает вместо комсомольско-молодёжного лагеря «Романтики» организовать трудовой загородный лагерь. Даже названия не упоминалось. Заглохла поисковая работа.

   Клуб «Романтики» - прекрасная форма воспитания юношей и девушек. И он снова начал возрождаться!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».