Учебный план СОО 2022-2023

1. Программно – целевые основания, положенные в основу учебного плана.
Учебный план является основным документом, устанавливающим перечень учебных предметов
и объем учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и учебным
годам. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований нормативных
актов, в соответствии с определенным в них общим объемом учебной нагрузки, максимальным
объемом аудиторной нагрузки учащихся, составом и структурой обязательных предметных областей
по годам обучения.
МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги является организацией, осуществляющей образовательную
деятельность (далее - ОО) и обеспечивающей реализацию:
-единства образовательного пространства Российской Федерации;
-преемственность основных образовательных программ;
-вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней
сложности и направленности с учетом образовательных особенностей и способностей учащихся.
В соответствии с этим главной целью деятельности ОО являетсясоздание оптимальных условий
для социализации учащихся через применение продуктивных педагогических технологий,
ориентированных на самореализацию и развитие творчества каждого ребенка.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
-создать условия для обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей
получения общего образования в соответствии с ФГОС СОО;
-обеспечить индивидуально – личностный подход в образовании;
-формировать основы общей культуры учащихся, способствующие социализации,
самоопределению и саморазвитию каждого ребенка.
В связи с необходимостью обеспечения средствами школьного образования готовности личности к
социализации, самоопределению и самореализации, в основу учебного плана положены следующие
принципы:
-гуманистичности, который определяет приоритет общечеловеческих ценностей, свободного
развития личности;
-научности;
-последовательности планирования содержания, развивающегося по восходящей линии;
-систематичности; соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности
школьников.
Целью учебного планаМКОУ СОШ №2 г. Нижние Серги является создание
организационно-педагогических условий для реализации модели старшей профильной школы,
соответствующей требованиям ФГОС СОО и позволяющей получить результат обучения по
программам среднего общего образования, достаточный для дальнейшего самоопределения
выпускников в современном обществе.
Учебный план среднего общего образования направлен на решение следующих задач:

обеспечить условия для качественного выполнения требований ФГОС среднего
общего образования к результату освоение программ среднего общегообразования;

создать условия для реализации программ базового изучения учебных предметов в
соответствии с выборомучащихся;

реализовать принцип интеграция урочной и внеурочнойдеятельности;

обеспечить учащимся возможность получения глубоких знаний по предметам,
развитие умений интегрировать знания смежных областей научного познания;

организовать образовательную деятельность, обеспечивающую качественное
современное образование, позволяющее выпускникам занимать осмысленную, активную и
деятельную жизненную позицию.

Учебный план обеспечивает:
- реализацию прав учащихся на выбор уровня изучения учебных предметов;
- формирование информационно-методологической культуры учащихся, совершенствование
учебно-исследовательской деятельности, развитие УУД через разработку и защиту
индивидуальных проектов;
- формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних
знаний основ наук, достижений общекультурной компетентности по предметам и взаимосвязи
между ними;
- социализацию учащихся, формирование основ взаимодействия учащихся с социумом и
окружающей средой через социальные практики;
- совершенствование системы оценки образовательных результатов;
- создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их
потенциальных возможностей;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся;
- самоопределение и самореализацию учащихся, подготовку к осознанному выбору
профессии.

2.
Нормативно-правовое основание формирования учебного плана среднего общего
образования на 2022-2023 учебный год.
Учебный план МКОУ СОШ г. Нижние Серги на2022-2023 учебный год является разделом
Основной образовательной программы среднего общего образования и разработан с учетом
требований следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»в действующей редакции.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№413 в редакции от 29.06.2017.
3. Порядок организации и осуществление образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 №1015.
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» с изменениями и дополнениями от 23.12.2020г.
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 № ТС194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия».
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
8. Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области».
9. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
10.11.2017 №020181/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка».
10. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
12 мая 2016 года №2/16).
11. Устав МКОУ СОШ №2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом Управления образования
Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2015г. №75-ОД в действующей редакции.
12. Основная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная
приказом директора МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги от 01.06.2020г. № 46/1-ОД.

13. Календарный учебный график, утвержденным приказом директора МКОУ СОШ № 2 г.
Нижние Серги от 31.08.2022г. №90-ОД.

3. Учебный план среднего общего образования.
3.1. Пояснительная записка.
На уровне среднего общего образования сформировано:
Классы
Количество классов
Из них:
количество классов с численностью учащихся менее 25 человек
Численность учащихся

10– 11 классы
2
1
41

Образовательную деятельность осуществляют 15 учителей в первую смену пятидневной
учебной неделе. Уровень учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимой
нормы при пятидневной учебной неделе.
Начало занятий в 8.00, окончание учебных занятий в 13.40.
Продолжительность урока - 40 минут. Продолжительность перемен – 10-20 минут.
Годовой учебный план среднего общего образования рассчитан на 35 учебных недель в 10
классе и 34 учебные недели в 11 классе без учета государственной итоговой аттестации.
Количество каникулярного времени составляет 30 дней в период обучения и не менее 8 недель
в летний период.
Среднее общее образование – завершающий этап общего образования, обеспечивающий
функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся в изменяющихся социальноэкономических условиях, содействующая их гражданскому самоопределению, предоставляющая
возможность интеграции в систему мировой и национальной культур.
Задачами среднего общего образования являются:
- формированиероссийской гражданской идентичности учащихся сохранение и развитие
культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской
Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального
народаРоссии;
- обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
- обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования (далее – ФГОССОО);
- обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в
объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных
учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных
предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для
включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а
также внеурочнуюдеятельность;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их
самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения
профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию
образовательных программ, входящих в основную образовательнуюпрограмму;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего, профессионального образования;
- развитие государственно-общественного управления вобразовании;
- формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной
программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих
образовательнуюдеятельность;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизниобучающихся.
Учебный план школы, реализующей основную образовательную программу среднего
общего образования, отражает организационно-педагогические условия, необходимые для
достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также определяет
состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения.
Для составления учебного плана были изучены намерения и предпочтения
обучающихся и их родителей (законных представителей). Общешкольные родительские и
ученические собрания по выбору профилей и ознакомлению с проектами учебных планов были
проведены в феврале2020-2021, 2021-2022 учебныхгодов.Был выбран универсальный профиль
с базовым изучением предметов с увеличением часов, отводимых на изучение русского языка
(2 часа) и математики: алгебры и начала математического анализа, геометрии (6 часов).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего
образования – 2 года.
В обязательной части учебного плана предметная область «Родной язык и родная
литература» представлена учебными предметами «Родной язык (русский)» и «Родная
литература (русская)», на изучение которых выделяется по часу в 10 и 11 классах.
Предметная область «Иностранные языки» реализуется через учебный предмет
«Иностранный язык (английский)», на который выделяется по 3 часа в каждом классе.
Учебный предмет «Астрономия» изучается в только 11 классе.Школьный курс астрономии
призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира,
раскрывать развития представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути
познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Основная цель курса
астрономии – сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной,
отражающее современную астрономическую картину мира.
В обязательной части учебного планашколы предусмотрено выполнение учащимися
индивидуального проекта. Индивидуальный проект выполняется учащимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности:
познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной. Индивидуальный проект выполняется учащимся в течение одного года в 10
классе в рамках учебного времени, специально отведенного учебнымпланом.Социальные
практики и профессиональные пробы проводятся на базе предприятий города Нижние Серги в
рамках сетевого взаимодействия на договорной основе.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, учебный план
предполагает курсы по выбору:
10 класс – Глобальный мир в XXI веке, практикум по решению нестандартных задач по
физике, география родного края;
11 класс - Глобальный мир в XXI веке, экономика, практикум по решению нестандартных
задач по физике, география родного края.
Данные предметы введены в учебный план по результатам социологического опроса
учащихся и родителей (законных представителей) и востребованности предметов при выборе
экзаменов на государственной итоговой аттестации.

Содержание курса«Практикум по решению нестандартных задач по физике»направлено на
формирование у учащихся логического мышления, аналитических способностей, позволяет
учащимся более полно овладеть знаниями области естествознания, необходимых для успешной
итоговой аттестации выпускников, применять теоретический материал на практике.
Востребованность курса «Экономика» обусловлено тем, что в настоящее время в
современном мире появляется большое количество различных профессий, которые требуют от
специалистов различных навыков и знаний. Основной целью изучения данного курса является
формирование экономической культуры учащихся, развитие экономически активной личности, т.е.
личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности, со знанием
требований и норм цивилизованных рыночных отношений, а также направлено на создание единой
концепции непрерывного экономического образования школьников.
Курс «Глобальный мир в XXI веке» учит учащихся мыслить глобально, способствует
пониманию ими тех задач, решение которых позволяет стране быть конкурентноспособной в
лидерской гонке стран и цивилизаций.
Изучение «Географии родного края» направлено на популяризацию географии Свердловской
области, Урала и России в целом, формирование духовно-нравственного и патриотического
воспитания учащихся, развитие у учащихся географического мышления через создание образа
территории. Учащиеся получат расширенные знания о географии, экологических и экономических
аспектах родного края, национальных проектах, природоохранной деятельности в области
сохранения уникальных природных парков Свердловской области, а также у них появится
возможность прокладывать туристические маршруты, организовывать виртуальные экскурсиипо
родному краю, стать участниками научно-исследовательских проектов в области изучения
географии своей малой родины.
Результаты работы по учебным курсам (предметам) обязательной части оцениваются по
пятибалльной системе, в то время как по учебным предметам (курсам) части, формируемой
участниками образовательных отношений, – по зачетной системе.
Учебный план реализуется с использованием программно-методического сопровождения.
Перечень учебников на 2022-2023 учебный год утвержден приказом по ОО от 31.08.2022г. №92ОД в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020
года №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» с изменениями и дополнениями от 23.12.2020г.
Выполнение учебного плана направлено на реализацию задач Основной образовательной
программы среднего общего образования и способствует формированию у учащихся
самостоятельности к саморазвитию и самообразованию как фактора качественного, доступного и
эффективного образования.
С 5 сентября 2022 года вводится цикл еженедельных занятий «Разговоры о важном»,
направленных на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России,
населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные
занятия с детьми направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат данного внеурочного занятия - разговор, или беседа с обучающимися. Основные
темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием
родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
3.2.Недельный учебный план.
Среднее общее образование (универсальный профиль)
Базовый уровень изучения предметов
Предметная область

Учебные предметы
Классы

Количество часов в неделю
10
11
Итого

Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранные
языки
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

Естественнонаучные предметы

Русский язык
Литература
Родной язык
(русский)
Родная литература
(русская)
Иностранный язык
(английский)
История
Обществознание
География
Математика: алгебра
и начала
математического
анализа, геометрия
Информатика
Физика
Астрономия
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

2
3
1

2
3
1

4
6
2

1

1

2

3

3

6

2
2
1
6

2
2
1
6

4
4
2
12

1
2

1
2
1
1
1
2
1

2
4
1
2
2
4
2

30

2

1
1
2
1

Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
2
Индивидуальный проект
Итого в неделю
31
Итого за 2 года обучения
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Глобальный мир в XXI веке
1
Практикум по решению нестандартных задач
1
по физике
Экономика
География родного края
1
Итого в неделю
3
Итого за 2 года обучения
Итого максимальная нагрузка при 5-ти
34
дневной учебной неделе
Итого за 2 года обучения
3.3.

61
1
1

2
2

1
1
4

1
2
7

34
68

Годовой учебный план.
Среднее общее образование (универсальный профиль)
Базовый уровень изучения предметов

Предметная область

Учебные предметы
Классы

Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и

Русский язык
Литература
Родной язык

Количество часов в неделю
10
11
Итого

70
105
35

68
102
34

138
207
69

родная литература
Иностранные
языки
Общественнонаучные предметы
Математика и
информатика

Естественнонаучные предметы

(русский)
Родная литература
(русская)
Иностранный язык
(английский)
История
Обществознание
География
Математика: алгебра
и начала
математического
анализа, геометрия
Информатика
Физика
Астрономия
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

35

34

69

105

102

207

70
70
35
210

68
68
34
204

138
138
69
414

35
70

34
68
34
34
34
68
34

69
138
34
69
69
138
69

35
35
70
35

Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
70
Индивидуальный проект
Итого за год
1085
1020
Итого за 2 года обучения
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Глобальный мир в XXI веке
35
34
Практикум по решению нестандартных задач
35
34
по физике
Экономика
34
География родного края
35
34
Итого за год
105
136
Итого за 2 года обучения
Итого максимальная нагрузка при 5-ти
1190
1156
дневной учебной неделе в год
Итого за 2 года обучения

70
2105
69
69
34
69
241

2346

Согласно требованиям ФГОС СОО годовой учебный план определяет количество
учебных занятий за 2 года на одного учащегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не
более 34 часов в неделю при пятидневной учебной неделе).В МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги
годовой учебный план уровня среднего общего образования составил 2346 часов, что
соответствует норме.
3.4. План внеурочной деятельности.
Название курса внеурочной деятельности

Классы

Разговоры о важном
Итого в неделю

10
1
1

11
1
1

Итого
2
2

Итого в год

35

34

69

3.5. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Система оценивания реализации учебного плана состоит из нескольких уровней,
включающих оценивание как урочной, так и внеурочной деятельности учащихся в
предметных, метапредметных и личностных результатах:
- оценивание образовательных достижений учащихся по предметам учебного плана
базового уровня;
- оценивание информационной и читательскойкомпетенций;
- оценивание процесса и результата работы учащихся над индивидуальнымпроектом;
- оценивание результативности социальныхпрактик;
- достижения в самореализации учащихся в различных видах деятельности;
- экспертное (внешнее) оценивание (ЕГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, региональные репетиционные тестирования, Всероссийские проверочные работы(ВПР)
Образовательные достижения учащихся подлежат текущему контролю успеваемости и
промежуточной аттестации в обязательном порядке только по предметам, включенным в
учебный план класса, в котором они обучаются.
Текущий контроль подразделяется на поурочный и полугодовой, который проводится
по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю обязательной части. Текущий
контроль по предметам части, формируемой участниками образовательных отношений,
учебного плана проводится согласно приказу по образовательной организации на начало
текущего учебного года, в котором определяется отметочное или зачетное оценивание.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим
работником с учетом основной образовательной программы соответствующего уровня и
рабочей программы по учебному предмету, курсу, модулю.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде отметок по 5-ти бальной шкале
(минимальный балл–1, максимальный-5) по учебным предметам, дисциплинам, перечень
которых определяется приказом по образовательной организации на начало учебного года. В
ином случае
выставляется «зачтено». Сроки проведения промежуточной аттестации
определяются календарным учебным графиком и доводятся до сведения всех участников
образовательных отношений не позднее 01 октября текущего года.
Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в следующих формах:
-контрольная работа,
-комплексная контрольная работа,
-стандартизированные письменные работы,
-письменные и устные зачеты,
-тестирование,
-сочинение и изложение,
-защита индивидуального/группового проекта,
-защита творческой работы, практической работы,
-защита реферата,
-защита портфолио,
-собеседования.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме итогового контроля 1 раз год в
качестве контроля освоения учебного предмета, курса, дисциплины и (или) образовательной
программы предыдущего уровня.
В течение учебного года в 10-11 классах проводятся тренировочные и диагностические
работы телекоммуникационной системы СтатГрад в соответствии с графиком.
Оценивание индивидуального проекта старшеклассников проводится в режиме
мониторинга, предметом оценки являются не только результат работы, но и процесс, т.е.
отслеживается
успешность
формирования
навыков
самостоятельной
учебноисследовательской деятельности.
Этапы оценивания:
- октябрь 10 класса – осознанность и реалистичность темы проекта, плана егореализации;
- март 10 класса – промежуточные результаты исследования (цели, задачи проекта,изученная
литература, направленность практической части);
- апрель - май 10 класса – защита проекта, оценивание в соответствии скритериями.

Промежуточное текущее оценивание работы над проектом осуществляется школьным
методическим объединением по выбранному направлению на основесобеседования и анализа
портфолио проекта, в котором аккумулируются все материалы, собранныеиразработанные
учеником в процессе написания проекта. Результаты выполнения проекта оцениваются по
итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной
запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя. Защита индивидуальных проектов
проводится публично.
Учащиеся 11 класса по окончании освоения образовательной программы среднего
общего образования проходят государственную итоговую аттестацию согласно Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ и
Рособрнадзором от 07.11.2018 №190/1512 в действующей редакции, который определяет
формы
проведения
государственной
итоговой
аттестации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».