АОП ООО для обучающихся с НОДА (1)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Нижние Серги

Адаптированная основная образовательная программа
основного общего образования для обучающихся с НОДА

1

Содержание
Общие положения.
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата АОП ООО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АОП ООО.
2. Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий.
Программа отдельных учебных предметов, курсов.
Программа воспитания и социализации обучающихся.
Программа коррекционной работы.
3. Организационный раздел
Учебный план основного общего образования
Система условий реализации АОП ООО обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная
общеобразовательная
программа
основного
общего
образования (далее АОП ООО) для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для
обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая
особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП ООО для обучающихся с нарушениями ОДА является приложением к
основной образовательной программе основного общего образования, разработанной
и утвержденной в МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги, осуществляющей
образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Нормативно-правовую базу разработки АОП ООО для обучающихся с НОДА
составляют:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в последней редакции);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010г. № 1897;
• Нормативно-методические
документы
Минобрнауки
Российской
Федерации, Министерства Просвещения Российской Федерации (с мая 2018) и другие
нормативно-правовые акты в области образования; Устав МКОУ СОШ №2 г.Нижние
Серги
Содержание АОП ООО формируется с учётом:
- государственного заказа: создание условий для получения обучающимся
качественного образования в соответствии с государственными стандартами;
развитие
творческой,
конкурентноспособной,
общественно-активной,
функционально-грамотной, устойчиво развитой личности;
- социального заказа:
- организация образовательной деятельности в безопасных и комфортных
условиях;
- обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам
эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с
требованиями времени;
- воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств;
- обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения
интересов развития разнообразных способностей детей;
- воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и
формирование навыков здорового образа жизни;
- заказа родителей:
- возможность получения качественного образования;
- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- сохранение здоровья.
При разработке АОП ООО учтено ресурсное обеспечение образовательной
организации, образовательные потребности и запросы участников образовательных
отношений. Учебный план АОП ООО содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений, представленные во всех
разделах.
3

АОП ООО адресована обучающимся с нарушениями ОДА, достигшим к
моменту перехода в основную школу уровня развития, близкого возрастной норме и
имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его
уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же
календарные сроки.
Он полностью включен в общий образовательный поток и по окончании школы
получает такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая
основную образовательную программу, требования к которой установлены
действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
Обязательной является систематическая специальная помощь – создание
условий для реализации особых образовательных потребностей.
АОП ООО, требования к которой установлены действующим ФГОС,
поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие
жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении ООП ООО. Таким образом,
программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной
образовательной программы, осваиваемой обучающимся с нарушениями ОДА.
АОП ООО МКОУ СОШ №2 г.Нижние Сергиразработана коллективом
педагогов, психологов рассмотрена и принята педагогическим советом .
Нормативный срок освоения АОП ООО для обучающихся с НОДА – 5 лет.
I. Целевой раздел
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации адаптированной общеобразовательной программы основного
общего образования, а также способы определения достижения указанных целей и
результатов.
Пояснительная записка
Адаптированная
общеобразовательная
программа
основного
общего
образования МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги для обучающегося с нарушением
опорно-двигательного аппарата направлена на формирование у него общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной
деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями.
Цели и задачи реализации АОП ООО
Цель реализации АОП ООО – обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и
развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
комплексных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО);
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
4

- обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования,
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в
том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психологопедагогического
сопровождения
каждого
обучающегося,
формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем
культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для
самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных
отношений;
- взаимодействие образовательной организации при реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через
систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том
числе
с
использованием
возможностей
образовательных
организаций
дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов,
сотрудничество
с
базовыми
предприятиями,
учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
- проектирование образовательного процесса с учетом национальных,
региональных и этнокультурных особенностей (сохранение преемственности при
переходе с одного уровня образования на другой):
- на уровне основного общего образования: развитие способностей подростков
к осуществлению взаимодействия и экспериментирования с миром национальных,
региональных и этнокультурных отношений; включение подростков в новые виды
деятельности по освоению различных сторон социо- и этнокультурной жизни региона,
обеспечивающие условия для его самооценки и саморефлексии.
Принципы и подходы к формированию АОП обучающихсяс
нарушениями опорно-двигательного аппарата
АОП ООО учитывает особенности психофизического развития учащихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата 11 – 15 лет, их типологические и
5

индивидуальные возможности, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию, и определяет содержание и организацию образовательного
процесса обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на уровне
основного общего образования.
В основу формирования АОП ООО положены общедидактические принципы,
принципы
организации
коррекционно-развивающей
работы.
Среди
общедидактических принципов ключевыми для формирования и реализации АОП
ООО являются:
- принцип развития обучающихся, который в рамках учебной, внеурочной и
внешкольной деятельности, учитывает индивидуальные особенности обучающихся и
предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;
- принцип деятельности, который обеспечивает активную позицию всех
обучающихся в образовательном пространстве МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги;
- принцип преемственности и перспективности обучения, в соответствии с
которым устанавливаются преемственные связи с дошкольным образованием,
основным общим образованием;
- принцип целостности, который обеспечивается единством структуры
учебников и единством подходов.
Ключевыми для формирования и реализации АОП ООО принципами
организации коррекционно-развивающей работы с учащимися с НОДА выступают:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих
задач, при реализации которого программа коррекции развития учащихся должна быть
направлена на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение,
создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных
возможностей гармонического развития личности учащегося;
- принцип планирования и организации специальной коррекционновоспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных
особенностей детей при котором осуществление общеобразовательных задач
неразрывно связано с решением задач коррекционных;
- принцип комплексного использования методов и приемов коррекционной
деятельности, при реализации которого необходима некая совокупность способов и
средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические
особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материальнотехнического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и
подготовленность к его проведению учителей – дефектологов, воспитателей;
- принцип взаимосвязи в работе специалистов - это необходимость
взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
специалистов, таких как учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога,
учителей-предметников, социального педагога МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги;
- принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая
строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений).
- принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционных
мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с
коррекцией нарушенных функций и формирование приёмов их компенсации.
В основу разработки АООП ООО для обучающихся с нарушениями
опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП ООО для детей с
нарушениями ОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих
6

обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом
типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов
образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебногоплана.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям снарушениями
ОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной
деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и
нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с нарушениями ОДА среднего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержания образования.
В контексте разработки АОП основного общего образования для обучающихся
с нарушениями НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• признание обучения и воспитания как единого процесса организации
познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с
ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний,
опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к
окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства
достижения цели образования;
• признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от
характера организации доступной им учебной деятельности; воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на
основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования —
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей
личностного и социального развития обучающихся;
• учтёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения
при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

7

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего и профессионального образования;
• разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и
расширение зоны ближайшего развития.
В основу формирования адаптированной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории
Российской
Федерации, светский характер
образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП
ориентировку на программу среднего общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с НОДА;
принцип целостности содержания образования: содержание образования
едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а
понятие «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных
в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности
в реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
В структуре АОП ООО выделено три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АОП ООО, конкретизированные в соответствии с
требованиями ФГОС ООО и учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего
образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Организационный
раздел
устанавливает
общие
рамки
организации
образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов АОП ООО.
8

АОП ООО определяет общие подходы к организации урочной и внеурочной
деятельности, учитывает запросы, потребности обучающихся с НОДА и их родителей
(законных представителей), особенности образовательной системы, а также
определяются особенностями сложившейся воспитательной системы школы, а также
возможностями существующей системы дополнительного образования и социального
пространства, в котором находится МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги. На основе
анализа совокупности условий реализации АОП ООО в школе определена внутренняя
оптимизационная модель внеурочной деятельности школьников с НОДА.
Образовательная деятельность по АОП ООО организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий.
МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги, реализующая АОП ООО, обеспечивает
ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как
участников образовательных отношений с Уставом и другими документами,
регламентирующими осуществление образовательной деятельности в учреждении; с
их правами и обязанностями в части формирования реализации АОП ООО,
установленными
законодательством
Российской
Федерации
и
Уставом
образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в
части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми
АОП ООО, закрепляются в заключённом между ними и образовательной организацией
договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные
результаты освоения АОП ООО.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата -неоднородная
по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и
вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.
В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются
виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений
И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой
и М.К.Смуглиной. Международная классификация болезней 10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов
нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для
организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации
психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА в образовательном
процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболееактуальных
проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка ее результативности, МКОУ СОШ №2 г.Нижние Сергиопирается на
типологию, которая носит педагогически ориентированный характер. В данной АОП
ООО предлагается типология, основанная на оценке сформированности
познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.
Обучающиеся с нарушениями ОДА нашей школы, это учащиеся с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся самостоятельно, без
применения специальных средств, имеющие незначительные отклонения в
психическом развитии.
9

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику
построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,
свойственные всем обучающимся с нарушениями ОДА:
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;
 необходимо использование специальных методов, приемов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
 индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребенка;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации;
 коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать
речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться,
выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.);
 следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
 необходимо максимальное расширение образовательного пространства –
выход за пределы образовательной организации.
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды.
Помимо этого, дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в
сопровождении на занятиях, помощи в самообслуживании), что обеспечивает
необходимые в период обучения щадящий режим, психологическую и коррекционнопедагогическую помощь.
АОП ООО для детей с НОДА может быть реализована в разных формах, но в
соответствии с решением врачебной комиссии и на основании заявления законных
представителей обучающегося.
Педагоги, организующие образовательную и коррекционно-развивающую
деятельность, освоили специальные методики, обеспечивающие максимальный
эффект в достижении результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования
Результаты освоения АОП ООО обучающимися с НОДА оцениваются как
итоговые на момент завершения основного общего образования. Освоение АОП,
10

созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Требования к
результатам в ФГОС представлены описанием личностных, метапредметных и
предметных в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов
освоения междисциплинарных программ. Но если под метапредметными результатами
в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия,
ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в основной школе добавляется
способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить
индивидуальную образовательную траекторию.
Личностные результаты освоения адаптированной общеобразовательной
программы основного общего образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные компетенции обучающегося: овладение жизненной
компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более
сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки
обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность
основ гражданской идентичности, владение навыками пространственной и социальнобытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигатьсяв знакомом
и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социальногоокружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей.
Личностные результаты освоения адаптированной общеобразовательной
программы основного общего образования отражают:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе
с использованием информационных технологий;
4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ
отдельных учебных предметов, курсов, в т.ч. интегрированных, так и программы
воспитания и социализации, коррекционной работы.
11

Метапредметные результаты освоения АОП включают освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность
решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП
среднего общего образования, которые отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного
характера и с элементами творчества;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование элементарных знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
7) использование речевых средств и некоторых средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) формирование умений работать с учебной книгой для решения
коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и
психологическими особенностями обучающихся;
9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать)
в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
10) овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию
и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе
практической деятельности и доступном вербальном материале; установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
12) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;

12

13) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами. Метапредметные результаты формируются за счёт
реализации программы развития универсальных учебных действий и программ
учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности.
Предметные результаты отражены в основной общеобразовательной
программе.
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения АОП ООО
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями ОДА планируемых
результатов освоения АОП ООО позволяет вести оценку предметных, метапредметных
и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА,
освоивших АОП ООО.
Система оценки достижения обучающимся с НОДА планируемых результатов
освоения АОП ООО соответствует ООП ООО МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги.
Значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются
информационный, адаптивный и профориентационный аспекты содержания
образования.
Результаты освоения учащимися основных образовательных программ в части
учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей, представленные
в когнитивном, ценностно-смысловом и деятельностном аспектах:
- когнитивный критерий: устойчивые представления об истории, культуре,
языке, ценностях и традициях народов и этнических групп, проживающих на
территории региона;
- ценностно-смысловой критерий: эмоционально-оценочное отношение к
своей национальной и этнической принадлежности; осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к самобытной культуре, психологическому складу и
самосознанию других народов и этнических групп; понимание своего места во
взаимодействии с историей, культурой и традициями региона;
- деятельностный критерий: осознанное, инициативное и ответственное
участие в детских и молодежных общественных организациях, объединениях и
движениях, школьных, внешкольных мероприятиях, в том числе отражающих
национальные, региональные и этнокультурные особенности; осознанное,
инициативное участие в благотворительных акциях; ориентирование в социальноэкономических и национально-культурных событиях региона, посещение культурных
мероприятий.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АОП ООО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.

13

Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
В соответствии с ФГОС для детей с нарушениями ОДА основной задачей школы
является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребенка в повседневной
жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной
работы с ребенком в условиях инклюзии:
 адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в
школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
 владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
 осмысление и
дифференциация картины
мира, её
временно–
пространственной организации;
 осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
II. Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий, программа
отдельных учебных предметов, программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни соответствуют ФГОС ООО.
Способность учащегося, с ОВЗ самостоятельно успешно усваивать новые знания,
умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения,
т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как
обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, как в
различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,
включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное
освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1)
познавательные и учебные мотивы;
2)
учебную цель;
3)
учебную задачу;
4)
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка).
«Умение
учиться»
выступает
существенным
фактором
повышения
эффективности освоения обучающимися, предметными знаниями, умениями и
формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований
личностного морального выбора.
Содержание программы развития универсальных действий для обучающегося с
НОДА соответствует содержанию программы развития универсальных действий ООП
ООО.
14

Программы отдельных учебных предметов, курсов
Учащиеся с НОДА обучаются по общему учебному плану, по программам,
которые полностью соответствуют обязательному минимуму содержания основных
образовательных программ основного общего образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом и реализуют в полном
объеме программы соответствующих предметов. Основное содержание учебных
предметов представлено в ООП ООО.
Программа воспитания и социализации учащихся
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы
в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социальной
компетентности. Современное образование в соответствии с содержанием новых
образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими
компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни,
получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять
ответственность за свое учение с педагогами. Без получения метакомпетенций (умения
самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных
навыков ребенок с ОВЗ не будет готов к реальной жизни, где ему предстоит играть
множество жизненных ролей. Огромное значение в школе придается использованию
динамических, интерактивных форм организации учебногопроцесса и определению
предметного содержания, позволяющего гибкоприспосабливать его к индивидуальным
потребностям учащихся, а также смещению акцента на самостоятельную работу
обучающихся.
Внеурочная деятельность обучающегося с НОДА организуется по направлениям
развития личности (адаптивно-спортивное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность способствует
социальной интеграции обучающегося путем организации и проведениямероприятий,
в которых предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с НОДА и
без таковых), различных организаций. Содержание занятий, предусмотренных во
внеурочной деятельности, формируется с учителем с учетом пожеланий родителей
(законных представителей) и осуществляется в формах,отличных от урочной системы
обучения.
Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей
и интересов как обучающегося с НОДА, так и их обычно развивающихся сверстников:
1. Участие в мероприятиях центров дополнительного образования,
классных и школьных мероприятиях.
2. Творческие объединения.
3. Посещение культурных мероприятий и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающегося с НОДА учитываются
психофизиологические особенности, операционально-деятельностные возможности,
используются нетрадиционные формы работы для профилактики переутомления.
Обучающийся с НОДА, соблюдая индивидуальный режим принимает посильное
участие во внеклассных мероприятиях спортивно- оздоровительного, культурноразвлекательного характера и профориентационного характера.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются
возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Задачи, реализуемые во
15

внеурочной деятельности, включаются в индивидуальную специальную
образовательную программу.
С родителями данного обучающегося с НОДА педагогом-психологом,
социальным педагогом, классным руководителем проводится информационнопросветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особенностями учебно-воспитательного процесса;
консультативная работа по вопросам социально-педагогической, социальнопсихологической и социокультурной реабилитации.
В целях обеспечения комплексного сопровождения МАОУ СОШ № 23
взаимодействует с учреждениями дополнительного образования и другими
учреждения социально-образовательной сферы.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Цель программы коррекционной работы заключается в определении
комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи
обучающимся с НОДА для успешного освоения АОП ООО на основе компенсации
первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии,
активизации ресурсов социально- психологической адаптации личности ребенка.
Задачи программы коррекционной работы:
• определение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА
и оказание им специализированной помощи при освоении АОП ООО;
• определение оптимальных специальных условий для получения основного
общего образования обучающимися с НОДА, для развития их личностных,
познавательных, коммуникативных способностей;
• разработка
и
использование
индивидуально-ориентированных
коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения
школьников с НОДА с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей;
• реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения
обучающихся с НОДА (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума
образовательной организации (ПМПк));
• реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с НОДА;
• обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с НОДА;
• осуществление информационно-просветительской и консультативнойработы
с родителями (законными представителями) обучающихся с НОДА.
Программа
направлена
на
реализацию
коррекционных
занятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающейся с НОДА и освоение ими АОП; систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА в условиях
образовательного
процесса,
включающего
психолого-медико-педагогическое
обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных
16

потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в
освоении АОП; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, психолога, социального педагога, учителя физической
культуры, логопеда и других организаций, специализирующихся в области семьи и
других институтов; планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы реализуется в классно-урочной форме
обучения с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся.
Реализация программы коррекционной работы осуществляется специалистами
службы психолого-медико-педагогического сопровождения школы в тесном
взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Варьироваться
могут как степень участия специалистов сопровождения, так и организационные
формы
коррекционной
работы.
Организационно-управленческой
формой
коррекционного сопровождения образовательных отношений является психолого–
медико-педагогический консилиум, деятельность которого обеспечивает системное
сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
специалистами различного профиля. Основные задачи консилиума:
- защита прав и интересов ребенка;
многоаспектный анализ
личностного
и
познавательного
развития обучающегося, в т.ч. диагностика по проблемам развития;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов общего развития
и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональноволевой и личностной сфер ребёнка.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их
актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в
программе обучения и развития;
- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
- консультирование и просвещение всех участников образовательных
отношений. Коррекционное образование предполагает исправление вторичных
недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных
недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга
общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
• предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в
развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
• исправление нарушений психофизического развития медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами; формирование у учащихся средств
компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
• формирование способов познавательной деятельности, позволяющих
учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
Коррекционное
воздействие
и
стимуляция
процессов
компенсации
осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Развитие моторных
навыков имеет важнейшее значение в абилитации обучающихся с НОДА, но, уделяя
большое значение их развитию, нужно учитывать необходимость реализации
интеллектуального и креативного потенциала.
У обучающихся с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях
усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких)
показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные

17

затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с
направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой познавательной
деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной
категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с
нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными
неврологическими синдромами и др.).
Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его
эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим. Дети с выраженными
двигательными расстройствами нуждаются в психологической поддержке и
коррекции.
Логопедическая работа направлена на развитие коммуникативных навыков,
включающих устную речь ребенка, развитие коммуникативных навыков с
использованием заместителей устной речи, развитие лингвистической системы
обучающихся с НОДА, развитие произносительных способностей. Развитие
лингвистической системы обучающихся с НОДА тесно связано с содержанием
обучения, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла.
Коррекция и компенсация двигательных расстройств, обучающихся реализуется
под контролем инструктора физического воспитания. Индивидуальные занятия по
физической культуре обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного
дефекта.
Психологическое сопровождение обучающихся с НОДА осуществляется в
рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагогпсихолог проводит индивидуальные занятия по комплексному изучению и развитию
личности школьника. Основные направления деятельности школьного педагогапсихолога состоят в проведении психодиагностики познавательной сферы,
интеллекта и умственного развития, эмоционального состояния, личностных
особенностей и межличностных отношений; развитии и коррекции эмоциональноволевой сферы обучающегося; формировании коммуникативных навыков, навыков
самоконтроля и саморегуляции, совершенствовании навыков социализации и
расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным
педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической
профилактике,
направленной
на
сохранение,
укрепление
и
развитие
психологического здоровья учащегося с НОДА. Педагог - психолог проводит
консультативную работу с педагогами и родителями по вопросам, связанным с
обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог
осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами.
Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и
тренингов.
Для детей с НОДА устанавливаются следующие обязательные направления
коррекционной помощи:
медицинская
коррекция и
абилитация
(лечебновоспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое
лечение);
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи.
Обязательным условием является систематическая специальная
18

психолого- педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей,
детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с
целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации
школьного обучения в целом.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение определяется
исходя из особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА на основании
рекомендаций ПМПК и ИПР.
Направлениями
коррекционной
работы
являются
диагностическое,
коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Диагностический модуль обеспечивает своевременное выявление отклонений у
детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательной организации.
Диагностический модуль включает в себя следующие виды деятельности:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития детей
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся школы;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребёнка;
- анализ эффективности коррекционно-развивающей работы (мониторинг).
Конечной целью диагностического этапа является выработка индивидуального
коррекционного образовательного маршрута для каждого обучающегося и составление
ИПР.
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает своевременную специализированную
помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и
(или) психического развития детей с ограниченнымивозможностями

19

20

Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы общего образования
Кадровые условия
Педагогический состав образовательной организации
Служба психолого-педагогического и социального сопровождения:
педагог-психолог – 1;
учитель- логопед – 1;
учитель – дефектолог – 1;
социальный педагог – 1;
С целью сохранения единого образовательного пространства страны
требования к условиям получения
образования
обучающимися с НОДА,
представляют
собой систему
требований
к кадровым,
финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации адаптированной
общеобразовательной программы и достижения планируемых результатовэтой
категорией обучающихся. Интегративным результатом реализации
указанных
требований является
создание
комфортной коррекционно-развивающей
общеобразовательной среды: обеспечивающей высокое качество
образования,
его
доступность,
открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся; гарантирующей
охрану
и
укрепление
физического,
психологического
и социального
здоровья
обучающихся;
комфортной
по
отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В целях обеспечения реализации АОП для обучающихся с НОДА в МАОУ СОШ
№ 23 для участников образовательного процесса создаются условия, обеспечивающие
возможность: достижения планируемых результатов освоения
адаптированной
основной общеобразовательной программы всеми обучающимися; выявления и развития
способностей обучающихся через систему внеурочной деятельности (клубов, секций,
студий и кружков, осуществление общественно-полезной деятельности, в том числе
социальной практики), расширения социального опыта и социальных контактов
обучающихся с НОДА, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
учета образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, и особых, характерных для обучающихся с НОДА; участия
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в разработке основной общеобразовательной программы основного
общего
образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся; эффективного использования времени, отведенного на реализацию части
основной общеобразовательной программы, формируемой участниками учебного
процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных
представителей), спецификой общеобразовательной организации; использования в
образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа; обновления содержания адаптированной основной общеобразовательной программы,
а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования, запросов детей и их родителей (законных представителей); эффективного
управления общеобразовательной организацией с использованием информационнокоммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. К
условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих
для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с НОДА, относятся:
осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения
21

обучающимися содержанием всех образовательных областей, а также в ходе проведения
коррекционных занятий; практическая направленность всего образовательного процесса,
обеспечивающая овладение обучающимися
жизненными
компетенциями;
организация медико-психолого-педагогического сопровождения
образовательного
процесса обучающихся; организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенкас
ОВЗ. К условиям, обеспечивающим удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с НОДА, относятся: организация предметно-практической
деятельности, как основы развития познавательной сферы обучающихся с НОДА, в
частности интеллектуальной и речевой; постепенность расширения и уточнение
представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения,
ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного.
Введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих
формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего
мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной
среды;
поэтапность
овладения
социально-бытовыми
навыками.
Создание специфических условий образования обучающихся с НОДА должно
способствовать: целенаправленному
развитию способности обучающихся
к
вербальной коммуникации и взаимодействию в условиях разного социального окружения
для решения жизненных задач; формированию социально-бытовой компетентности
обучающихся,
способствующей приобщению к самостоятельной жизни в
обществе, улучшению ее качества; развитию самостоятельности и независимости в
повседневной жизни; расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы
семьи и общеобразовательной организации; раскрытию возможных избирательных
способностей
и интересов ребенка в разных видах
практической,
художественно-эстетической, спортивно- оздоровительной
деятельности; развитию
представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных
компонентов;
реализации потенциальных возможностей в овладении
профессионально-трудовой
деятельностью
и возможном совершенствовании
приобретенных трудовых навыков на уровне среднего профессионального образования.
В реализации АОП для обучающихся с НОДА принимают участие следующие
специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги-психологи, учитель
технологии, учитель музыки, социальный педагог, педагогдополнительного образования,
медицинские работники.

22

Специальное оборудование и дидактические материалы
Для обеспечения практики инклюзивного
образования
необходимо
создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для
обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных
потребностей. Такая среда обеспечивает высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей
(законных представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует
охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся.
Обеспечение
школьного образования специальным
оборудованием и дидактическими материалами обучающихся отвечает нетолько
общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим вструктуре
материально- технического обеспечения процесса инклюзивногообразования
отражена специфика требований к: организации пространства, в котором
обучаются дети; организации временного режима
обучения;техническим
средствам обучения,
включая
компьютерные
инструментыобучения,
специальным
учебникам,
рабочим
тетрадям,
дидактическимматериалам,
отвечающим общим и особым образовательным потребностямобучающихся и
позволяющих реализовывать разные варианты программы.

Технические средства обучения (включая компьютерные
инструменты
обучения, мультимедийные средства) и дидактические материалы дают
возможность удовлетворить общие и особые образовательные потребности
обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают
познавательную активность.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на
обучающегося, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено
необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного подхода в образовании.
Все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь доступ к
специальному оборудованию и дидактическим материалам, с помощью которых
можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов
для процесса инклюзивного обучения. Предусматривается материальнотехническая и
методическая поддержка процесса координации и взаимодействия
специалистов и родителей (законныхпредставителей) обучающихся.Учебнометодическое иинформационное обеспечение инклюзивного образования включает
наличие учебных кабинетов, административных помещений, школьного сайта для
создания доступа для всехучастников
образовательного
процесса
к
любой информации, связанной сорганизацией инклюзивного образовательного
процесса и
условиями
егоосуществления. В обеспечении дидактическими
материалами и специальным оборудованием инклюзивного образовательного
процесса принимают участиеродительские организации. Все оборудование
и
дидактическиематериалы,
ориентированные
на
удовлетворение
особых
образовательных потребностей, не являются узкоспециализированными и могут
использоватьсядетьми без инвалидности
и
статуса ОВЗ для
реализации
индивидуально-дифференцированного подхода.
Средства и оборудования для реабилитации
№ п/п

1.

Наименование
Характеристика
специального
оборудования и/или
материально- технического
дидактических
обеспечения
материалов
Персональные
компьютеры c
колонками и
выходом в Internet

На компьютерах
установлено
соответствующее
программное обеспечение и
ассистивные программные
продукты: встроенные речевые
синтезаторы и модули
распознавания речи платформ
«Google», «Windows»

Контингент детей,
использующих
оборудование

обучающиеся с
ОВЗ, с НОДА

2.

3.

С помощью сети Интернет
Обучающиеся с
доступны ассистивные
программные продукты и
увеличивающие
НОДА, с ОВЗ
приложения для обучения детей с
проекторы с экранами особыми образовательными
потребностями (визуальная и
интерактивная поддержка
программного материала),
интерактивные ЭОР – платформы
«Uchi.ru»
Мультимедийные

Дидактические
материалы и
оборудование для
организации
образовательного
пространства и
временного режима
обучения

Наборов букв и слогов,
картинные азбуки, таблицы
(опорные схемы) на
печатной основе, наборы
сюжетных и предметных
картинок, таблицы для обучения
«глобальному чтению». Наборы
пиктограмм, фотографий и
текстовых карточек для
составления визуальных
расписаний. Наборы предметов
различной формы материала.

Обучающиеся с
ОВЗ.

Специальное оборудование, архитектурная доступность здания Школы,
процедура создания специальных условий обучения в целом, позволяет сделать вывод
о том, что созданная в Школе образовательная среда позволяет эффективно
осуществлять инклюзивные процессы в образовании детей с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью, в соответствие с актуальными
нормативно-правовым актам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».