Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Нижние Серги Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА 1 Содержание Общие положения. 1. Целевой раздел. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата АОП ООО. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АОП ООО. 2. Содержательный раздел Программа развития универсальных учебных действий. Программа отдельных учебных предметов, курсов. Программа воспитания и социализации обучающихся. Программа коррекционной работы. 3. Организационный раздел Учебный план основного общего образования Система условий реализации АОП ООО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования (далее АОП ООО) для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП ООО для обучающихся с нарушениями ОДА является приложением к основной образовательной программе основного общего образования, разработанной и утвержденной в МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Нормативно-правовую базу разработки АОП ООО для обучающихся с НОДА составляют: • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в последней редакции); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897; • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации, Министерства Просвещения Российской Федерации (с мая 2018) и другие нормативно-правовые акты в области образования; Устав МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги Содержание АОП ООО формируется с учётом: - государственного заказа: создание условий для получения обучающимся качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентноспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности; - социального заказа: - организация образовательной деятельности в безопасных и комфортных условиях; - обеспечение качества образования, позволяющего выпускникам эффективно взаимодействовать с экономикой и обществом в соответствии с требованиями времени; - воспитание личности ученика, его нравственных и духовных качеств; - обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов развития разнообразных способностей детей; - воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни; - заказа родителей: - возможность получения качественного образования; - создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - сохранение здоровья. При разработке АОП ООО учтено ресурсное обеспечение образовательной организации, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений. Учебный план АОП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, представленные во всех разделах. 3 АОП ООО адресована обучающимся с нарушениями ОДА, достигшим к моменту перехода в основную школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включен в общий образовательный поток и по окончании школы получает такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. АОП ООО, требования к которой установлены действующим ФГОС, поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении ООП ООО. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с нарушениями ОДА. АОП ООО МКОУ СОШ №2 г.Нижние Сергиразработана коллективом педагогов, психологов рассмотрена и принята педагогическим советом . Нормативный срок освоения АОП ООО для обучающихся с НОДА – 5 лет. I. Целевой раздел Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения указанных целей и результатов. Пояснительная записка Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата направлена на формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие его личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. Цели и задачи реализации АОП ООО Цель реализации АОП ООО – обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих комплексных задач: - обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; 4 - обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; - установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для самореализации; - обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; - взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; - организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; - социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности; - проектирование образовательного процесса с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (сохранение преемственности при переходе с одного уровня образования на другой): - на уровне основного общего образования: развитие способностей подростков к осуществлению взаимодействия и экспериментирования с миром национальных, региональных и этнокультурных отношений; включение подростков в новые виды деятельности по освоению различных сторон социо- и этнокультурной жизни региона, обеспечивающие условия для его самооценки и саморефлексии. Принципы и подходы к формированию АОП обучающихсяс нарушениями опорно-двигательного аппарата АОП ООО учитывает особенности психофизического развития учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 11 – 15 лет, их типологические и 5 индивидуальные возможности, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, и определяет содержание и организацию образовательного процесса обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на уровне основного общего образования. В основу формирования АОП ООО положены общедидактические принципы, принципы организации коррекционно-развивающей работы. Среди общедидактических принципов ключевыми для формирования и реализации АОП ООО являются: - принцип развития обучающихся, который в рамках учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, учитывает индивидуальные особенности обучающихся и предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности; - принцип деятельности, который обеспечивает активную позицию всех обучающихся в образовательном пространстве МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги; - принцип преемственности и перспективности обучения, в соответствии с которым устанавливаются преемственные связи с дошкольным образованием, основным общим образованием; - принцип целостности, который обеспечивается единством структуры учебников и единством подходов. Ключевыми для формирования и реализации АОП ООО принципами организации коррекционно-развивающей работы с учащимися с НОДА выступают: - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, при реализации которого программа коррекции развития учащихся должна быть направлена на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности учащегося; - принцип планирования и организации специальной коррекционновоспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей при котором осуществление общеобразовательных задач неразрывно связано с решением задач коррекционных; - принцип комплексного использования методов и приемов коррекционной деятельности, при реализации которого необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материальнотехнического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей – дефектологов, воспитателей; - принцип взаимосвязи в работе специалистов - это необходимость взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов, таких как учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги; - принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений). - принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приёмов их компенсации. В основу разработки АООП ООО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АОП ООО для детей с нарушениями ОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих 6 обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебногоплана. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям снарушениями ОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с нарушениями ОДА среднего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АОП основного общего образования для обучающихся с нарушениями НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: • признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования; • признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учтёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; 7 • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. В основу формирования адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП ориентировку на программу среднего общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА; принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. В структуре АОП ООО выделено три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов АОП ООО. 8 АОП ООО определяет общие подходы к организации урочной и внеурочной деятельности, учитывает запросы, потребности обучающихся с НОДА и их родителей (законных представителей), особенности образовательной системы, а также определяются особенностями сложившейся воспитательной системы школы, а также возможностями существующей системы дополнительного образования и социального пространства, в котором находится МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги. На основе анализа совокупности условий реализации АОП ООО в школе определена внутренняя оптимизационная модель внеурочной деятельности школьников с НОДА. Образовательная деятельность по АОП ООО организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги, реализующая АОП ООО, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательных отношений с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в учреждении; с их правами и обязанностями в части формирования реализации АОП ООО, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной организации. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми АОП ООО, закрепляются в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения АОП ООО. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата -неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К.Смуглиной. Международная классификация болезней 10–го пересмотра). Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболееактуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка ее результативности, МКОУ СОШ №2 г.Нижние Сергиопирается на типологию, которая носит педагогически ориентированный характер. В данной АОП ООО предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Обучающиеся с нарушениями ОДА нашей школы, это учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся самостоятельно, без применения специальных средств, имеющие незначительные отклонения в психическом развитии. 9 Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с нарушениями ОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.); следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации. обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды. Помимо этого, дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на занятиях, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период обучения щадящий режим, психологическую и коррекционнопедагогическую помощь. АОП ООО для детей с НОДА может быть реализована в разных формах, но в соответствии с решением врачебной комиссии и на основании заявления законных представителей обучающегося. Педагоги, организующие образовательную и коррекционно-развивающую деятельность, освоили специальные методики, обеспечивающие максимальный эффект в достижении результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Результаты освоения АОП ООО обучающимися с НОДА оцениваются как итоговые на момент завершения основного общего образования. Освоение АОП, 10 созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Требования к результатам в ФГОС представлены описанием личностных, метапредметных и предметных в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ. Но если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в основной школе добавляется способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. Личностные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности, владение навыками пространственной и социальнобытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигатьсяв знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; способность к осмыслению социальногоокружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Личностные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования отражают: 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий; 4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, курсов, в т.ч. интегрированных, так и программы воспитания и социализации, коррекционной работы. 11 Метапредметные результаты освоения АОП включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП среднего общего образования, которые отражают: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) формирование умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся; 9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 10) овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 12) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12 13) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы развития универсальных учебных действий и программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности. Предметные результаты отражены в основной общеобразовательной программе. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения АОП ООО Система оценки достижения обучающимися с нарушениями ОДА планируемых результатов освоения АОП ООО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АОП ООО. Система оценки достижения обучающимся с НОДА планируемых результатов освоения АОП ООО соответствует ООП ООО МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги. Значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются информационный, адаптивный и профориентационный аспекты содержания образования. Результаты освоения учащимися основных образовательных программ в части учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей, представленные в когнитивном, ценностно-смысловом и деятельностном аспектах: - когнитивный критерий: устойчивые представления об истории, культуре, языке, ценностях и традициях народов и этнических групп, проживающих на территории региона; - ценностно-смысловой критерий: эмоционально-оценочное отношение к своей национальной и этнической принадлежности; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к самобытной культуре, психологическому складу и самосознанию других народов и этнических групп; понимание своего места во взаимодействии с историей, культурой и традициями региона; - деятельностный критерий: осознанное, инициативное и ответственное участие в детских и молодежных общественных организациях, объединениях и движениях, школьных, внешкольных мероприятиях, в том числе отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности; осознанное, инициативное участие в благотворительных акциях; ориентирование в социальноэкономических и национально-культурных событиях региона, посещение культурных мероприятий. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АОП ООО предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. 13 Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы В соответствии с ФГОС для детей с нарушениями ОДА основной задачей школы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребенка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии: адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); осмысление и дифференциация картины мира, её временно– пространственной организации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. II. Содержательный раздел Программа развития универсальных учебных действий Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствуют ФГОС ООО. Способность учащегося, с ОВЗ самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися, предметными знаниями, умениями и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Содержание программы развития универсальных действий для обучающегося с НОДА соответствует содержанию программы развития универсальных действий ООП ООО. 14 Программы отдельных учебных предметов, курсов Учащиеся с НОДА обучаются по общему учебному плану, по программам, которые полностью соответствуют обязательному минимуму содержания основных образовательных программ основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и реализуют в полном объеме программы соответствующих предметов. Основное содержание учебных предметов представлено в ООП ООО. Программа воспитания и социализации учащихся Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социальной компетентности. Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять ответственность за свое учение с педагогами. Без получения метакомпетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с ОВЗ не будет готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей. Огромное значение в школе придается использованию динамических, интерактивных форм организации учебногопроцесса и определению предметного содержания, позволяющего гибкоприспосабливать его к индивидуальным потребностям учащихся, а также смещению акцента на самостоятельную работу обучающихся. Внеурочная деятельность обучающегося с НОДА организуется по направлениям развития личности (адаптивно-спортивное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающегося путем организации и проведениямероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с НОДА и без таковых), различных организаций. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учителем с учетом пожеланий родителей (законных представителей) и осуществляется в формах,отличных от урочной системы обучения. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающегося с НОДА, так и их обычно развивающихся сверстников: 1. Участие в мероприятиях центров дополнительного образования, классных и школьных мероприятиях. 2. Творческие объединения. 3. Посещение культурных мероприятий и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающегося с НОДА учитываются психофизиологические особенности, операционально-деятельностные возможности, используются нетрадиционные формы работы для профилактики переутомления. Обучающийся с НОДА, соблюдая индивидуальный режим принимает посильное участие во внеклассных мероприятиях спортивно- оздоровительного, культурноразвлекательного характера и профориентационного характера. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Задачи, реализуемые во 15 внеурочной деятельности, включаются в индивидуальную специальную образовательную программу. С родителями данного обучающегося с НОДА педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем проводится информационнопросветительская работа, направленная на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями учебно-воспитательного процесса; консультативная работа по вопросам социально-педагогической, социальнопсихологической и социокультурной реабилитации. В целях обеспечения комплексного сопровождения МАОУ СОШ № 23 взаимодействует с учреждениями дополнительного образования и другими учреждения социально-образовательной сферы. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с НОДА для успешного освоения АОП ООО на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально- психологической адаптации личности ребенка. Задачи программы коррекционной работы: • определение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и оказание им специализированной помощи при освоении АОП ООО; • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с НОДА, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей; • разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с НОДА с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; • реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с НОДА (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк)); • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с НОДА; • обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с НОДА; • осуществление информационно-просветительской и консультативнойработы с родителями (законными представителями) обучающихся с НОДА. Программа направлена на реализацию коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающейся с НОДА и освоение ими АОП; систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных 16 потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АОП; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, психолога, социального педагога, учителя физической культуры, логопеда и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов; планируемые результаты коррекционной работы. Программа коррекционной работы реализуется в классно-урочной форме обучения с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся. Реализация программы коррекционной работы осуществляется специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения школы в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Варьироваться могут как степень участия специалистов сопровождения, так и организационные формы коррекционной работы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения образовательных отношений является психолого– медико-педагогический консилиум, деятельность которого обеспечивает системное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Основные задачи консилиума: - защита прав и интересов ребенка; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося, в т.ч. диагностика по проблемам развития; - составление индивидуальных образовательных маршрутов общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональноволевой и личностной сфер ребёнка. - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в программе обучения и развития; - выявление групп детей, требующих внимания специалистов; - консультирование и просвещение всех участников образовательных отношений. Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы. Задачами коррекционно-развивающих занятий являются: • предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка; • исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами; формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению; • формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы. Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Развитие моторных навыков имеет важнейшее значение в абилитации обучающихся с НОДА, но, уделяя большое значение их развитию, нужно учитывать необходимость реализации интеллектуального и креативного потенциала. У обучающихся с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные 17 затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.). Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим. Дети с выраженными двигательными расстройствами нуждаются в психологической поддержке и коррекции. Логопедическая работа направлена на развитие коммуникативных навыков, включающих устную речь ребенка, развитие коммуникативных навыков с использованием заместителей устной речи, развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА, развитие произносительных способностей. Развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА тесно связано с содержанием обучения, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла. Коррекция и компенсация двигательных расстройств, обучающихся реализуется под контролем инструктора физического воспитания. Индивидуальные занятия по физической культуре обеспечивают коррекцию индивидуального двигательного дефекта. Психологическое сопровождение обучающихся с НОДА осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагогпсихолог проводит индивидуальные занятия по комплексному изучению и развитию личности школьника. Основные направления деятельности школьного педагогапсихолога состоят в проведении психодиагностики познавательной сферы, интеллекта и умственного развития, эмоционального состояния, личностных особенностей и межличностных отношений; развитии и коррекции эмоциональноволевой сферы обучающегося; формировании коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и саморегуляции, совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащегося с НОДА. Педагог - психолог проводит консультативную работу с педагогами и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов. Для детей с НОДА устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи: медицинская коррекция и абилитация (лечебновоспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); - психологическая коррекция познавательных процессов; - психологическая коррекция эмоциональных нарушений; - психологическая коррекция социально-психологических проявлений. Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием является систематическая специальная 18 психолого- педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: - помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; - работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; - поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение определяется исходя из особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА на основании рекомендаций ПМПК и ИПР. Направлениями коррекционной работы являются диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Диагностический модуль обеспечивает своевременное выявление отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательной организации. Диагностический модуль включает в себя следующие виды деятельности: - своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; - определение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; - изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся школы; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ эффективности коррекционно-развивающей работы (мониторинг). Конечной целью диагностического этапа является выработка индивидуального коррекционного образовательного маршрута для каждого обучающегося и составление ИПР. Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей с ограниченнымивозможностями 19 20 Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования Кадровые условия Педагогический состав образовательной организации Служба психолого-педагогического и социального сопровождения: педагог-психолог – 1; учитель- логопед – 1; учитель – дефектолог – 1; социальный педагог – 1; С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с НОДА, представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации адаптированной общеобразовательной программы и достижения планируемых результатовэтой категорией обучающихся. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей общеобразовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. В целях обеспечения реализации АОП для обучающихся с НОДА в МАОУ СОШ № 23 для участников образовательного процесса создаются условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы всеми обучающимися; выявления и развития способностей обучающихся через систему внеурочной деятельности (клубов, секций, студий и кружков, осуществление общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики), расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с НОДА, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; учета образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и особых, характерных для обучающихся с НОДА; участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной общеобразовательной программы основного общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной общеобразовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой общеобразовательной организации; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; обновления содержания адаптированной основной общеобразовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей); эффективного управления общеобразовательной организацией с использованием информационнокоммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с НОДА, относятся: осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения 21 обучающимися содержанием всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий; практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями; организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся; организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенкас ОВЗ. К условиям, обеспечивающим удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, относятся: организация предметно-практической деятельности, как основы развития познавательной сферы обучающихся с НОДА, в частности интеллектуальной и речевой; постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного. Введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды; поэтапность овладения социально-бытовыми навыками. Создание специфических условий образования обучающихся с НОДА должно способствовать: целенаправленному развитию способности обучающихся к вербальной коммуникации и взаимодействию в условиях разного социального окружения для решения жизненных задач; формированию социально-бытовой компетентности обучающихся, способствующей приобщению к самостоятельной жизни в обществе, улучшению ее качества; развитию самостоятельности и независимости в повседневной жизни; расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации; раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно-эстетической, спортивно- оздоровительной деятельности; развитию представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; реализации потенциальных возможностей в овладении профессионально-трудовой деятельностью и возможном совершенствовании приобретенных трудовых навыков на уровне среднего профессионального образования. В реализации АОП для обучающихся с НОДА принимают участие следующие специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги-психологи, учитель технологии, учитель музыки, социальный педагог, педагогдополнительного образования, медицинские работники. 22 Специальное оборудование и дидактические материалы Для обеспечения практики инклюзивного образования необходимо создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей. Такая среда обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Обеспечение школьного образования специальным оборудованием и дидактическими материалами обучающихся отвечает нетолько общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим вструктуре материально- технического обеспечения процесса инклюзивногообразования отражена специфика требований к: организации пространства, в котором обучаются дети; организации временного режима обучения;техническим средствам обучения, включая компьютерные инструментыобучения, специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическимматериалам, отвечающим общим и особым образовательным потребностямобучающихся и позволяющих реализовывать разные варианты программы. Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) и дидактические материалы дают возможность удовлетворить общие и особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного подхода в образовании. Все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь доступ к специальному оборудованию и дидактическим материалам, с помощью которых можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса инклюзивного обучения. Предусматривается материальнотехническая и методическая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов и родителей (законныхпредставителей) обучающихся.Учебнометодическое иинформационное обеспечение инклюзивного образования включает наличие учебных кабинетов, административных помещений, школьного сайта для создания доступа для всехучастников образовательного процесса к любой информации, связанной сорганизацией инклюзивного образовательного процесса и условиями егоосуществления. В обеспечении дидактическими материалами и специальным оборудованием инклюзивного образовательного процесса принимают участиеродительские организации. Все оборудование и дидактическиематериалы, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей, не являются узкоспециализированными и могут использоватьсядетьми без инвалидности и статуса ОВЗ для реализации индивидуально-дифференцированного подхода. Средства и оборудования для реабилитации № п/п 1. Наименование Характеристика специального оборудования и/или материально- технического дидактических обеспечения материалов Персональные компьютеры c колонками и выходом в Internet На компьютерах установлено соответствующее программное обеспечение и ассистивные программные продукты: встроенные речевые синтезаторы и модули распознавания речи платформ «Google», «Windows» Контингент детей, использующих оборудование обучающиеся с ОВЗ, с НОДА 2. 3. С помощью сети Интернет Обучающиеся с доступны ассистивные программные продукты и увеличивающие НОДА, с ОВЗ приложения для обучения детей с проекторы с экранами особыми образовательными потребностями (визуальная и интерактивная поддержка программного материала), интерактивные ЭОР – платформы «Uchi.ru» Мультимедийные Дидактические материалы и оборудование для организации образовательного пространства и временного режима обучения Наборов букв и слогов, картинные азбуки, таблицы (опорные схемы) на печатной основе, наборы сюжетных и предметных картинок, таблицы для обучения «глобальному чтению». Наборы пиктограмм, фотографий и текстовых карточек для составления визуальных расписаний. Наборы предметов различной формы материала. Обучающиеся с ОВЗ. Специальное оборудование, архитектурная доступность здания Школы, процедура создания специальных условий обучения в целом, позволяет сделать вывод о том, что созданная в Школе образовательная среда позволяет эффективно осуществлять инклюзивные процессы в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в соответствие с актуальными нормативно-правовым актам.