Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная палитра» для детей 9-10 лет 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная палитра» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». 4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы». 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». 9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2015 № 75-од. Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста (учащихся 9-10 лет). Программа «Волшебная палитра» является программой художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами художественной деятельности учащихся являются: - художественное восприятие; - информационное ознакомление; - изобразительная деятельность; - художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта; - выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Принцип построения программы: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: -занятия в свободное время; -обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); -обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия. Возрастная группа учащихся: Программа ориентирована на учащихся 9-10 лет (3 классов). Количество часов Программа рассчитана на 68 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 2 ч в неделю. Продолжительность одного занятия: 35 – 45 минут Цели и задачи реализации программы: Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Задачи: • воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; • художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; • техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Формы и методы работы: Формы: Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Основные методы и технологии: Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: 1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. 2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. 3. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. 4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. 5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. 6. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. 2 . Структура программы Перечень УУД Личностные результаты ⎯ эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; ⎯ эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; ⎯ чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; ⎯ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; ⎯ интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника; ⎯ интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения; ⎯ интерес к изучению шедевров искусства великих художников; ⎯ осознание ответственности за выполненное художественное произведение. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: ⎯ самостоятельно формулировать тему и цели занятия; ⎯ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; ⎯ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; ⎯ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: ⎯ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением); ⎯ пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями; ⎯ осуществлять анализ и синтез; ⎯ устанавливать причинно-следственные связи; ⎯ строить рассуждения; Коммуникативные УУД: ⎯ адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника. ⎯ высказывать и обосновывать свою точку зрения; ⎯ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; ⎯ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ⎯ задавать вопросы, находить ответы. 3.Содержание программы. Тематическое планирование. Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться. 1. Основы художественной грамоты. Теоретическая часть. ⎯ Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. ⎯ Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. ⎯ Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. ⎯ Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. ⎯ Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. ⎯ Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. ⎯ Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. 2. Графика. Теоретическая часть. ⎯ Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. ⎯ Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. ⎯ Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. ⎯ Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. ⎯ Использование референсов. ⎯ Гравюра на картоне. ⎯ Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. ⎯ Связь с рисунком, композицией, живописью. Календарно-тематический план № Тема занятия КолСодержание во часов Основы художественной грамоты. 28 ч. 1-2 Вводное занятие. 2 Условия безопасной работы. «Осенние листья». Знакомство с планом работы. Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. 3-4 Орнаментальная 2 Выполнение линий разного композиция. характера: прямые, волнистые Организация линии красоты, зигзаг плоскости. Витражи и витрины. 5-6 Натюрморт из трёх 2 Понятие «тон». Одноцветная предметов. акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта. 7-8 Рисующий свет. 2 Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. 9-10 Твоя игрушка 2 Изобразительные свойства (создание формы, карандаша. роспись). Линия, штрих, тон, точка. 11-12 Теплые цвета. 2 Акварель. рисование по методу Стихия- огонь ассоциаций. 13-14 Холодные цвета. 2 Стихия – вода. 15-16 Природная форма. 2 Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Тоновая растяжка цвета, акварель. 17-18 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. 2 19-20 Ледяные узоры на 2 стекле. 21-22 Что такое референсы 2 и для чего они нужны 23-24 «Цветы зимы». 2 25-26 «Здравствуй 2 ,праздник Новый год!» 27-28 «Прогулка зимнему саду» по 2 29-30 Вводное занятие, введение в тему. 31-32 «Листья и веточки». 33-34 Художественный гербарий 35-36 Образ художественной культуры Древней Греции. 37-38 Города русской земли (виртуальная Холодная цветовая гамма. Гуашь. Пропорция человеческого тела. Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Графика. 16 ч. 2 Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо. 2 Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. 2 Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. 2 Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная. 2 Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, экскурсия). 39-40 Открытка – 2 поздравление «Защитникам Отечества» 41-42 Страна восходящего 2 солнца (Япония). штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного Гравюра на картоне. Беседа о азиатской архитектуре с использованием иллюстративного материала Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа. 43-44 Открытка – 2 поздравление «8 марта –мамин праздник» Наше творчество. 2ч. 45-46 «Мир вокруг нас» 2 Рисование с натуры. Гуашь . Беседа о экологических проблемах окружающей среды. Техники изобразительного искусства.8ч. 47-48 Волшебные нитки. 2 Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити. 49-50 Кляксография. 2 Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки. 51-52 Выдувание. 2 Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок. 53-54 Пальчиковая 2 Практическая работа. Работа живопись выполняется пальцами Наше творчество. 14 ч 55-56 Рисование по теме 2 Свободный выбор тем и "Народные материалов для исполнения праздники". 57-58 Рисование по теме 2 Свободный выбор тем и «Я за здоровый образ материалов для исполнения жизни» 59-60 Рисование по теме: 2 Свободный выбор тем и «Победа!» материалов для исполнения 61-62 «Мы рисуем небо». 2 Свободный выбор тем и материалов для исполнения 63-64 Рисование по 2 теме:«Мечты о лете!» 65-68 Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. Выставка рисунков. Подведение итогов. ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ ⎯ 4 Основные требования к знаниям и умениям учащихся Обучающиеся должны знать: особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой; основы графики; Обучающиеся должны уметь: пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки); различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; рисовать кистью элементы растительного орнамента; выполнять орнамент в круге, овал, ленту; проявлять творчество в создании работ.