Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Волшебная палитра

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная палитра»
для детей 9-10 лет

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная палитра» разработана в соответствии с нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования».
7. Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом
Управления образования Нижнесергинского муниципального района от
08.06.2015 № 75-од.
Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста
(учащихся 9-10 лет).
Программа «Волшебная палитра» является программой художественной
направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и
практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать
красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить
детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую
деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия
художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями
декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи
художественного воспитания, но и более глобальные – развивают
интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая
деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста
художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие;
- информационное ознакомление;
- изобразительная деятельность;
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор
литературных произведений, исполнение поэтических произведений,
тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и
исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма
художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского
языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного
труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта;
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор
цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для
творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени
одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе
первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго
года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне,
оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети

проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение
обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс
обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
-занятия в свободное время;
-обучение организовано на добровольных началах всех сторон
(обучающиеся, родители, педагоги);
-обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих
интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 9-10 лет (3 классов).
Количество часов
Программа рассчитана на 68 часов
и предполагает равномерное
распределение этих часов по неделям и проведение регулярных
еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 2 ч в неделю.
Продолжительность одного занятия: 35 – 45 минут
Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно –
изобразительными средствами.
Задачи:
• воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру через художественное творчество, восприятие
духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного
опыта и самосозидания;
• художественно-творческая – развивать творческие способности,
фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и
фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
• техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного
мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества
обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения
и
чувства
коллективизма.
Результаты
коллективного
художественного труда обучающихся находят применение в оформлении
кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях
художественные работы используются как подарки для родных, друзей,
ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов
художественной деятельности школьников имеет большое значение в
воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников
программой предусмотрено:
1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы, в выборе тем.
2. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами
сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми
обучающимися.
3. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий
компонент.
4. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
5. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности.
6. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для
общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной
формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт
художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна
«золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить
только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением
работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому,
традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых
первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия
представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет

пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и
предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы,
выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные,
чисто практические занятия.
Некоторые занятия проходят в форме
самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где
стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся
также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока,
полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их
обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог
вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно
комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные
вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и
подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым
путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2 . Структура программы
Перечень УУД
Личностные результаты
⎯ эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои
эмоции;
⎯ эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
⎯ чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию
собственной художественной культуры;
⎯ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
⎯ интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором ,
посредством собственного мнения о конкретном произведении
художника;
⎯ интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к
художественной форме общения;
⎯ интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
⎯ осознание
ответственности
за
выполненное
художественное
произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
⎯ самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
⎯ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
⎯ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;

⎯ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
⎯ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план последовательности работы над художественны
произведением);
⎯ пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
⎯ осуществлять анализ и синтез;
⎯ устанавливать причинно-следственные связи;
⎯ строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
⎯ адекватно использовать художественные средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи с использованием терминологии
художника.
⎯ высказывать и обосновывать свою точку зрения;
⎯ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
⎯ договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
⎯ задавать вопросы, находить ответы.
3.Содержание программы.
Тематическое планирование.
Изобразительное искусство – наиболее применимая область
эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму,
экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой
культурой. Более свободное владение различными художественными
средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
1. Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
⎯ Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель,
гуашь.
⎯ Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные
сочетания в природе.
⎯ Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения
на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка:
линия, штрих, пятно, точка.
⎯ Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры
несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей,
животных.
⎯ Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

⎯ Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование
литературных произведений.
⎯ Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки
на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
2. Графика.
Теоретическая часть.
⎯ Художественные материалы. Свойства графических материалов:
карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
⎯ Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного
характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
⎯ Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
⎯ Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
⎯ Использование референсов.
⎯ Гравюра на картоне.
⎯ Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
⎯ Связь с рисунком, композицией, живописью.
Календарно-тематический план
№
Тема занятия
КолСодержание
во
часов
Основы художественной грамоты. 28 ч.
1-2
Вводное
занятие. 2
Условия безопасной работы.
«Осенние листья».
Знакомство с планом работы.
Зарисовки растений с натуры.
Пластика линий.
3-4
Орнаментальная
2
Выполнение линий разного
композиция.
характера: прямые, волнистые
Организация
линии красоты, зигзаг
плоскости.
Витражи и витрины.
5-6
Натюрморт из трёх 2
Понятие «тон». Одноцветная
предметов.
акварель – «гризайль». Тоновая
растяжка. Самостоятельное
составление натюрморта.
7-8
Рисующий свет.
2
Трансформация плоскости в объём.
Организация пространственной
среды. Карандаш, бумага.
9-10 Твоя
игрушка 2
Изобразительные
свойства
(создание
формы,
карандаша.
роспись).
Линия, штрих, тон, точка.
11-12 Теплые
цвета. 2
Акварель. рисование по методу
Стихия- огонь
ассоциаций.

13-14 Холодные
цвета. 2
Стихия – вода.
15-16 Природная форма.
2

Акварель. Рисование по методу
ассоциаций.
Тоновая растяжка цвета, акварель.

17-18 Натюрморт.

Основные и дополнительные цвета.
Изобразительные свойства гуаши.

2

19-20 Ледяные узоры на 2
стекле.
21-22 Что такое референсы 2
и для чего они
нужны
23-24 «Цветы зимы».
2

25-26 «Здравствуй
2
,праздник
Новый
год!»
27-28 «Прогулка
зимнему саду»

по 2

29-30 Вводное
занятие,
введение в тему.

31-32 «Листья и веточки».

33-34 Художественный
гербарий
35-36 Образ
художественной
культуры
Древней
Греции.
37-38 Города
русской
земли (виртуальная

Холодная цветовая гамма. Гуашь.
Пропорция человеческого тела.
Изобразительные свойства
акварели. Беседа о натюрморте, как
о жанре живописи.
Иллюстративный материал.
Свободный выбор тем и
материалов для исполнения.

Композиция с фигурами в
движении. Пропорция
человеческой фигуры.
Графика. 16 ч.
2
Условия безопасной работы.
Знакомство с планом работы с
графическими материалами и
приспособлениями.
Разнохарактерные линии. Тушь,
перо.
2
Рисование с натуры. Тушь, перо.
Упражнения на выполнение линий
разного характера: прямые,
изогнутые, прерывистые,
исчезающие.
2
Композиция и использование
листьев гербария в качестве
матриц. «Живая» линия – тушь,
перо.
2
Набросочный характер рисунков с
разных положений, положение
предметов в пространстве. Свет и
тень – падающая . собственная.
2
Цветовой фон в технике
монотипии. Дома – линиями,

экскурсия).
39-40 Открытка
– 2
поздравление
«Защитникам
Отечества»
41-42 Страна восходящего 2
солнца (Япония).

штрихами. Люди – силуэты. Цвет
как выразитель настроения.
Использование шаблона и
трафарета. Штрих. Выделение
главного
Гравюра на картоне. Беседа о
азиатской архитектуре с
использованием иллюстративного
материала
Использование аппликации,
орнаментики. Шрифт. Творческая
работа.

43-44 Открытка
– 2
поздравление
«8
марта
–мамин
праздник»
Наше творчество. 2ч.
45-46 «Мир вокруг нас»
2
Рисование с натуры. Гуашь .
Беседа о экологических проблемах
окружающей среды.
Техники изобразительного искусства.8ч.
47-48 Волшебные нитки.
2
Практическая работа. Работа
выполняется с помощью красок и
нити.
49-50 Кляксография.
2
Практическая работа. Работа
выполняется с помощью красок и
зубной щетки.
51-52 Выдувание.
2
Практическая работа. Работа
выполняется с помощью красок.
53-54 Пальчиковая
2
Практическая работа. Работа
живопись
выполняется пальцами
Наше творчество. 14 ч
55-56 Рисование по теме
2
Свободный выбор тем и
"Народные
материалов для исполнения
праздники".
57-58 Рисование по теме
2
Свободный выбор тем и
«Я за здоровый образ
материалов для исполнения
жизни»
59-60 Рисование по теме:
2
Свободный выбор тем и
«Победа!»
материалов для исполнения
61-62 «Мы рисуем небо».
2
Свободный выбор тем и
материалов для исполнения
63-64 Рисование по
2
теме:«Мечты о
лете!»

65-68 Творческая
аттестационная
работа. Свободный
выбор техники и
материалов.
Выставка рисунков.
Подведение итогов.

⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

4

Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция,
ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И.
Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья,
палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы растительного орнамента;
выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
проявлять творчество в создании работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».