Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Школьный театр 5-9 классы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школьный театр»
для детей 13-16 лет
(5-9 классы)

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школьный театр» разработана в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования».
7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности».
12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом
Управления образования Нижнесергинского муниципального района от
08.06.2015 № 75-од.
В основе рабочей программы лежит пособие: Гиппиус С. В. Полный курс
актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
Программа носит художественную направленность и рассчитана на учащихся
средних и старших классов.
Срок реализации: 68 часов (2 часа в неделю)
В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают у детей.
Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности, уверенность в себе,
творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для адаптации в социуме.

Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в игровой форме. Дети,
оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого общения; импровизации;
умению фантазировать, перевоплощаться; не бояться публичных выступлений;
смеяться над собой; сочувствовать, помогать. Творческие уроки развивают речь,
улучшают дикцию, расширяют кругозор, словарный запас, развивают память
ребёнка. Самое главное: навыки эти помогают проявить свою индивидуальность,
стать личностью, выбрать для себя лучшее направление во взрослой жизни.
Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого
потенциала подростков средствами театрального искусства.
Задачи:
-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию,
способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе
мотивации к обучению, познанию и творчеству;
- развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению
выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами;
-формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной
индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через
проигрывание социальных ролей и ситуаций;
-обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре;
-приобщать подростков к театральному искусству.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
- различие основные нравственно-этических понятий;
- соотнесение поступков с моральной нормой;
- оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил
правильно и др.);
-оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- мотивация своих действий;
- готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
-проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия,
внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др.
положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание,
удивление, желание больше узнать;
- оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений,
самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач;
- применение правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;

- уважение мнения другого человека;
- проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к
собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- удерживание цели деятельности до получения ее результата;
- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности
необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно,
ложно, истинно, существенно, несущественно»);
- корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения;
- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной)
деятельности;
- оценивание результатов деятельности (чужой, своей);
- оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на
вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, установление их
причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;
- проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по
ролям
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и
активности;
- работа в группе, учет мнения партнёров;
- обращение за помощью;
- формулировка своих затруднений;
- предложение помощи и сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- осуществление взаимного контроля;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с
требованиями речевого этикета;
- составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику
повествования, приводят убедительные доказательства;

- уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект,
импровизировать;
- работать в группе, в коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями.
Обучающиеся научатся:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными
героями.
Обучающие получат возможность научиться:
- осваивать первичных представлений о театре и его истории, владеть театральной
терминологией;
- приобретать начальное умение фиксировать и осмыслять особенности
поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
- приобретать первоначальное умение превращать своё поведение в поведение
другого человека, животного, предмета;
- навыкам работы в группе, общению друг с другом, выстраиванию партнерских
отношений, основанных на взаимном уважении и взаимопонимании;
- развитию своих наблюдательных и познавательных способностей,
эмоциональности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти,
образного мышления, чувства ритма;
- овладению начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.

№

Темы курса

1

Вводное занятие

2

История театра.
Театр как вид
искусства
Как зрителю вести
себя в театре

3

Содержание курса
Содержание
Организационные вопросы. Инструктаж
по технике безопасности. Игры на
сплочение
Знакомство с понятием театр. История
театра. Знакомство с театральными
профессиями. Театральными жанрами.
Ознакомление с понятиями: «антракт»,
«авансцена», «инсценировка», «бис».

Кол-во
часов
1

1

2

4

Как создаётся
спектакль

5

Просмотр
театральной
постановки
(спектакля) и ее
обсуждение
Актерская грамота,
сценическое
искусство

6

7

Художественное
чтение

8

Сценическое
движение.
Экспромт театр

9
10

11

Знакомство с этикой поведения в театре.
Проигрывание этюда» Как надо вести себя
в театре»
Знакомить с театральными профессиями.
2
Организовывать беседу об отличиях
театра от других видов искусства.
Обсуждаем основные отличия театра от
других видов искусства. Составление
рассказ «мой любимый актёр»
Просмотр профессионального спектакля.
4
Обсуждение.

На занятиях в игровой форме идет работа
на развитие внимания, воображения и
фантазии, разыгрываются этюды на
взаимодействие с партнером. Овладение
навыками пантомимы. Этюдное
оправдание словесных действий
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа с дикцией на скороговорках и
чистоговорках. Знакомство с законами
художественного чтения. Основами
сценической лепки фразы. Чтение вслух
литературных произведений
Работа над пластикой. Разучивание
простейших танцевальных движений
Учимся импровизации на экспромт
постановках
Учимся работать с пьесой, инсценировкой.
Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Чтение пьесы

Репетиционный
период.
Работа над пьесой,
инсценировкой:
чтение сценария,
распределение ролей,
репетиции, работа
над костюмами и
декорациями
Выступление на
Учимся держаться на сцене, овладеваем

3

4

2
2
4

4

12

13

14
15

16

17

школьных
Новогодних
праздниках для
учащихся начальных
классов.
Мастерская
художника.
Театральные
профессии

профессией актёра театра.

Знакомство с профессией бутафора.
Изготовление бутафории к спектаклю.
Знакомство с профессией театрального
художника. Изготовление декорации к
спектаклю. Дорисовываем вторую
половинку картины.
Делаем афишу и
Знакомить с правилами изготовления
программку
афиши и программки. Организовывать
творческую работу учащихся
Роль декораций в
Знакомство с профессией декоратора.
постановке спектакля Выполняем эскиз декорации.
Образ актера на
Выполнение эскиза костюмов героев.
сцене. Как костюм
Знакомство с назначением театральных
влияет на отношение масок. Подготовка костюмов для
к персонажу.
спектакля
Дикция – вежливость Артикуляционная гимнастика,
актёра
выполнение упражнений на дыхание,
дикцию, подачу звука, всестороннее
развитие голосового аппарата.
Тренировка сложных звукосочетаний,
скороговорки. Подбор, сочинение и
отработка текстов, направленных на
выправление индивидуальных
недостатков речи.
Наблюдение
Решение практических задач, упражнений
(Наблюдение –
на внимание, наблюдательность. Навыки
основа
осознанного наблюдения за окружающим
перевоплощения)
миром, животными, людьми.
Импровизации – имитации поведения
животных и птиц, людей разного возраста,
профессии, характерных сказочных
персонажей.
Обсуждение, анализ достоверности,
правдивости (похоже – не похоже,
перевоплощается – кривляется).

2

2

2
1

2

2

18

«Если бы…, как
будто…»

19

Предлагаемые
обстоятельства

20

Актёрский этюд.
Поведение, действия
актёра – главное
выразительное
средство театра.

21

Голос – инструмент
актёра

22

Речевая орфоэпия

Актёрские задания на точность и
вариативность повторения: «повтори»,
«дополни», «отличись».
Трансформация физических действий с
учётом меняющихся условий (рисовать
так, как будто болит рука, ломается
карандаш, ветер сдувает листок бумаги и
т.д.)
Обыгрывание обстоятельств места,
времени, логики поведения (откуда и
зачем пришёл, куда направляюсь, чего
хочу, что мешает). Импровизации в
предложенных обстоятельствах.
Придумывание историй, показ «по
правде». Поиск убедительного жеста,
мимики, взгляда, интонации. Событие на
сцене как актёрская задача, требующая
определенной логики поведения.
Анализ, обсуждение того, «что» и «как»
играет актёр. Осознание самого себя «в
двух лицах»: актёр – и «материал», и
«мастер» в одном лице.
Упражнения на развитие осознанного
внимания к темпу, громкости, тембру
речи, интонации. Упражнения,
направленные на развитие ровности,
плавности, гибкости, выносливости
голоса. Поиск звукового посыла,
полётности звучания. Тренировка тихого
звучания – театрального шёпота.
Освоение культуры сценической речи.
Практические упражнения на основе
правил произнесения гласных и
согласных, ударений, пауз и т.д..
Слушание, сравнение и анализ с точки
зрения орфоэпии разных вариантов
произнесения одного и того же слова,
фразы. Выработка установки на внимание
к качеству собственной устной речи и
речи окружающих.

2

2

2

2

2

23

24

25

26

27

28
29

Поэтическая речь

Выразительное чтение стихотворений.
Самостоятельный поиск темпа, ритма,
тембра, интонации.
Чувство партнёра
Упражнения на органичное
сосуществование на сцене вдвоём, втроём;
развитие воображения, скорости реакции,
навыка совместной слаженной работы.
Отработка вариантов: одновременное
действие и действие друг с другом.
Импровизации, «досочинение своей роли»
в логике, заданной другим человеком.
Бытовые сценки и коммуникативные
ситуации («гость и хозяин», «в магазине»,
«в музее», «в автобусе» и т.д.)
Сценическое
Поиск и тренировка согласованности,
общение
контакта с партнёром по сцене. Тактика
взаимодействия в пространстве, речевой
интонации, мимике и жестах.
Пристройка сверху, пристройка снизу.
Умение видеть, слышать, понимать,
предугадывать действия партнера.
Музыкальное
Знакомство с ролью музыки в спектакле.
сопровождение. Звук Знакомство с понятиями «фонограмма» и
и шумы
«живая музыка». Чтение стихотворения
Ю. Владимирова «Оркестр» в
предлагаемых обстоятельствах
Репетиционный
Постановки по выбранным
период.
произведениям. Осваиваем сценическое
Работа над пьесой,
пространство. Овладеваем навыком
инсценировкой:
взаимодействия, сопереживания и
чтение сценария,
сочувствие. Осваиваем навыки художника,
распределение ролей, реквизитора, костюмера.
репетиции, работа
над костюмами и
декорациями.
Постановка
Постановка спектакля на сцене школы по
спектакля.
выбранному произведению.
Поездка в Театр
Просмотр профессионального спектакля.
музыкальной
Обсуждение.
комедии г.

2

2

2

2

4

2

Екатеринбурга

1
2
3-4
5-6
7-9
10
11-13
14-17

18-19
20-21
22-23
24-27
28-31

32-33
34-35
36-37
38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52

Календарно- тематическое планирование
Темы курса
Дата проведения
Вводное занятие
1четверть
06.09.2023
История театра. Театр как вид искусства
06.09.2023
Как зрителю вести себя в театре
13.09.2023 (2 ч.)
Как создаётся спектакль
20.09.2023 (2 ч.)
Просмотр спектакля.
27.09.2023 (3 ч.)
Обсуждение просмотренного спектакля
04.10.2023
Актерская грамота, сценическое искусство
11.10.2023 (2ч.)
18.10.2023
Художественное чтение
25.20.2023 (2ч.)
2 четверть
08.11.2023 (2ч.)
Сценическое движение.
15.11.2023 (2 ч.)
Экспромт театр
22.11.2023 (2 ч.)
Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году 29.11.2023 (2ч.)
(чтение сценария, распределение ролей)
Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году 06.12.2023(2 ч.)
(репетиции, работа над костюмами и декорациями). 13.12.2023 (2 ч.)
Выступление на школьных Новогодних праздниках 20.12.2023 (2 ч.)
для учащихся начальных классов.
27.12.2023 (2 ч.)
3 четверть
Мастерская художника. Театральные профессии
10.01.2024 (2 ч.)
Делаем афишу и программку
17.01.2024 (2 ч.)
Роль декораций в постановке спектакля
24.01.2024 (2 ч.)
Образ актера на сцене. Как костюм влияет на 31.01.2024
отношение к персонажу.
Дикция – вежливость актёра
07.02.2024 (2 ч.)
Наблюдение
14.02.2024 (2 ч.)
(Наблюдение – основа перевоплощения)
«Если бы…, как будто…»
21.02.2024 (2 ч.)
Предлагаемые обстоятельства
28.02.2024 (2 ч.)
Актёрский этюд. Поведение, действия актёра – 06.03.2024 (2 ч.)
главное выразительное средство театра.
Голос – инструмент актёра
13.03.2024 (2 ч.)
Речевая орфоэпия
20.03.2024 (2 ч.)
4 четверть

53-54
55-56
57-58
59-60
61-64
65-66
67-68

Поэтическая речь
Чувство партнёра
Сценическое общение
Музыкальное сопровождение. Звук и шумы
Репетиционный период. Постановки по сказкам и
инсценировкам рассказов
Постановка
спектакля,
выступление
перед
учащимися начальной школы.
Поездка в Театр музыкальной комедии г.
Екатеринбурга

03.04.2024 (2 ч.)
10.04.2024 (2 ч.)
17.04.2024 (2 ч.)
24.04.2024 (2 ч.)
08.05.2024 (2 ч.)
15.05.2024 (2 ч.)
22.05.2024 (2 ч.)
29.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».