РП Астрономия 11 кл

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального
района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижние Серги

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от 31.08.2023 №96-ОД
Директор __________ М.А.Тараева
Принято Педагогическим советом.
Протокол от 30.08.2023 №1.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1953401)
учебного предмета
«Астрономия»
для обучающихся 11 класса
уровня полного общего образования

Г. Нижние Серги, 2023 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным,метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования, по программе Страута Е.К для общеобразовательных
учреждений.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Астрономия. Базовый уровень.11класс» авторов Б.А. Воронцова –
Вельяминова, Е.К. Страута, М.: «Дрофа», 2018
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 11 классе 1 час в неделю для
обязательного изучения астрономии на базовом уровне ступени среднего общего образования.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников
средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических
законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел
и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального
компонента.
Цели и задачи:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных
масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по
астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в
конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
2

● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа
устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В процессе обучения астрономии обеспечивается формирование у школьников естественнонаучной грамотности, креативного мышления,
глобальной компетенции. Схема естественнонаучная грамотность (потребность — цель — способ — результат) позволяет наиболее
органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами,
полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями,
универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучная грамотность позволяет
вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных
результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением
карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметные задачи в курсе астрономии в формате PISA позволяет формировать у
обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для
развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В данной рабочей программе на изучение учебного предмета астрономия в 11 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год

Содержание курса.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация
светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение
3

расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники
и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние
на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов
звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления
и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А.
Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти тяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Планируемые результаты освоения курса «Астрономия»
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений учащихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению
к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
4

достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений учащихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений учащихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция
активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы,
в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений учащихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
5

их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений учащихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение,
соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
• в сфере отношений учащихся к труду,в сфере социально-экономических отношений —уважение всех форм собственности,
готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
6

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях
этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках
противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и
способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный
запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;
ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами);
7

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей,
критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой
аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и
образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное,
летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и
фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения
планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
8

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом; Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из
единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной
группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты, метеоры, болиды,
метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы
эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу
планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
9

— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной
энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Предметные результаты позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

1. Тематическое планирование.
№

10

Раздел программы
Астрономия. Ее значение и связь с другими
науками.

Количество часов
2

Практические основы астрономии.
Строение солнечной системы.
Природа тел солнечной системы.
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
Жизнь и разум во Вселенной
Итого:

1
2
3
4
5
6
7

№ п/п

Дата

1/1

04.09

2/2

11.09

11

Название
разделов, тем

5
7
8
6
4
1
33

Кол.
Час

Содержание урока

УУД

Что изучает
астрономия

1

Астрономия, ее связь с другими науками.
Развитие астрономии было вызвано
практическими потребностями человека,
начиная с глубокой древности. Астрономия,
математика и физика развивались в тесной
связи друг с другом.
Структура и масштабы Вселенной.

Личностные: обсудить потребности человека в
познании, как наиболее значимой не насыщаемой
потребности, понимание различия между
мифологическим и научным сознанием.
Метапредметные: формулировать понятие «пред
мет астрономии»; доказывать самостоятельность и
значимость астрономии как науки.
Предметные: объяснять причины возникновения и
развития астрономии, приводить примеры,
подтверждающие данные причины;
иллюстрировать примерами практическую
направленность астрономии; воспроизводить
сведения по истории развития астрономии, ее
связях с другими науками.

Наблюдения —
основа
астрономии

1

Наземные и космические приборы и методы
исследования астрономических объектов.
Телескопы и радиотелескопы.

Личностные: взаимодействовать в группе
сверстников при выполнении самостоятельной
работы; организовывать свою познавательную

Всеволновая астрономия.

деятельность.
Метапредметные: формулировать выводы об
особенностях астрономии как науки; приближенно
оценивать угловые расстояния на небе;
классифицировать телескопы, используя
различные основания (конструктивные
особенности, вид исследуемого
спектра и т. д.); работать с информацией научного
содержания.
Предметные: изображать основные круги, линии и
точки небесной сферы (истинный
(математический) горизонт, зенит, надир, отвесная
линия, азимут, высота); формулировать понятие
«небесная сфера»; использовать полученные ранее
знания из раздела «Оптические явления» для
объяснения устройства и принципа работы
телескопа.

Практические основы астрономии (5 часов)
3/1

12

18.09

Звезды и
созвездия.
Небесные
координаты.
Звездные карты

1

Звездная величина как характеристика
освещенности, создаваемой звездой.
Согласно шкале звездных величин разность
на 5 величин, различие в потоках света в 100
раз. Экваториальная система координат:
прямое восхождение и склонение.
Использование звездной карты для
определения объектов, которые можно
наблюдать в заданный момент времени

Личностные: организовывать целенаправленную
познавательную деятельность в ходе
самостоятельной работы.
Метапредметные: формулировать проблему
микроисследования, извлекать информацию,
представленную в явном виде.
Предметные: формулировать понятие созвездие»,
определять понятие «видимая звездная величина»;
определять разницу освещенностей, создаваемых
светилами, по известным значениям звездных
величин; использовать звездную карту для поиска

созвездий и звезд на небе.

13

4/2

25,09

Видимое
движение звезд
на различных
географических
широтах

1

Высота полюса мира над горизонтом и ее
зависимость от географической широты
места наблюдения. Небесный меридиан.
Кульминация светил. Определение
географической широты по измерению
высоты звезд в момент их кульминации

Личностные: самостоятельно управлять
собственной познавательной деятельностью.
Метапредметные: характеризовать особенности
суточного движения звезд на различных
географических широтах Земли, аналитически
доказывать возможность визуального наблюдения
светила на определенной географической широте
Земли.
Предметные: формулировать определения
терминов и понятий «высота звезды»,
«кульминация», объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом движения звезд и Солнца
на различных географических широтах.

5/3

02.10

Годичное
движение
Солнца.
Эклиптика

1

Эклиптика и зодиакальные созвездия.
Наклон эклиптики к небесному экватору.
Положение Солнца на эклиптике в дни
равноденствий и солнцестояний. Изменение
в течение года продолжительности дня и
ночи на различных географических широтах

Личностные: проявлять готовность к принятию
истории, культуры и традиций различных народов.
Метапредметные: формулировать выводы о
при чинах различной продолжительности дня и
ночи в зависимости от широты местности;
проводить анализ вида звездного неба с
использованием подвижной карты, исходя из
времени года.
Предметные: воспроизводить определения
терминов и понятия «эклиптика», объяснять
наблюдаемое движение Солнца в течение года;
характеризовать особенности суточного движения
Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах
Земли, называть причины изменения
продолжительности дня и ночи на различных
широтах в течение года.

6/4

09.10

Движение и
фазы Луны.
Затмения
Солнца и Луны

1

7/5

16.10

Время и
календарь

1

Луна — ближайшее к Земле небесное тело,
ее единственный естественный спутник.
Период обращения Луны вокруг Земли и
вокруг своей оси — сидерический
(звездный) месяц. Синодический месяц —
период полной смены фаз Луны. Условия
наступления солнечных и лунных затмений.
Их периодичность. Полные, частные и
кольцеобразные затмения Солнца. Полные и
частные затмения Луны. Предвычисленные
будущих затмений
Точное время и определение географической
долготы. Часовые пояса. Местное и поясное,
летнее и зимнее время. Календарь —
система счета длительных промежутков
времени. История календаря. Високосные
годы. Старый и новый стиль
Домашняя контрольная работа № 1 по теме:
«Практические основы астрономии»

Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность.
Метапредметные: графически пояснять условия
возникновения лунных и солнечных затмений.
Предметные: формулировать понятия и
определения «синодический период»,
«сидерический период»; объяснять наблюдаемое
движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца; описывать порядок смены лунных фаз
Личностные: проявлять толерантное и
уважительное отношение к истории, культуре и
традициям других народов.
Метапредметные: анализировать понятие «время»,
пояснять смысл понятия «время» для
определенного контекста.
Предметные: формулировать определения
терминов и понятий «местное время», «поясное
время», «зимнее время» и «летнее время»;
пояснять причины введения часовых поясов;
анализировать взаимосвязь точного времени и
географической долготы; объяснять
необходимость введения високосных
лет и нового календарного стиля.

Строение Солнечной системы (7 часов)
8/1
14

23,10

Развитие

1

Геоцентрическая система мира Аристотеля-

Личностные: высказывать убежденность в

представлений о
строении мира

Птолемея. Система эпициклов и
дифферентов для объяснения
петлеобразного движения планет. Создание
Коперником гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в становлении новой
системы мира

возможности познания системы мира.
Метапредметные: устанавливать причинно
следственные связи смены представлений о
строении мира; характеризовать вклад ученых в
становление астрономической картины мира.
Предметные: воспроизводить исторические
сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира, объяснять
петлеобразное движение планет с использованием
эпициклов и дифферентов.

9/2

13.11

Конфигурации
планет.
Синодический
период

1

Внутренние и внешние планеты.
Конфигурации планет: противостояние и
соединение. Периодическое изменение
условий видимости внутренних и внешних
планет. Связь синодического и
сидерического (звездного) периодов
обращения планет

Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность.
Метапредметные: представлять информацию о
взаимном расположении планет в различных видах
(в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы
об условиях наблюдаемости планеты в
зависимости от внешних условий расположения
Солнца и Земли.
Предметные: воспроизводить определения
терминов и понятий «конфигурация планет»,
«синодический и сидерический периоды
обращения планет».

10/3

20 11

Законы
движения планет
Солнечной
системы

1

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение
скорости движения планет по
эллиптическим орбитам. Открытие
Кеплером законов движения планет —
важный шаг на пути становления механики.
Третий закон — основа для вычисления
относительных расстояний планет от Солнца

Личностные: целенаправленно организовывать
собственную познавательную деятельность.
Метапредметные: анализировать информацию,
полученную из текста научного содержания;
объяснять суть эмпирического способа
определения формы траектории небесных тел (на
примере Марса).
Предметные: воспроизводить определения

15

терминов и понятий «эллипс», «афелий»,
«перигелий», «большая и малая полуось эллипса»,
«астрономическая единица»; формулировать
законы Кеплера.
11/4

27. 11 Определение
расстояний и
размеров тел в
Солнечной
системе.
Практическая
работа с планом
Солнечной
системы

12/5

04.12

16

Открытие и
применение
закона
всемирного
тяготения

1

Размеры и форма Земли. Триангуляция.
Горизонтальный параллакс. Угловые и
линейные размеры тел Солнечной системы.
План Солнечной системы в масштабе 1 см к
30 млн км с указанием положения планет на
орбитах согласно данным «Школьного
астрономического календаря» на текущий
учебный год.

Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность; высказывать
убежденность в единстве методов изучения
параметров Земли и других планет.
Метапредметные: анализировать информацию,
полученную из текста научного содержания;
объяснять суть эмпирического способа
определения размеров Земли.
Предметные: формулировать определения
терминов и понятий «горизонтальный параллакс»,
«угловые размеры объекта»; пояснять сущность
метода определения расстояний по параллаксам
светил, радиолокационного метода и метода
лазерной локации; вычислять расстояние до планет
по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию.

1

Подтверждение справедливости закона
тяготения для Луны и планет. Возмущения в
движении тел Солнечной системы.
Открытие планеты Нептун. Определение
массы небесных тел. Масса и плотность
Земли. Приливы и отливы

Личностные: выражать отношение к
интеллектуально-эстетической красоте и
гармоничности законов небесной механики.
Метапредметные: аналитически доказывать
справедливость законов Кеплера на основе закона
всемирного тяготения; делать вывод о
взаимодополняемости результатов применения
эмпирического и теоретического методов научного
исследования.
Предметные: определять массы планет на основе

третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать
движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом; объяснять причины
возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы.
13/6

11.12

Движение
искусственных
спутников и
космических
аппаратов (КА) в
Солнечной
системе

1

Время старта КА и траектории полета к
планетам и другим телам Солнечной
системы. Выполнение маневров,
необходимых для посадки на поверхность
планеты или выхода на орбиту вокруг нее

Личностные: выражать личностное отношение к
достижениям СССР и России в области
космических исследований, выражать собственную
позицию относительно значимости дальнейших
научных космических исследований, запуска
искусственных спутников планет; доказывать
собственное мнение, характеризующее
экологические проблемы запуска искусственных
аппаратов на околоземную орбиту и
в межпланетное пространство.
Метапредметные: анализировать возможные
траектории движения космических аппаратов,
доказывать собственную позицию,
характеризующую перспективы межпланетных
перелетов.
Предметные: характеризовать особенности
движения (время старта, траектории полета) и
маневров космических аппаратов для исследования
тел Солнечной системы; описывать маневры,
необходимые для посадки на поверхность планеты
или выхода на орбиту вокруг нее.

14/7

18.12

Контрольная
работа № 2

1

Контрольная работа № 2 по теме: «Строение
Солнечной системы»

Личностные: контролировать собственную
познавательную деятельность.
Метапредметные: извлекать и анализировать

17

информацию астрономического содержания с
использованием «Школьного астрономического
календаря».
Предметные: определять возможность наблюдения
планет на заданную дату; располагать планеты
на орбитах в принятом масштабе.
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
15/1

25. 12 Солнечная
система как
комплекс тел,
имеющих общее
происхождение

1

Гипотеза о формировании всех тел
Солнечной системы в процессе длительной
эволюции холодного газопылевого облака.
Объяснение их природы на основе этой
гипотезы

Личностные: отстаивать собственную точку зрения
о Солнечной системе как комплексе тел общего
происхождения.
Метапредметные: сравнивать положения
различных теорий происхождения Солнечной
системы; доказывать научную обоснованность
теории происхождения Солнечной системы,
использовать методологические знания о
структуре и способах подтверждения и
опровержения научных теорий.
Предметные: формулировать основные положения
гипотезы о формировании тел Солнечной системы,
анализировать основные положения современных
представлений о происхождении тел Солнечной
системы, использовать положения современной
теории происхождения тел Солнечной системы.

16/2

15.01

Земля и Луна —
двойная планета

1

Краткие сведения о природе Земли. Условия
на поверхности Луны. Два типа лунной
поверхности — моря и материки. Горы,
кратеры и другие формы рельефа. Процессы
формирования поверхности Луны и ее

Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность, высказывать
убежденность в возможности познания
окружающего мира, единстве методов изучения
характеристик Земли и других планет.

18

рельефа. Результаты исследований,
проведенных автоматическими аппаратами
и астронавтами. Внутреннее строение Луны.
Химический состав лунных пород.
Обнаружение воды на Луне. Перспективы
освоения Луны

Метапредметные: приводить доказательства
рас смотрения Земли и Луны как двойной планеты,
обосновывать собственное мнение относительно
перспектив освоения Луны.
Предметные: характеризовать природу Земли;
перечислять основные физические условия на
поверхности Луны; объяснять различия двух типов
лунной поверхности (морей и материков);
объяснять процессы формирования поверхности
Луны и ее рельефа; перечислять результаты
исследований, проведенных автоматическими
аппаратами и астронавтами; характеризовать
внутреннее строение Луны, химический состав
лунных пород.

17/3

22.01

Две группы
планет

1

Анализ основных характеристик планет.
Разделение планет по размерам, массе и
средней плотности. Планеты земной группы
и планеты-гиганты. Их различия

Личностные: проявлять готовность к
самообразованию, ответственное отношение к
учению, организовывать самостоятельную
познавательную деятельность.
Метапредметные: использовать информацию
научного содержания, представленную в
различных видах (таблицы, текст), для анализа и
сравнения характеристик планет Солнечной
системы, классификации объектов.
Предметные: перечислять основные
характеристики планет, основания для их
разделения на группы, характеризовать планеты
земной группы и планеты-гиганты, объяснять
причины их сходства и различия.

18/4

29.01

Природа планет
земной группы

1

Сходство внутреннего строения и
химического состава планет земной группы.

Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность; выступать с

19

19/5

20

05.02

Урок-дискуссия
«Парниковый
эффект —
польза или
вред?»

1

Рельеф поверхности. Вулканизм и
тектоника. Метеоритные кратеры.
Особенности температурных условий на
Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава
атмосферы Земли от атмосфер Марса и
Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и
на поверхности Марса. Состояние воды на
Марсе в прошлом и в настоящее время.
Эволюция природы планет. Поиски жизни
на Марсе

презентацией результатов своей работы;
принимать участие в общем обсуждении
результатов выполнения работы.
Метапредметные: использовать основы теории
формирования Солнечной системы для объяснения
особенностей планет земной группы; сравнивать
планеты земной группы на основе выделенных
критериев, объяснять причины различий планет
земной группы; работать с текстом научного
содержания, выделять главную мысль, обобщать
информацию, представленную в неявном виде,
характеризующую планеты земной группы.
Предметные: указывать параметры сходства
внутреннего строения и химического состава
планет земной группы; характеризовать рельеф
поверхностей планет земной группы; объяснять
особенности вулканической деятельности и
тектоники на планетах земной группы; описывать
характеристики каждой из планет земной группы.

Обсуждение различных аспектов проблем,
связанных с существованием
парникового эффекта и его роли в
формировании и сохранении уникальной
природы Земли

Личностные: доказывать собственную точку
зрения относительно последствий парникового
эффекта, основываясь на законах физики и
астрономических данных; представлять результаты
собственных исследований в виде доклада и
презентации; высказывать собственную точку
зрения относительно ценностей экологической
направленности; проявлять уважительное
отношение к мнению оппонентов.
Метапредметные: извлекать информацию о
парниковом эффекте из различных источников
и критически оценивать ее.

Предметные: объяснять механизм возникновения
парникового эффекта на основе физических и
астрономических законов и закономерностей;
характеризовать явление парникового эффекта,
различные аспекты проблем, связанных с
существованием парникового эффекта; пояснять
роль парникового эффекта в сохранении природы
Земли.
20/6

21

12.02

Планетыгиганты, их
спутники и
кольца

1

Химический состав и внутреннее строение
планет-гигантов.
Источники энергии в недрах планет.
Облачный покров и атмосферная
циркуляция. Разнообразие природы
спутников. Сходство природы спутников с
планетами земной группы и Луной. Наличие
атмосфер у крупнейших спутников.
Строение и состав колец

Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность; выступать с
презентацией результатов своей работы;
принимать участие в общем обсуждении
результатов выполнения работы.
Метапредметные: использовать основы теории
формирования Солнечной системы для объяснения
особенностей планет-гигантов; работать с текстами
научного содержания, выделять главную мысль,
обобщать информацию, представленную в неявном
виде, характеризующую планеты-гиганты,
использовать законы физики для описания
природы планет-гигантов; сравнивать природу
спутников планет-гигантов и Луны.
Предметные: указывать параметры сходства
внутреннего строения и химического состава
планет гигантов; описывать характеристики
каждой из планет-гигантов; характеризовать
источники энергии в недрах планет; описывать
особенности облачного покрова и атмосферной
циркуляции; анализировать особенности природы
спутников планет-гигантов; формулировать
понятие «планета»; характеризовать строение и

состав колец планет-гигантов.
21/7

19.02

Малые тела
Солнечной
системы
(астероиды,
карликовые
планеты и
кометы)

1

Астероиды главного пояса. Их размеры и
численность. Малые тела пояса Койпера.
Плутон и другие карликовые планеты.
Кометы. Их строение и состав. Орбиты
комет. Общая численность комет. Кометное
облако Оорта. Астероидное - кометная
опасность. Возможности и способы ее
предотвращения

Личностные: выдвигать предложения о способах
защиты от космических объектов, сближающихся
с Землей, и защищать свою точку зрения;
проявлять уважительное отношение к мнению
оппонента; высказывать личностное отношение к
четкости и высокой научной грамотности
деятельности К. Томбо..
Метапредметные: аргументированно пояснять
причины астероидно-кометной опасности;
описывать возможные последствия столкновения
Земли и других малых тел Солнечной системы при
пересечении орбит.
Предметные: определять понятие «планета»,
«малая планета», «астероид», «комета»;
характеризовать малые тела Солнечной системы;
описывать внешний вид и строение астероидов и
комет; объяснять процессы, происходящие в
комете, при изменении ее расстояния от Солнца;
анализировать орбиты комет.

22/8

26.02

Метеоры,
болиды,
метеориты

1

Одиночные метеоры. Скорости встречи с
Землей. Небольшие тел (метеориты).
Метеорные потоки, их связь с кометами.
Крупные тела. Явление болида, падение
метеорита. Классификация метеоритов:
железные, каменные, железокаменные
Домашняя контрольная работа № 3 по теме:
«Природа тел Солнечной системы»

Личностные: проявлять уважительное отношение к
мнению оппонентов; проявлять устойчивый
интерес к самостоятельной познавательной
деятельности.
Метапредметные: анализировать и отличать
наблюдаемые явления прохождения Земли сквозь
метеорные потоки.
Предметные: определять понятия «метеор»,
«метеорит», «болид»; описывать последствия
падения на Землю крупных метеоритов.

22

Солнце и звезды (6 часов)
23/1

04.03

Солнце, состав и
внутреннее
строение

1

Источник энергии Солнца и звезд —
термоядерные реакции. Перенос энергии
внутри Солнца. Строение его атмосферы.
Грануляция. Солнечная корона.
Обнаружение потока солнечных нейтрино.
Значение этого открытия для физики и
астрофизики

Личностные: высказывать мнение относительно
достоверности косвенных методов получения
информации о строении и составе Солнца;
участвовать в обсуждении полученных результатов
аналитических выводов; проявлять
заинтересованность в самостоятельном проведении
наблюдения Солнца.
Метапредметные: использовать физические законы
и закономерности для объяснения явлений и
процессов, наблюдаемых на Солнце;
формулировать логически обоснованные выводы
относительно полученных аналитических
закономерностей для светимости Солнца,
температуры его недр и атмосферы.
Предметные: объяснять физическую сущность
источников энергии Солнца и звезд; описывать
процессы термоядерных реакций протонпротонного цикла; объяснять процесс переноса
энергии внутри Солнца; описывать строение
солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на
поверхности Солнца; характеризовать свойства
солнечной короны; раскрывать способы
обнаружения потока солнечных нейтрино;
обосновывать значение открытия солнечных
нейтрино для физики и астрофизики.

24/2

11.03

Солнечная
активность и ее

1

Проявления солнечной активности:
солнечные пятна, протуберанцы, вспышки,

Личностные: участвовать в диалоге, высказывать и
отстаивать собственную точку зрения; проявлять

23

влияние
на Землю

25/3

24

18.03

Физическая
природа звезд

1

корональные выбросы массы. Потоки
солнечной плазмы. Их влияние на состояние
магнитосферы Земли. Магнитные бури,
полярные сияния и другие геофизические
явления, влияющие на радиосвязь, сбои в
линиях электропередачи. Период изменения
солнечной активности

уважительное отношение к мнению сверстников;
самостоятельно организовывать собственную
познавательную деятельность.
Метапредметные: описывать причинноследственные связи проявлений солнечной
активности и состояния магнитосферы Земли;
использовать знание физических законов и
закономерностей в плазме для описания
образования пятен, протуберанцев и других
проявлений солнечной активности.
Предметные: перечислять примеры проявления
солнечной активности (солнечные пятна,
протуберанцы, вспышки, корональные выбросы
массы); характеризовать потоки солнечной
плазмы; описывать особенности последствий
влияния солнечной активности на магнитосферу
Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний;
их влияние на радиосвязь, сбои в линиях
электропередачи; называть период изменения
солнечной активности.

Звезда — природный термоядерный реактор.
Светимость звезды. Многообразие мира
звезд. Их спектральная классификация.
Звезды-гиганты и звезды-карлики.
Диаграмма «спектр — светимость».
Двойные и кратные звезды. Звездные
скопления. Их состав и возраст

Личностные: организовывать собственную
познавательную деятельность; взаимодействовать
в группе сверстников при выполнении
самостоятельной работы; формулировать
высказывания относительно возможности
познания окружающего мира косвенными
методами.
Метапредметные: обоснованно доказывать
многообразие мира звезд; анализировать основные
группы диаграммы «спектр — светимость»;
формулировать выводы об особенностях методов

определения физических характеристик звезд,
классифицировать небесные тела; работать с
информацией научного содержания.
Предметные: характеризовать звезды как
природный термоядерный реактор; определять
понятие «светимость звезды»; перечислять
спектральные классы звезд; объяснять содержание
диаграммы «спектр — светимость»; давать
определения понятий «звезда», «двойные звезды»,
«кратные звезды»
26/4

01.04

Переменные и
нестационарные
звезды
Эволюция звезд

27/5

08.04

Эволюция звезд.

25

1

1

Цефеиды — природные автоколебательные
системы. Зависимость «период —
светимость». Затменно-двойные звезды.
Вспышки Новых — явление в тесных
системах двойных звезд. Открытие
«экзопланет» — планет и планетных систем
вокруг других звезд
Зависимость скорости и продолжительности
эволюции звезд от их массы. Вспышка
Сверхновой — взрыв звезды в конце ее
эволюции. Конечные стадии жизни звезд:
белые карлики, нейтронные звезды
(пульсары), черные дыры

Личностные: работать с различными источниками
информации, проявлять готовность к
самостоятельной познавательной деятельности.
Метапредметные: использовать знания по физике
для объяснения природы пульсации цефеид;
делать выводы о значении переменных и
нестационарных звезд для развития научных
знаний.
Предметные: характеризовать цефеиды как
природные автоколебательные системы; объяснять
зависимость «период — светимость»; давать
определение понятия «затменно-двойная звезда»;
характеризовать явления в тесных системах
двойных звезд — вспышки новых.

Оценка времени свечения звезды с
использованием физических законов и
закономерностей. Начальные стадии
эволюции звезд. Зависимость «сценария»
эволюции от массы звезды. Особенности
эволюции в тесных двойных системах.

Личностные: высказывать убежденность в
возможности познания законов природы, в
частности понимания эволюции звезд.
Метапредметные: оценивать время свечения
звезды по известной массе запасов водорода.
Предметные: объяснять зависимость скорости и

Графическая интерпретация эволюции звезд
в зависимости от физических параметров.

28/6

15.04

Контрольная
работа № 4

1

продолжительности эволюции звезд от их массы;
рассматривать вспышки сверхновой как этап
эволюции звезды; объяснять варианты конечных
стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные
звезды, пульсары, черные дыры); описывать
природу объектов на конечной стадии эволюции
звезд.

Контрольная работа № 4 по теме: «Солнце и
звезды»

Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной. (5 часов)
29/1

22.04

Наша Галактика

1

Наша Галактика на небосводе. Строение
Галактики. Состав Галактики. Вращение
Галактики. Проблема скрытой массы.

Личностные: управлять собственной
познавательной деятельностью; проявлять
готовность к само образованию; высказывать
убежденность в возможности познания
окружающей действительности.
Метапредметные: выдвигать и сравнивать
гипотезы относительно природы скрытой массы.
Предметные: описывать строение и структуру
Галактики; перечислять объекты плоской и
сферической подсистем; оценивать размеры
Галактики; пояснять движение и расположение
Солнца в Галактике; характеризовать ядро и
спиральные рукава Галактик; характеризовать
процесс вращения Галактики; пояснять сущность
проблемы скрытой массы.

30/2

29.04

Наша Галактика

1

Состав межзвездной среды и его
характеристика.
Характеристика видов туманностей.
Взаимосвязь

Личностные: проявлять навыки самообразования,
информационной культуры, включая
самостоятельную работу с книгой; высказывать
убежденность в возможности познания законов

26

31/3

27

06.05

Другие звездные
системы —
галактики

1

различных видов туманностей с процессом
звездообразования. Характеристика
излучения межзвездной среды. Научное
значение исследования процессов в
разреженной среде в гигантских масштабах.
Обнаружение органических молекул в
молекулярных облаках.

природы и их использования на благо развития
человеческой цивилизации.
Метапредметные: объяснять различные механизмы
радиоизлучения на основе знаний по физике;
классифицировать объекты межзвездной среды;
анализировать характеристики светлых
туманностей.
Предметные: характеризовать радиоизлучение
межзвездного вещества и его состав, области
звездообразования; описывать методы
обнаружения органических молекул; раскрывать
взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать
процесс формирования звезд из холодных
газопылевых облаков; определять источник
возникновения планетарных туманностей как
остатки вспышек сверхновых звезд.

Типы галактик и их характеристики.
Взаимодействие галактик. Характеристика
активности ядер галактик. Уникальные
объекты Вселенной — квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Пространственная
структура Вселенной.

Личностные: высказывать убежденность в
возможности познания законов развития галактик;
участвовать в обсуждении, проявлять уважение к
мнению оппонентов.
Метапредметные: классифицировать галактики по
основанию внешнего строения; анализировать
наблюдаемые явления и объяснять причины их
возникновения; извлекать информацию из
различных источников и преобразовывать
информацию из одного вида в другой (из
графического в текстовый).
Предметные: характеризовать спиральные,
эллиптические и неправильные галактики;
называть их отличительные особенности, размеры,
массу, количество звезд; пояснять наличие

сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик;
определять понятия «квазар», «радиогалактика»;
характеризовать взаимодействующие галактики;
сравнивать понятия «скопления» и
«сверхскопления галактик».
32/4,5
33

28

13.05

Космология
начала ХХ в.
Основы
современной
Космологии.

1

«Красное смещение» в спектрах галактик.
Закон Хаббла. Значение постоянной Хаббла.
Элементы общей теории относительности А.
Эйнштейна. Теория А. А. Фридмана о
нестационарности Вселенной и ее
подтверждение.
Научные факты, свидетельствующие о
различных этапах эволюционного процесса
во Вселенной. Темная энергия и ее
характеристики. Современная
космологическая модель возникновения и
развития Вселенной с опорой на гипотезу Г.
А. Гамова, обнаруженное реликтовое
излучение.

Личностные: высказывать собственную позицию
относительно возможности характеристики
стационарности Вселенной; участвовать в
обсуждении, уважая позицию оппонентов.
Метапредметные: сравнивать различные позиции
относительно процесса расширения Вселенной;
оценивать границы применимости закона Хаббла и
степень точности получаемых с его помощью
результатов; сопоставлять информацию из
различных источников.
Предметные: формулировать основные постулаты
общей теории относительности; определять
характеристики стационарной Вселенной А.
Эйнштейна; описывать основы для вывода А. А.
Фридмана о нестационарности Вселенной;
пояснять понятие «красное смещение» в спектрах
галактик, используя для объяснения эффект
Доплера, и его значение для подтверждения
нестационарности Вселенной; характеризовать
процесс однородного и изотропного расширения
Вселенной; формулировать закон Хаббла.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Обязательные учебные материалы для ученика:

Астрономия10-11 Воронцов-Вельяминов Б.А., Страута Е.К. издательства «ДРОФА»
Методические материалы для учителя:

Е.В. Кондакова10 ·11классыУчебное пособие для общеобразовательных организаций Москва «Просвещение»2019
Гусев Е. Б. Сурдин В. Г. Расширяя границы Вселенной (История астр в задачах) _2003.
Занимательные вопросы по астрономии и не только_Романов_2005.
Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет:

Портал дистанционного обучения Санкт-Петербурга: http://do2.rcokoit.ru
https://do2.rcokoit.ru/local/parallels/tiles.php?type=subject&subject=19 ←
Российская электронная школа (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/28 ←физика
Московская электронная школа (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/catalogue?subject_ids=56 ← Библиотека МЭШ:

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».