МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги УТВЕРЖДЕНО: Приказ от 31.08.2023 №96- ОД Директор МКОУ СОШ №2 Г. Нижние Серги ____________Тараева М.А. Принято Педагогическим советом. Протокол от 30.08.2023г. №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Культура речи» для обучающихся 8 классов уровня основного общего образования г. Нижние Серги, 2023 год Пояснительная записка «Культура речи» представляет собой важную ступеньку на пути к совершенствованию речи учащихся, поскольку существуют серьёзные проблемы в обучении литературному языку. Во-первых, это значительный разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических навыков учащихся. Во-вторых, это недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие систематической практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Встречаются часто у учащихсясущественные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности ипоследовательности изложения. Все эти проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи учащихся. Предмет ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю). Цели: ✓ реализация практико - ориентированного подхода в обучении русскому языку, ✓ формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности. Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач: ✓ овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; ✓ совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем; ✓ овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; ✓ обобщить и закрепить полученные знания по правописанию; Задачи: • расширить, углубить и систематизировать лингвистические знания обучающихся; • совершенствовать орфографические навыки обучающихся; • проводить работу на текстах литературных произведений и на литературоведческих текстах; • продолжить знакомство со словарями и справочной литературой; • развивать исследовательские навыки. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Одной из причин недостаточного усвоения восьмиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков. Данный предмет нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи. Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисное, слитное и раздельное написание) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся. Планируемые результаты Личностные результаты: • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: • владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; • проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание(34 ч.) Введение Учащиеся должны знать: приемы и способы сжатия текста, написание различных видов сочинения Учащиеся должны уметь: учиться работать с различными пособиями по русскому языку, делать комплексный анализ текста, писать сочинения. Обучение сжатому изложению Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации. Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение. Речевое оформление изложения. Смысловая цельность, связность и последовательность. Учащиеся должны знать: технологию написания сжатого изложения; приемы компрессии текста. Учащиеся должны уметь: выполнять информационную обработку текста; отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию. Основные термины по разделу: Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Абзацное членение. Критерии оценивания сжатого изложения. Комплексный анализ текста Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи, их признаки. Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников. Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ слова. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова. Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква. Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Правописание. Пунктуация Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Учащиеся должны знать: основные признаки текста; особенности основных функциональносмысловых типов речи; основные признаки стилей речи; основные изобразительновыразительные средства языка и их отличительные черты; основные понятия и термины лексики и фразеологии; названия и особенности основных морфем русского языка; - основные способы образования слов в русском языке; предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил; синтаксические правила и пунктуационные нормы. Учащиеся должны уметь: определять функционально-смысловые типы речи; определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании художественного образа; находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль; находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор; определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор; узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и правильно писать слово; объяснять общие случаи постановки знаков препинания; анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний; характеризовать предложение. Основные термины по разделу: Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбинированный текст. Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный. Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор. Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. профессионализмы. Жаргонизмы. Фразеология. Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование. Орфография. Орфограммы. Синтаксис. Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и соединительные. Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение на основе текста. Учащиеся должны знать: структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации. Учащиеся должны уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи. Основные термины по разделу: Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания. Подведение итогов Тематическое планирование Тема Введение Обучение сжатого изложения Комплексный анализ текста Правописание. Пунктуация Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально – смысловым типом речи Количество часов 1 5 14 10 4 Перечень учебно-методического обеспечения 1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 2015. 2. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2013. №2, с. 27-32; 2013. №3, с. 37-40. 3. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 2013. 4. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2015. №1 4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 2014. 5. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2014. №2 5. Ресурсы интернета Календарно – тематическое планирование по «Культуре речи» 8 класс № п/п Тема урока Содержание урока Виды и средства контроля Планируемые результаты Содержание самоподготовки 1 Введение. Цели и задачи элективного курса. Лекция учителя Вопросы учителя и задание. Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование «стартовой» мотивации к обучению Использование ресурсов Интернета при подготовке к занятию. 2 Обучение сжатому изложению Лекция, практикум Вопросы учителя, задания. Научиться сжатию текста. Лекция, практикум Вопросы учителя, задания в учебнике Знать комплексный анализ текста и этапы анализа Практическая работа по сжатию текста Самостоятельный анализ текста Лекция, практикум Вопросы учителя, беседа Научиться находить композиционно- 3 анализ текста 4 Создание текста на заданную Дата проведенияурока тему в соответствии с функционал ьносмысловым типом речи жанровые признаки текстана заданную тему. Уметь планировать алгоритм ответа. 5 Главная и второстепен ная информация текста Лекция учителя, практикум. практикум Научиться выделать главную и второстепенную информацию текста Выделить главнуюи второстепенную информацию в заданном тексте 6-7 Приемы содержатель ной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение» Приемы свертывания исходной информации путем обобщения, замены, исключения Анализ текстов готовых изложений. Редактирова Лекция, практикум Практикум Научиться владеть приемами содержательной компрессии: исключение, обобщение, упрощение Самостоятельно выполнить задание, используя приемы сжатия текста. Лекция, практикум Практикум Научиться приемам свертывания исходной информации Самостоятельно применить прием свертывания исходной информации по заданному тексту Лекция, практикум Практикум 8-9 10 Самостоятельно анализировать тексты. 11-12 ние текстов. Написание сжатого изложения Самостоятельная работа 2 часа Самостоятельная работа Научиться писать сжатоеизложение 13 Классифика ция речевых ошибок Лекция, практикум Практикум Научиться находить речевые ошибки, редактировать текст. Самостоятельно редактировать текст 1415 Классифика ция грамматичес ких ошибок Лекция Работа с текстами Научиться находить грамматическиеошибки, редактировать текст Самостоятельно редактировать текст 16-17 Написание сжатого изложения Практикум Практикум Научиться написаниюсжатого изложения 18 Лекция учителя Понятие о сочинениирассуждении . Сочинение на моральноэтическую тему. Сочинение на лингвистиче скую тему. Понятие об Лекция. Практикум. авторской позиции. Практикум Научиться определять темысочинений . Самостоятельно подготовить устное сочинение на моральноэтическую тему. Практикум Научиться понимать авторскую Самостоятельно работать надо определением 19 20-21 22 Способы формулиров ки авторской позиции. Лекция. Практикум Понятие о проблемах текста. Способы выявления проблемы. Лекция. Практикум Способы выражения проблемы и авторской позиции в публицистич еском тексте. позицию втексте. авторской позиции. Практикум Научитьсявыявлять авторскуюпозицию втексте. Самостоятельно работать с текстом Практикум Научиться определять способы выражения проблемы и авторской позиции в публицистическом тексте. Самостоятельно работать с текстом 23 Способы выражения проблемы и авторской позиции в художествен ном тексте Лекция. Практикум Практикум Научиться выделять проблемы авторской позиции в художественномтексте. Самостоятельно определять авторскую позициюв художественном тексте 24 Понятие о комментари и Понятие об аргументах. Подбор аргументов Лекция. Практикум Практикум Научиться комментироватьтекст Самостоятельно работать с текстом. Лекция. Практикум. Практикум Научиться подбору аргументов к тезисам текста. Самостоятельно подобрать аргументы к заданным тезисам 25-26 27-28 «Сочинение- Сочинение. рассуждение на моральноэтическую тему Сочинение Научиться написанию сочинения- рассуждения на моральноэтическую тему Самостоятельно работать с текстами. 29 Анализ текста. Редактирова ние текста. Лекция. Практикум. Практикум Научиться редактировать текст. Самостоятельное редактирование заданных текстов. 30-31 Сочинениерассуждение на лингвистиче скую тему. Лекция. Практикум. Практикум Научиться написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. Работать над сочинениемрассуждением на лингвистическую тему 32 Анализ текста. Редактирова ние текста. Лекция. Практикум. Практикум Научиться анализу и редактированиютекста. Самостоятельно редактировать заданный текст 33-34 Выполнение заданий части С Самостоятельная работа Практикум Научиться выполнению заданий части С. Самостоятельный анализ выполнения работ. Коррекция.