Адаптация к школьной жизни

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги
.

«Адаптация к школьной жизни»

1

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание разделов, тематический план
2.1.Содержание, тематический план раздела «Развитие речи»
2.2. Содержание, тематический план раздела «Я познаю мир»
2.3. Содержание, тематический план раздела «Умелые ручки»
3. Планируемые результаты освоения курса
4. Методическое обеспечение программы

2

1.Пояснительная записка
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост
количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень
часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый
год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни,
он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности,
незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация
протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а
также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает
одноклассников, приобретает друзей.
У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее
настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу,
добросовестно выполнять требования учителя. Они могут до конца первого
полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют
требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными
методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются
трудности в усвоении учебных программ.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа
развития. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего
социального статуса.. Между тем, наибольшие трудности в начальной школе
испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний,
умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у
которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то
новое.
Программа занятий рассчитана на учащихся первых классов.
Срок освоения программы - 1год.
Цель программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование
готовности к обучению в начальной школе у первоклассников, развитие тех
интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности,
которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в
учебе и положительное отношение к школе
3

Основные задачи программы:
 организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
обучения в 1 классе с учетом потребностей и возможностей детей этого
возраста;
 укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка
к школе, желания учиться;
 формирование социальных черт личности первоклассника, необходимых
для благополучной адаптации к школе.
Программа предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение
придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность
ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким
образом, во время работы, происходит не только знакомство учителя и ученика,
но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода
при поступлении ребенка в школу.
Порядок организации работы первоклассников «Адаптация к школьной
жизни»:
 группы формируются из учащихся 1 классов;
 продолжительность обучения составляет 33 недели;
 режим занятий: 1 раз в неделю – 2 занятия по 30 минут;
Курс «Адаптация к школьной жизни» представлен 3 разделами: «Развитие
речи», «Я познаю мир», «Умелые ручки», которые включают следующие
направления деятельности:
«Развитие речи». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со
словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и
словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов,
осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются
развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного
и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и
совершенствование коммуникативных навыков младших школьников.
Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение
группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их,
подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции,
используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие
4

коммуникативных способностей первоклассника – это привитие правильных
(социально - адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
«Я познаю мир» Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их
в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края. Развитие познавательного интереса
учащихся к природе. Воспитание экологической культуры, бережного и
ответственного отношения к окружающей среде.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Основная форма организации
деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урокпутешествие, урок-игра.
Цели занятий



















Развитие слухового и зрительного восприятия
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие мышления и речи
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Совершенствование навыков монологической речи
Совершенствование навыков диалогической речи
Развитие мимики и пантомимики
Развитие фантазии и воображения
Развитие способностей к глубокому образному мышлению
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
Развитие творческих способностей
Формирование эмоционально-волевой сферы
Формирование этических представлений
Повышение уверенности в себе
Научить принимать решения

2. Содержание разделов, тематический план.
2.1. Содержание раздела «Развитие речи» (33 занятия)
Содержание занятий.
5

Занятие 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых
сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры
«Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Занятие 2. В Страну Слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья»,
«Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка
«Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Занятие 3-4 . К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова».
Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных
словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Занятие 5. Выбор друзей в Стране Слов. Сказка «Игры гномов». Игры
«Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание.
Парад Добрых слов.
Занятие 6. К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка
«Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского
языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование
слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Занятие 7. Чудесные превращения слов.Сказка А. Шибаева «Буква
заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».
Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Занятие 8-9. В гости к Алфавиту. Чтение отрывка из книги С.Маршака
«Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём.
Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец»,
«Помоги Р».
Занятие 10. К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. Тренировочные
упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал».
Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Занятие 11. Встреча с Радугой. Сказка «Слова, которые могут рисовать».
Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая
осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Занятие 12. В Страну Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах
рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать.
Головоломка «Заколдованные слова»
6

Занятие 13. В глубь веков на Машине времени. Рассказ учителя о том, как
на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Занятие 14. В Королевстве Ошибок. Сочинение сказки. Прослушивание
стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная
яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Занятие 15. В Страну Слогов
Игра на внимание «Исправь ошибки».
Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом
«Продолжи слово».
Занятие 16. Неожиданная остановка в пути. Проговаривание слов по
слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».
Рассказ учителя о речи.
Занятие 17. В удивительном городе Неслове. Работа со словарём.
Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в
слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Занятие 18-19. Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов.
Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание
сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Занятие 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным Слова –
омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов.
Головоломка.
Занятие 21-22. На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках.
Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры
со словами – двойниками.
Занятие 23. В театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». Работа
со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс
загадок.
Занятие 24. Конкурс знающих Правила «Узелки на память». Кроссворд
«Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с
омонимами, омофонами.
Занятие 25. Новое представлений. Инсценировка отрывка из сказки
Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион
7

«доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый
знак». Игра «Найди друзей».
Занятие 26. Необычный урок. Головоломка «Все слова на А». Слова –
антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Занятие 27. Следопыты развлекают детей. «Узелки на память»
(повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с
антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Занятие 28. В Клубе весёлых человечков. Головоломка «Начинай на А».
Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Занятие 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Рассказ
учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор
родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со
словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра
«Домино».
Занятие 31 Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и
историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Занятие 32. Полёт в будущее. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадайка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Занятие33. Итоговое занятие.

Тематический план
№

Тема занятия

Количество
часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

0,5

2

В страну слов. Первые встречи.

0,5

3

К тайнам волшебных слов.

0,5

4

Выбор друзей в Стране Слов.

0,5
8

5

К несметным сокровищам Страны Слов.

0,5

6

Чудесные превращения слов.

0,5

7

В гости к Алфавиту.

0,5

8

К тайнам звуков и букв.

0,5

9

Встреча с Радугой.

0,5

10

В Страну Говорящих Скал.

0,5

11

Вглубь веков на Машине времени.

0,5

12

В Королевстве ошибок.

0,5

13

В Страну Слогов.

0,5

14

Неожиданная остановка в пути.

0,5

15

В удивительном городе Неслове.

0,5

16

Чудеса в Стране Слов.

0,5

17

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

0,5

18

На карнавале слов.

0,5

19

В Театре близнецов.

0,5

20

Конкурс знающих.

0,5

21

Новое представление.

0,5

22

Необычный урок.

0,5

23

Следопыты развлекают гостей.

0,5

28

В Клубе весёлых человечков.

0,5

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1

31

Экскурсия в прошлое.

0,5

32

Полёт в будущее.

0,5

33

Итоговое занятие.

0,5
9

Итого:16,5 часов

2.2. Содержание раздела «Я познаю мир» (33 занятия)
Содержание раздела строится на основе расширения представлений детей о
предметном мире и ознакомлении их с природой. Основные задачи связаны с
развитием интересов, способностей каждого ребенка.
Стимулирование активности, самостоятельности
позволяет ребенку
проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения,
стремиться к творческому отображению познанного.
Расширяя представление детей о природе,воспитывают у них гуманное
отношение к живому, пробуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с
природой.
На занятиях осуществляется элементарная поисковая деятельность, замечать
и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки
предложений, опыты, а также формулировать выводы, делать маленькие открытия,
сравнивнение объектов и явлений природы по признакам сходства и различия,
моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи,
понятия, самостоятельно применять знания о природе при анализе ситуаций,
находить противоречия и решать их, связно рассказывать о явлениях природы,
объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
Тема 1.Человек
Задачами данной области являются познание детьми на элементарном уровне
самих себя и других людей, доступных возрасту внешних и внутренних
характеристик человека, его организма и психики. На этой основе формируется
культура общения и поведения, игровая и познавательная культура, забота о своём
здоровье и благополучии близких людей. Эта область призвана создать в сознании
детей целостный образ человека, образ себя, основы положительного
самоотношения в сочетании с доброжелательным отношением к другим людям и, в
целом, повысить гуманитарную культуру детей.
Сохранение здоровьесберегающего режима: повышение сопротивляемости
организма, сохранение и укрепление иммунитета, чередование нагрузок, адаптация
физического состояния (статика позы, осанка), развитие способности к
саморегуляции. Формирование представлений здорового образа жизни
совершенствование двигательной активности детей. Формирование
коммуникативных умений, понимание значимости и ценности человеческой
жизни, совершенствование личностных качеств: терпимость, уважительность,
доброжелательность.
10

Тема 2. Рукотворный мир
Данная область направлена на развитие художественно- эстeтической и духовнонравственных сфер ребенка через приобщение к достижениям мировой и
отечественной культуры.
Освоение художественной культуры осуществляется в следующих аспектах:
потребление, т.е. восприятие уже созданных другими произведений искусства, их
анализ и обсуждение выражение своего отношения. Формирование у детей умения
ценить созданное другими людьми;
созидание, творчество; формирование у детей желание самим создавать красивое,
гармоничное, завершенное.
Воспитание чувств, интеллекта и воли у ребенка средствами изобразительного
искусства, литературы, собственного труда. Создание предпосылок читательской
деятельности, развитию интереса к детской книге. Приобщение детей к слушанию
художественных произведений; формирование речевых умений в воспроизведении
прослушанного (через пересказы, ответы на вопросы, рассматривание детских
книг); формирование речевого слуха; становление диалогической речи в процессе
общения с детьми; обогащение словаря.
Тема3.Природа.
Эта область призвана заложить у ребенка основы экологической культуры,
подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с
этически ценными нормами и правилами поведения в природе. Формирование у
ребенка умений наблюдать, сравнивать, делать обобщения, сопереживать,
ухаживать за растениями и животными, бережно и ответственно относиться к
природе.
Тема4.Общество
Общество выступает как часть мира, в котором живет и действует ребенок.
Ознакомление с общественной жизнью и общественным устройством предполагает
элементарное знакомство с символикой и устройством государства, области (края),
города, района, села. Формирование положительного самоощущения,
положительного отношения ребенка к окружающим людям, включение детей в
разные
формы
сотрудничества,
формирование
умения
общаться.
Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей, развитие
автономности личности и обеспечение свободы принятия решения, умения сделать
выбор, вырабатывание независимой жизненной позиции и высокой
сопротивляемости к возможным негативным воздействиям со стороны
неблагоприятной окружающей среды.
Тематический план
№

Тема занятия

1.

Как прекрасен этот мир Ознакомление с окружающим

Кол-во
часов
0,5
11

2.

миром.
Моделирование
Наш дом. Ознакомление с окружающим миром.

0,5

3.

Экскурсия в лес. Ознакомление с окружающим миром.

0,5

4.

0,5

16.

Игра «Хорошо - плохо». Ознакомление с окружающим
миром.
Обучение разрешению противоречий. Моделирование
Природа и челове. Установление взаимосвязей между
природой и человеком. Обучение разрешению противоречий
Природа наш - учитель. Установление взаимосвязей между
природой и человеком. Обучение разрешению противоречий
Космос-вселенная. Знакомство с Землей как с планетой.
Космос и вселенная. Обучение разрешению противоречий
Земля как планета Знакомство с 1Землей как с планетой.
Космос и вселенная. Обучение разрешению противоречий
Времена года Ознакомление с окружающим миром.
Обучение разрешению противоречий.
Значение воды на земле. Ознакомление с окружающим
миром. Обучение разрешению противоречий
Маленькие человечки. Ознакомление с окружающим миром.
Обучение разрешению противоречий. Моделирование.
Знакомство с системой.
Значение воздуха на земле. Ознакомление с окружающим
миром. Обучение разрешению противоречий.
Моделирование.
Знакомство с системой.
Разнообразие природы. Ознакомление с окружающим миром.
Обучение разрешению противоречий. Знакомство с
системой.
Живая природа. Ознакомление с окружающим миром.
Обучение разрешению противоречий. Знакомство с
системой.
Мир растений. Ознакомление с окружающим миром.
Знакомство с системой.
Природа и человек.

17.

Труд человека.

0,5

18.

Из истории жилища. Путешествие в прошлое вещей.
Обучение разрешению противоречий

0,5

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

13.

14.

15.

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

12

0,5

24.

Из истории часов. Путешествие в прошлое вещей. Обучение
разрешению противоречий.
Из истории домашней плиты. Путешествие в прошлое вещей.
Обучение разрешению противоречий
Из истории ручки. Путешествие в прошлое вещей. Обучение
разрешению противоречий
Путешествие в прошлое живой природы. Линия жизни.
Обучение разрешению противоречий.
Знакомство с системой.
Линия жизни человека. Линия жизни. Обучение разрешению
противоречий. Знакомство с системой.
Праздник сказки. Творческое рассказывание.

25.

Рассказывание по картинкам. Творческое рассказывание

0,5

26.

Придумывание сказки «День рождения зайца».

0,5

27.

Составление сказки.

0,5

28.

Приключение знакомых вещей. Творческое рассказывание.
Обучение эмпатическим чувствам.
Придумывание сказок с помощью рамок – планов.

0,5

0,5

32.

Маленькие сочинители. Творческое рассказывание.
Знакомство с системой. Фантограммы.
Идет бычок, качается Творческое рассказывание.
Фантограммы .
Весенние посиделки. Ознакомление с окружающим миром.

33.

Маленькие сочинители. Творческое рассказывание.

0,5

19.
20.
21.
22.

23.

29.
30.
31.

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5
0,5

Итого:16,5 часов

2.3. Содержание раздела «Умелые ручки» (33 занятия)
Содержание данной области направлено на развитие двигательной ловкости
и координации мелких движений рук, развитие звуковой культуры речи и
фонематического слуха; расширение словарного запаса, обогащение его
тематическими группами слов; развитие детского творчества; развитие
стремления изготавливать работы в сотрудничестве с товарищами;обучение
изображению предметов и объектов по памяти, представлению с натуры,
обращая внимание на изучение и передачу формы, пропорций, объема,
13

движения;развитие продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация,
художественный труд);
Формы деятельности:
Совместные действия, наблюдение, наглядное моделирование на основе
реальных объектов, рисунков, схематических рисунков, поручение и
задание, игра-экспериментирование, конструирование, развивающие
игры, рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование.
Используемые материалы - пластилин, цветная бумага, белая бумага,
клей, ножницы, природные материалы
1.Знакомство
с важнейшими свойствами материалов для лепки пластичность, водопроницаемость
2.Простейшие приемы для лепки.
3.Освоение основных форм – шар, цилиндр, диск. Комбинирование
различных форм в изделии.
4.Обучение изображения предмета через реальный показ (яблоко, мяч)
5.Восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей
предмета
6.Составление композиций из отдельных изделий.
7.Лепка по замыслу, по сюжету, с натуры, по образцу, декоративная
лепка.
8.Изготовление поделок: гусеница, пирамидка , лисичка, веточка вербы.
9.знакомство с различными видами бумаги, свойства бумаги.
10.Приемы работа с бумагой: выравнивание, сминание, разрезание,
склеивание, разметка по шаблону.
11.Оригами: общее понятие «оригами», приемы складывания бумаги для
изделия по техника оригами, точное соединение уголков, сторон,
исполнение сюжетных композиций, выполненных в технике оригами.
12.Аппликация: общее понятие аппликация, фон, основа, подбор деталей
и цвета для аппликации, определение темы для сюжетной аппликаций,
правила склеивания.
14

Тематический план
№

Тема занятия

1.

Давайте познакомимся! «Кто? Что? Из чего?»

2.

Лепка. Печатаем рисунки на пластилиновой основе «Мой

Количество
часов
0,5
0,5

город».
3.

Аппликация. Симметрия «Наш сад».

0,5

4.

Мозаика из бумаги «Морская звезда».

0,5

5.

Мозаика из фольги «Цветы в вазе».

0,5

6.

«Рисуем» жгутиками из пластилина «Звери».

0,5

7.

Аппликация из природного материала «Осень».

0,5

8.

Мозаика из гальки Панно «Цветы».

0,5

9.

Мозаика из крупы «Кошечка».

0,5

10.

ОригамиСкладывание полоски из

0,5

прямоугольника«Яблочко».
11

Оригами Объемная композиция «Лиса и заяц».

0,5

12.

Плетение в три ряда «Косичка».

0,5

13.

Плоское прямое плетение«Закладка».

0,5

14.

Шитье.«Цветущая лужайка».

0,5

15.

Шитье.«Шапочка для куклы».

0,5

16.

Конструирование из бумаги.«Мягкая» игрушка «Птичка».

0,5

17.

Игрушки из крученых полосок «Петрушка».

0,5

18.

Художественное конструирование из природного

0,5

материала «Зимняя поляна».
19

Художественное конструирование из природного

0,5

материала «Кто живет на Болоте?»
15

20.

Моделирование на плоскости

0,5

«Чебурашка».
21.

Геометрическая мозаика «Транспорт».

0,5

22.

Объемное моделирование«Паровозик».

0,5

23.

Создание художественных образов «Черепаха».

0,5

24.

Создание художественных образов «Куклы».

0,5

25.

Оригами «Театр из бумаги».

0,5

26

Геометрическая мозаика «Мебель».

0,5

27

Мозаика из пуговиц «Домик».

0,5

28.

Лепка из целых частей. «Игрушки».

0,5

29.

Лепка с натуры. Веточка вербы

0,5

30.

Праздничный салют. Рисование на тушеванной бумаге

0,5

31.

Роспись пасхального яйца.

0,5

32.

Рисование цветов пальчиками.

0,5

33.

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

0,5

Итого:16,5 часов

3. Планируемые результаты освоения курса «Адаптация к
школьной жизни»
В результате занятий по программе «Адаптация к школьной жизни» у
первоклассников формируются следующие предпосылки для достижения
личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных,
коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) данной
подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие
для всех правила поведения (этические нормы);
16

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить
(при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего
тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я
хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их
формированию) данной подготовки является формирование следующих
универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную
оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
17

- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и
простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от
собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые
сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике
ситуациях конфликтов интересов;
18

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами данной подготовки является формирование
следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру
4. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в
«Адаптация к школьной жизни». Главную роль играют средства обучения,
включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,
объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки,
схемы, таблицы).
19

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор,
видеомагнитофон и др.).
Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип
предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные
действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у
первоклассников формируются практические умения и навыки по измерению
величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков
счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается
проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих
мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из
этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки
дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств
обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для
выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный
материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал,
карточки с моделями чисел, счетные палочки).

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».