15.10.2024, учебное занятие курса внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по физике"

15.10.2024

Отчет о проведенном занятии.

15.10.2024 года в Центре образования «Точка роста» МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги прошло внеурочное занятие по физике в группе учащихся 7-х классов с использованием цифровой лаборатории по физике по теме: «Расчёт пути, времени и скорости движения», целью которого было закрепления изученного ранее материала и решение задач не только теоретически, но и практически на основе цифровой лаборатории.

Используемое оборудование: ноутбук 3шт, скамья 3 шт., штатив 3 шт., героновые датчики 3 шт., программное обеспечение «Цифровая лаборатория», брусок с магнитным датчиком 3 шт.

Технологическая карта урока.

Тип урока: закрепление полученных знаний

Задачи:

образовательные: знать основные понятия о механическом движении, уметь решать самостоятельно задачи;

воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, воспитать умение эстетически оформлять записи в тетрадях, воспитание чувства ответственности, собранности, дисциплины, формирование положительных мотивов учения, умения рационально организовать своё время;

развивающие: развитие кругозора, мышления, путём разрешения проблемных ситуаций; для развития зрительной памяти вести записи на доске; поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; для развития моторной памяти организовать практическую деятельность.

Цель: повторить и закрепить пройденный материал, вывести и закрепить формулы для расчета пути и времени движения

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Научиться пользоваться программой «Цифровая лаборатория», предназначенной для измерения физических величин; определять с помощью герконовых датчиков время движения; вычислять путь, скорость и время движения по имеющимся данным.

Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;

регулятивные – выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

коммуникативные – организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные – формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; развитие инициативности.

Образовательные ресурсы: рабочий лист ученика, блокнот

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Организационный момент

Приветствие:

-Добрый день, очень рада вас видеть сегодня на уроке.

Настраиваются на учебную деятельность

Формирование навыков самоорганизации

Проверка домашнего задания

Проверяю домашнее задание:

-Ребята, открываем рабочие тетради, для проверки домашнего задания.

-Всем ли было понятно задание?

-Какие трудности возникли при решении задач?

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили решение (открываю доску с заранее написанным решением)

Разбираем допущенные ошибки.

-Отлично, молодцы!

Открывают тетради, показывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы

Умение проводить объективную самопроверку

Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи

-Ребята, а вы читали сказку «Как муравьишка домой спешил»?

-Вспоминая изученный материал, как мы можем назвать всё расстояние, который он преодолел? (путь)

-Давайте вспомним, на ком муравей до дома добирался. Сначала гусеница-землемерка, на которой он вверх-вниз скакал, потом паук сенокосец, у которого ножки длинные, а идёт медленно; потом жужелица, которая пустилась бежать; и блошачок, и кузнечик, и водомер. А жук майский, который так долго разгонялся, пока не полетел? Последней гусеница была, которая опускалась так медленно, что к самому закрытию только муравьишка успел.

-Скажите мне, ребята, одинаково ли быстро передвигался наш муравей? (нет)

-А какой физической величиной мы можем назвать эту быстроту передвижения? (скорость)

-А если скорость была разная, то какой путь был у муравья? (неравномерный)

-Ребята, мы с вами изучили три главных физических величины для описания самого простого вида движения. Где мы можем использовать свои знания о них? На каких других образовательных предметах вам могут понадобиться эти физические величины?

Вспоминают сказку вместе с учителем.

Анализируют полученные сведения.

Путем рассуждений отвечают на вопросы.

 

Умение анализировать информацию.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи

-Мы с вами плавно подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Давайте вместе попробуем определить его тему?

-Правильно! А теперь давайте сформулируем нашу главную задачу, которую необходимо нам будет сегодня выполнить.

Совместно с учителем формулируют тему урока и необходимые задачи.

-Расчет пути, времени и скорости движенияХочу такой сайт

-Научиться выполнять расчёт пути, времени либо скорости движения по исходным данным и применять эти знания

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу

Мотивирование к учебной деятельности

-Сегодня урок у нас с вами не простой. Готовы ли принимать активное участие в решении поставленных задач? Хотите ли вы чему-либо научиться на этом уроке?

Отвечают на мотивационные вопросы

Развитие навыков самомотивации

Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Какая формула связывает наши три физических величины? (v=S/t)

-А сможем ли мы воспользоваться этой формулой, если нам нужно будет найти не скорость, а путь или время?

-Каким образом можно рассчитать путь? А время?

Правильные формулы фиксирую на боковой доске.

-Ребята, сейчас мы с вами будем решать задачи. Но не только теоретически, а еще и практически. Для этого нам понадобится цифровая лаборатория по физике: герконовые датчики для измерения скорости, ноутбуки со специальной программой, штанга, штатив и деревянные бруски с магнитным датчиком.

-Кто уже догадался, как мы будем делать измерения?

-Решением задач мы будем с вами заниматься впервые, поэтому каждому из вас я подготовила рабочий лист, в котором находится шаблон правильного оформления задачи. Потом мы с вами вклеим его в наши рабочие тетради.

А сейчас предлагаю поделиться на рабочие группы, вспомнить правила работы в группах и приступить к решению наших поставленных задач.

Помогаю детям поделиться на три группы. Рассаживаю на заранее подготовленные рабочие места, показываю всё необходимое оборудование и рассказываю, как и что называется. Объясняю ход работы:

-У вас на рабочем месте находится штатив. К нему одним концом прикреплена скамья с желобом и линейкой. Какие у вас предположения, зачем нам такое оборудование?

Для работы нам необходимо включить ноутбук. Одну пару герконовых датчиков мы с помощью магнитов устанавливаем на штанге в самом низу, где закончит свое движение брусок. USB шнур подключаем к ноутбуку. На рабочем столе ноутбука находим программу «Цифровая лаборатория», двойным щелчком открываем ее. Так как мы заранее подключили датчики к компьютеру, программа сразу представила нам рабочую таблицу для измерения. По горизонтали располагается координатная прямая, показывающая нам время движения.

-Вам необходимо распределить обязанности у себя в группе. Кто-то будет отпускать автомобиль для движения по штанге, кто-то включать измерения на ноутбуке.

-На рабочих листах, которые я вам раздала, находится шаблон оформления задачи. Давайте попробуем совместно определить, что и в какую колонку мы будем записывать. Что будет находиться в колонке ДАНО? А в колонке НАЙТИ? РЕШЕНИЕ? А для чего в самом низу строка?

Все действия с оформлением и объяснением решения записываю на доске.

-Первые данные, которые мы запишем – это путь автомобиля. Посмотрите на свою скамью. Как определить путь, пройденный автомобилем? Записываем у себя на шаблоне в колонке ДАНО (S=62см) Пройденный путь будет одинаковым у каждой группы.

Теперь с помощью герконовых датчиков мы найдем время, его мы запишем в какую колонку? А что нам останется вычислить? (скорость) Куда мы запишем эту физическую величину?

Далее помогаю каждой группе выполнять вычисления скорости – показываю функцию замера, просмотра сделанных измерений.

-Мы вычислили с вами время движения, определили путь. Самое время заняться расчётом скорости. Но перед этим нам нужно обратить свое внимание на очень важную деталь – все величины должны быть измерены в Международной системе счисления. Помогайте мне, путь измеряется в …, скорость в …, время в ….

Посмотрите на свои рабочие листы – видите свободное место между ДАНО и РЕШЕНИЕМ? Для чего у нас отлично оно подойдет? Как мы назовем этот раздел задачи? Сверху мы пишем СИ, а напротив каждого измерения, которое нужно перевести, будем записывать его перевод (сантиметры переводим в метры)

-Теперь в разделе РЕШЕНИЕ мы первым делом необходимо записать формулу, по которой будем вести расчет. Какая формула нам в этом поможет? (v=S/t) После записи формулы что остается нам сделать? (Подставить значения и вычислить)

-Что мы записываем после всех вычислений?

Принимают участие в поиске решения проблемной ситуации.

Предлагают формулы.

Отвечают на вопросы.

Задают вопросы по ходу измерений скорости.

Делают записи на рабочем листе.

Предлагают формулу.

Делают математические расчеты, записывают ответ.

Выражение своих мыслей и эмоций в соответствии с задачей

Закрепление изученного материала

-На сегодняшний урок я просила вас принести маленький блокнот. Кто-нибудь догадывается для чего я это просила?

Ребята, с дальнейшим изучением физики мы встретимся с вами с большим количеством физических величин и формул. Я предлагаю каждому из вас в этот маленький блокнот записывать новые для вас физические величины, меры измерения, формулы. И начнём мы его с вами вести прямо сейчас. Что мы туда уже можем смело записать?

Отвечают на вопросы. Оформляют первые записи в блокнотах.

Умение преобразовывать информацию

Подведение итогов урока. Рефлексия

-Что открыли, узнали на уроке?

-Почему было трудно?

-Оправдались ли ваши ожидания от урока?

-Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Подводят итоги своей работы. Проводят самооценку, рефлексию.

Отслеживание цели учебной деятельности

Домашнее задание

На дом §17. Составить и решить в рабочей тетради задачу на расчёт пути, скорости или времени движения.

Так же, для закрепления пройденного нами материала, предлагаю воспользоваться Интернет-ресурсом «Российская электронная школа». РЭШ-предметы-физика-7 класс-урок 8.

-Спасибо за урок!

 

Не вызывает сомнений, что уроки, проводимые в «Точках роста», становятся более увлекательными и содержательными. Дети яснее видят на занятиях связь теории с практикой, что пробуждает в них интерес искать, развиваться, расти и идти дальше.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.10.2024

Дата обновления: 06.11.2024

Дата публикации: 15.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».