Какая формула связывает наши три
физических величины? (v=S/t)
-А сможем ли мы воспользоваться этой
формулой, если нам нужно будет найти не скорость, а путь или время?
-Каким образом можно рассчитать путь?
А время?
Правильные формулы фиксирую на боковой доске.
-Ребята, сейчас мы с вами будем решать
задачи. Но не только теоретически, а еще и практически. Для этого нам
понадобится цифровая лаборатория по физике: герконовые датчики для измерения
скорости, ноутбуки со специальной программой, штанга, штатив и деревянные
бруски с магнитным датчиком.
-Кто уже догадался, как мы будем
делать измерения?
-Решением задач мы будем с вами заниматься
впервые, поэтому каждому из вас я подготовила рабочий лист, в котором
находится шаблон правильного оформления задачи. Потом мы с вами вклеим его в
наши рабочие тетради.
А сейчас предлагаю поделиться на
рабочие группы, вспомнить правила работы в группах и приступить к решению
наших поставленных задач.
Помогаю детям поделиться на три группы. Рассаживаю
на заранее подготовленные рабочие места, показываю всё необходимое
оборудование и рассказываю, как и что называется. Объясняю ход работы:
-У вас на рабочем месте находится
штатив. К нему одним концом прикреплена скамья с желобом и линейкой. Какие у
вас предположения, зачем нам такое оборудование?
Для работы нам необходимо включить
ноутбук. Одну пару герконовых датчиков мы с помощью магнитов устанавливаем на
штанге в самом низу, где закончит свое движение брусок. USB шнур
подключаем к ноутбуку. На рабочем столе ноутбука находим программу «Цифровая
лаборатория», двойным щелчком открываем ее. Так как мы заранее подключили
датчики к компьютеру, программа сразу представила нам рабочую таблицу для
измерения. По горизонтали располагается координатная прямая, показывающая нам
время движения.
-Вам необходимо распределить
обязанности у себя в группе. Кто-то будет отпускать автомобиль для движения
по штанге, кто-то включать измерения на ноутбуке.
-На рабочих листах, которые я вам
раздала, находится шаблон оформления задачи. Давайте попробуем совместно
определить, что и в какую колонку мы будем записывать. Что будет находиться в
колонке ДАНО? А в колонке НАЙТИ? РЕШЕНИЕ? А для чего в самом низу строка?
Все действия с оформлением и объяснением решения
записываю на доске.
-Первые данные, которые мы запишем – это путь
автомобиля. Посмотрите на свою скамью. Как определить путь, пройденный
автомобилем? Записываем у себя на шаблоне в колонке ДАНО (S=62см) Пройденный
путь будет одинаковым у каждой группы.
Теперь с помощью герконовых датчиков
мы найдем время, его мы запишем в какую колонку? А что нам останется
вычислить? (скорость) Куда мы запишем эту
физическую величину?
Далее помогаю каждой группе выполнять вычисления
скорости – показываю функцию замера, просмотра сделанных измерений.
-Мы вычислили с вами время движения, определили
путь. Самое время заняться расчётом скорости. Но перед этим нам нужно
обратить свое внимание на очень важную деталь – все величины должны быть
измерены в Международной системе счисления. Помогайте мне, путь измеряется в
…, скорость в …, время в ….
Посмотрите на свои рабочие листы –
видите свободное место между ДАНО и РЕШЕНИЕМ? Для чего у нас отлично оно
подойдет? Как мы назовем этот раздел задачи? Сверху мы пишем СИ, а напротив
каждого измерения, которое нужно перевести, будем записывать его перевод (сантиметры
переводим в метры)
-Теперь в разделе РЕШЕНИЕ мы первым делом
необходимо записать формулу, по которой будем вести расчет. Какая формула нам
в этом поможет? (v=S/t) После записи формулы что остается
нам сделать? (Подставить значения и вычислить)
-Что мы записываем после всех вычислений?
|