РП География родного края 9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования администрации Нижнесергинского
муниципального района Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№2 г. Нижние Серги
МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

[Укажите должность]

[Укажите должность]

«[число]» [месяц] [год] г.

«[число]» [месяц] [год] г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от 31.08.2023 №
________________________ ________________________ 96-ОД↵Директор
[укажите ФИО]
[укажите ФИО] МКОУ СОШ №2↵г.
[Номер приказа] от
[Номер приказа] от
Нижние Серги
________________________
Тараева М.А.
Принято Педагогическим
советом. Протокол от от
«30.08.2023 №1» [месяц]
[год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «География родного края»
для обучающихся 9 классов

город Нижние Серги 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии родного края составлена на основе требований
к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы
основного общего образования.
Программа по географии родного края отражает основные требования
ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательных программ.
Программа по географии родного края даёт представление о целях обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета,
устанавливает обязательное предметное содержание, даёт распределение
учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
программы основного общего образования, требований к результатам
обучения географии родного края, а также основных видов деятельности
обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

География родного края в основной школе — предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
родном крае, об основных закономерностях развития природы, о размещении
населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных,
экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии родного края в основной школе является
базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения
географических закономерностей, теорий, базовым звеном в системе
непрерывного географического образования, основой для последующей
уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО
КРАЯ»Изучение географии родного края
направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства родного края, о способах сохранения окружающей
среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для
описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
7)формирование более глубоких знаний с целью сдачи ОГЭ
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ » В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Освоение содержания курса «География родного края» в основной школе
происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные
ранее в курсе «География».
Учебным планом на изучение географии отводится 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Раздел 1. География родного края
Что изучает география родного края. Географическое положение родного
края. Как осваивали и изучали территорию Н-Сергинского района
Раздел 2. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
Особенности рельефа Н-Сергинского района
Геологическое строение территории. Развитие форм рельефа.
Минеральные ресурсы Н-Сергинского района
».
Раздел 3 Климат и климатические ресурсы. Виды почв.
От чего зависит климат родного края. Распределение тепла и влаги
территории Н-Сергинского района. Оценка климатических условий.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы НСергинского района. Разнообразие внутренних вод. Закономерности
распределения почв. Почвенные ресурсы Н-Сергинского района

Раздел 4 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
Растительный и животный мир Н-Сергинского районаПриродные
компоненты. Особо охраняемые территории Н-Сергинского района.
Природно- ресурсный потенциал

Раздел 5 Экономическая и социальная география
Экономико-географическое положение родного края и его место в народном
хозяйстве страны. Административно- территориальное устройство.
Численность и размещение населения. Национальный состав Н-Сергинского
района. Городское и сельское население.Агропромышленный комплекс.
Транспорт. Тяжелая промышленность. Экологические проблемы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии родного края должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе
в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства своего края,
ценностное отношение к достижениям своего края, ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родном
крае уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой

родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать
правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа
жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем

и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии родного края в основной школе способствует
достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
• Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
• устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
• выявлять
дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
• Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
• формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
• проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей

и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
• оценивать
достоверность информации, полученной в ходе
гео­графического исследования;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения
или
исследования,
оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
• выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
• оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
• систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
• формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
• в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
• принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
• планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
• сравнивать результаты выполнения учебного географического
проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
•

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
• самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
• владеть способами самоконтроля и рефлексии;
• объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
9 КЛАСС

•

•

•

•

•

•

•

•

Выбирать
источники
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей хозяйства родного края;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического
описания)
географическую
информацию,
необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру
хозяйства Н-Сергинского района, для решения практикоориентированных задач;
выделять
географическую
информацию,
которая
является
противоречивой или может быть недостоверной; определять
информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
применять понятия «экономико-географическое положение», «состав
хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная
структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль
хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики»,
«территория
опережающего
развития»,
«себестоимость
и
рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал»,
«инфраструктурный
комплекс»,
«рекреационное
хозяйство»,
«инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный
комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный
комплекс», «металлургический комплекс», «ТЭК», для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
характеризовать основные особенности хозяйства родного края;
влияние географического положения Н-Сергинского района на
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию
из
различных
источников
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и
оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую
среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики
на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
различать изученные географические объекты, процессы и явления:
хозяйство района (состав, отраслевая, функциональная и

•

•
•
•

•

•

•
•

территориальная структура, факторы и условия размещения
производства, современные формы размещения производства);
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный
продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели
уровня развития района;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный
капитал;
различать виды транспорта и основные показатели их работы:
грузооборот и пассажирооборот;
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства района;
использовать знания об особенностях компонентов природы, об
особенностях взаимодействия природы и общества в пределах района
для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых
производств с учётом экологической безопасности;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности
человека
и
их
природные,
социальные,
политические,
технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия
собственных решений, с точки зрения домохозяйства.
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности.
характеризовать место Н-Сергинского района в хозяйстве страны.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0.5

1

0

0.5

Всего

Раздел 1.География родного края
1.1

География родного края

1.2

Как осваивали и изучали территорию
Н-Сергинского района

Раздел2

Рельеф, геологическое строение и
минеральные ресурсы

2.1
2.2

Особенности рельефа и
геологическое строение НСергинского района
Минеральные ресурсы

Раздел 3

Климат и климатические ресурсы

3.1

Распределение тепла и влаги на
Терр-ии района

1

0

0.5

3.2

Оценка климатических условий
Зависимость человека от климата

1

0

0

3.3

Разнообразие внутренних вод района

3.4

Закономерности распределения почв

РАЗДЕЛ 4

Растительный и животный мир НСергинского района

1
1

0
0

0,5

0,5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

4.1

Растительный и животный мир НСергинского района

1

0

0.5

4.2

Природные компоненты. Особенности
охраняемых территорий

1

0

0,5

Раздел 5

Экономическая и социальная география
Н-Сергинского района

5.1

ЭГП Н-Сергинского района

1

0

0.5

5.2

Административно- территориальное
устройство

1

0

0,5

Численность и национальный
состав населения района. Городское
и сельское население

1

0

0

5.4

Агропромышленный комплекс

1

5.5

Транспорт и тяжелая промышленность

1

0

0

5.6

Экологические проблемы

1

0

0

5.7

Обобщающее повторение по курсу»
География Н-Сергинского района»

1

1

0

17

1

4,5

5.3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Что изучает география
родного края. Географическое
положение родного края

1

0

0

2

Как осваивали и изучали
территорию Н-Сергинского
района

1

0

0

3

Особенности рельефа НСергинского района.
Геологическое строение
района

1

0

0.5

4

Минеральные ресурсы района

1

0

0,5

5

От чего зависит климат родного
края. Распределение тепла и влаги
на территории Н-Сергинского
района

1

0

0,5

6

Оценка климатических
условий. Зависимость человека
от климата

1

0

0

7

Разнообразие внутренних вод
Н-Сергинского района. Озера,
болота, подземные воды

1

0

0,5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

8

Закономерности
распределения почв.
Почвенные ресурсы Н-С
ергинского района

1

0

0.5

9

Растительный и животный
мир Н-Сергинского района

1

0

0.5

10

Природные
компоненты.Особо
охраняемые территории

1

0

0,5

11

ЭГП Н-Сергинского района

1

0

0,5

12

АдминистративноТерриториальное устройство

1

0

0,5

13

Численность и национальный
состав населения. Городское и
сельское население

1

0

0

14

Агропромышленный комплекс
района

1

0

0

15

Транспорт и промышленность
Н-Сергинского района

1

0

0

16

Экологические проблемы НСергинского района

1

0

0

Обобщающее повторение по
курсу « География района»

1

1

0

Общее количество часов по
программе

17

1

4,5

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Краеведческий материал
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Краеведческий материал
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».