МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижние Серги
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Географический практикум»
для обучающихся 11 класса
уровня среднего общего образования
г. Нижние Серги, 2024 год
Пояснительная записка
Образовательная область: география.
Возрастная категория: 11 класс
Количество
часов
на
предмет: 1час
в
неделю,
всего
34
часа.
Цель: - дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по
географии.
Задачи: - детально познакомить уч-ся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы;
- отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса
географии;
- формировать мировозренческую позицию обучающихся.
Данный курс составлен для учащихся 11 класса, обучающихся в общеобразовательных классах, изучающих
географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей. В 2008 году
закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы
ЕГЭ стал обязательным. За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных
материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов
основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004
году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по
выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при
повторении в процессе подготовки к экзамену.
Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части: Часть 1 состоит из заданий с
выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А). Часть 2 – задания с кратким ответом (тип
В). В ней присутствуют пять типов заданий:- задания, требующие написать ответ в виде числа;- задания,
требующие написать ответ в виде одного слова;- задания с выбором краткого ответа из нескольких вариантов;задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;- задания на
установления правильной последовательности.
Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С).
Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа
построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок.
Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы
подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Представленный курс даст возможность не только сориентировать
учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические
умения для успешного написания экзамена во всех трех частях.
Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений
учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:
1) материал изучался в 6-7-х классах;
2) недостаточное количество часов на изучение материала;
3) отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал.
Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по
материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется
вполне реальным.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований:
картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие.
Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные
задачи более эффективно и творчески. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность
быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет
позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить
путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что
позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал.
Планируемые результаты по освоению данного курса
Обучающиеся получат возможность:
- изучить особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы
и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- понимать смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение,
географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и
регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение
труда;
Обучающиеся научатся:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной,
противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики
различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий
различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической
экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических,
техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и
геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества;
подготовки к продолжению образования в выбранной области.
Тематическоепланирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Названиераздела
Введение
План и карта
ПриродаЗемли
Населениемира
Мировоехозяйство
Социально-экономическаягеографияРоссии
Политическаякартамира
Обобщениепокурсу
Итогозагод
Количество
часов
1
3
7
6
5
7
3
2
34
Поурочноепланирование
№
Темазанятия
Колвочасо
в
Видыпрактическихработ
Дата
Введение – 1 час
1
Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом 1
заданий ЕГЭ. Отработканавыковоформлениябланковрегистрации,
ответов в формате ЕГЭ.
Задания для самостоятельной подготовки: 06.09.202
масштаб и направления на плане и 4
географической
карте;
географические
координаты; определение направлений на
плане
и
карте;
условные
знаки
топографической
карты
(плана),
общегеографических и тематических карт.
План и карта – 3 часа
2.
План и карта.
Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численныймасштаб.
1
Повторение, закрепление и систематизация 13.09.202
основных понятий по теме. Закрепление 4
рекомендуется
проводить
в
форме
практических работ: измерение расстояний с
помощью линейного масштаба, линейки и
циркуля-измерителя; перевод масштаба из
именованной формы в численную и из
численной в именованную. Решение задач на
определение длины отрезка на карте по
указанному масштабу и расстоянию; на
определение расстояния по длине отрезка на
карте и указанному масштабу.
3.
План и карта.
1
Определение направлений по рамке плана и 20.09.202
специальным
указателям;
определение 4
направлений по рамке карты и элементам
градусной сетки; определение по карте
географических координат точки, нахождение
точки на карте по указанным координатам;
определение относительного местоположения
точек
с
указанными
географическими
координатами.
1
Зачет
1
Повторение, закрепление и систематизация 04.10.202
основных понятий по теме.
4
Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная
сетка на глобусе и картах.
4
План и карта
27.09.202
4
ПриродаЗемли – 7
5
Природа Земли.
Земля как планета солнечной системы. Географические следствия
суточного и годового движения Земли. Равноденствие и
солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая
широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца
над горизонтом в соответствии с географической широтой места
наблюдения и датой наблюдения.
Решение
задач
на
определение
продолжительности
светового
дня
в
соответствии с указанной датой и широтой
места
наблюдения;
на
определение
относительной продолжительности светового
дня в зависимости от широты места
наблюдения.
6
Природа Земли.
1
Повторение, закрепление и систематизация 11.10.202
основных понятий по теме. Проведение 4
практических работ на сравнительный анализ
геологической
и
тектонической
карт,
установление взаимосвязи тектонического и
геологического
строения
территории,
определения главных рельефообразующих
факторов
в
формировании
рельефа
территорий.
1
Повторение, закрепление и систематизация 18.10.202
основных понятий по теме. Проведение 4
практических
работ
на
определение
географического положения объектов суши;
определение географических объектов по
указанным координатам и характерным
признакам.
1
Повторение, закрепление и систематизация 25.10.202
основных понятий по теме.
4
1
Повторение, закрепление и систематизация 08.11.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
объектов Мирового океана и вод суши.
Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные
породы. Состав и строение земной коры материкового и
океанического типов. Понятие о литосферныхплитах.
7
Природа Земли.
Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и
равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению
территории. Динамика формирования рельефа. География
распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм
рельефа. Географическаяноменклатура.
8.
Природа Земли.
Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы
климата.
Перемещение
воздушных
масс.
Формирование
атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование
пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт.
Закономерности изменения среднегодового количества осадков и
режима их выпадения. Атмосферныеявления.
9.
Природа Земли.
Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот
воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость.
Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в
зависимости от географической широты. Океаническиетечения.
10
.
Природа Земли.
11
.
Зачет по теме «Природа Земли».
Номенклатура крупнейших водных объектов
материков: озера, реки, ледники.
1
Повторение, закрепление и систематизация 15.11.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
зональных природных комплексов равнин и
высотная поясность в горах.
1
Практика решений тестовых заданий по теме.
1
Повторение, закрепление и систематизация 29.11.202
основных понятий по теме.
4
1
Повторение, закрепление и систематизация 06.12.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
народов
Индоевропейской,
Алтайской,
Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской
семей; география их расселения.
1
Повторение, закрепление и систематизация 13.12.202
основных
понятий
по
теме. 4
Показателичисленности
и
воспроизводстванаселения.
Возрастнополоваяструктуранаселения.
Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и
растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических
пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса,
Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности
животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной
Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии.
22.11.202
4
Населениемира – 7 часов
12
.
Население мира.
13
.
Население мира.
14
.
Население мира.
Расовый состав населения. География расселения экваториальной,
европеоидной и монголоидной рас. Смешанныерасы.
Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и
группы.
Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и
естественный прирост. Географические различия в возрастнополовой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы
воспроизводства населения.
15
.
Население мира.
16
.
Население мира.
17
.
Зачет по теме «Население мира».
1
Повторение, закрепление и систематизация 20.12.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
стран с преобладанием в числе верующих
христиан, мусульман и буддистов.
1
Повторение, закрепление и систематизация 27.12.202
основных понятий по теме.
4
1
Практика решений тестовых заданий по теме.
1
Повторение, закрепление и систематизация 17.01.202
основных понятий по теме.
5
Мировые религии. География и религиозные центры христианства,
ислама, буддизма.
Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об
урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских
агломераций по принадлежности к странам.
10.01.202
5
Мировоехозяйство – 5 часов
18
.
Мировое хозяйство.
Природные ресурсы.
рудные ресурсы.
19
.
Мировое хозяйство.
20
.
Мировое хозяйство.
Минеральные
ресурсы:
энергоносители,
Номенклатурастран – экспортеровнефти.
1
Повторение, закрепление и систематизация 24.01.202
основных понятий по теме.
5
1
Повторение, закрепление и систематизация 31.01.202
основных
понятий
по
теме. 5
Номенклатурарегионов
и
стран,
имеющихтуристскорекреационнуюспециализацию.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в
период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под
воздействием
НТР.
Региональные
и
межрегиональные
экономические объединения стран. Транснациональныекорпорации.
Территориальная структура мирового хозяйства. География
промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение,
пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная
промышленность. Географиясферыуслуг.
21
.
Мировое хозяйство.
22
.
Мировое хозяйство.
1
Повторение, закрепление и систематизация 07.02.202
основных
понятий
по
теме. 5
Номенклатурастран
–
крупнейшихэкспортеровзерна, хлопка, сахара
– сырца.
1
Повторение, закрепление и систематизация 14.02.202
основных понятий по теме.
5
1
Повторение, закрепление и систематизация 21.02.202
основных
понятий
по
теме. 5
НоменклатурасубъектовРоссийскойФедераци
и.
1
Повторение, закрепление и систематизация 28.02.202
основных
понятий
по
теме. 5
Установлениесоответствиясубъектов
РФ
территориальнымцентрам (столицам).
1
Повторение, закрепление и систематизация 07.03.202
основных понятий по теме.
5
1
Повторение, закрепление и систематизация 14.03.202
основных
понятий
по
теме. 5
Номенклатуранефтедобывающих,
Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные
направления: зерновое хозяйство, производство технических,
волокнистых, масличных культур и сахароносов.
Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте.
Роль различных видов транспорта в мировых грузо-и
пассажирообороте.
Экономическая и социальная география России – 7 часов
23
.
Экономическая и социальная география России.
24
.
Экономическая и социальная география России.
25
.
Экономическая и социальная география России.
26
.
Экономическая и социальная география России.
Экономическое районирование РФ. Критерии экономического
районирования. Экономические районы и регионы Западного и
Восточного экономических макрорегионов РФ.
Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав
экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и
Восточном экономических макрорегионах страны.
Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по
различным видам природных ресурсов.
Комплекс
конструкционных
материалов.
Отраслевой
состав
комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и
лесная
промышленность,
промышленность
строительных
материалов.
Межотраслевыесвязиотраслейкомплексаконструкционныхматериало
в. Электроэнергетика: типыэлектростанций.
27
.
Экономическая и социальная география России.
28
.
Сельское хозяйство России.
29
.
Зачет по теме «Экономическая и социальная география России».
газодобывающих
угледобывающихсубъектов РФ.
и
1
Повторение, закрепление и систематизация 21.03.202
основных понятий по теме.
5
1
Повторение, закрепление и систематизация 04.04.202
основных понятий по теме.
5
1
Практика решений тестовых заданий по теме.
1
Повторение, закрепление и систематизация 18.04.202
основных понятий по теме. Номенклатура 5
стран Северной, Западной, восточной и
Южной Европы, Европейского союза и СНГ.
1
Номенклатура
и
состав
субрегионов. 25.04.202
Установление соответствия стран указанным 5
столицам и столиц указанным странам.
Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская,
Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры
цветной металлургии: география производства алюминия, меди,
титана. Факторыразмещенияпредприятий, производящихтяжелые и
легкиецветныеметаллы.
Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные
ресурсы.
География
животноводства.
Молочное
и
мясомолочноеживотноводство.
Сельскохозяйственнаяэкономическаяспециализациясубъектов РФ.
11.04.202
5
Политическаякартамира – 3 часа
30
.
Политическая карта мира.
31
.
Политическая карта мира.
Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социальноэкономического развития.
Политическая карта Азии, Африки и Америки.
32
.
Политическая карта мира.
1
Повторение, закрепление и систематизация 02.05.202
основных понятий по теме.
5
Динамика формирования современной политической карты мира.
Региональные объединения стран Европы, Азии, Африки и Америки.
Обобщениепокурсу – 2 часа
33
.
Подготовка к контрольно-зачетному тестированию
1
16.05.202
5
34
Контрольно-зачетноетестирование.
1
23.05.202
5
Учебно-методическийкомплект:
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е
изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил
2. 2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 1. Планета, на которой мы живем. Африка.
4.
5.
6.
7.
Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 280
с.: ил., карт.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 2. Материки планеты Земля: Антарктида,
Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО
«ТИД «Русское слово- РС» 2012. 256 с.: ил., карт.
Географический атлас.7 класс. – М.: Дрофа, 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО
«ТИД «Русское слово - РС» 2012. 336 с. : ил.
Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012
8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 281 с. : ил.
9. Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2012
10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 1. Общая характеристика мира:
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.
11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 2. Региональный
обзор мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012.
232 с.: ил.
12. Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Список литературы для индивидуальной работы обучающихся
по подготовки к итоговой аттестации по географии:
1. Единый государственный экзамен: география: контрольные измерительные материалы: 2010-2011 / под общ.
редакцией Г.П.Аксакаловой; Министерство образования и науки российской Федерации Федеральная
служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение,
2010
2. Единый государственный экзамен: География: контрольные измерительные материалы: Репетиционная
сессия 1. /ЭА.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2010
3. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия
2.Э.А.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2009
4. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебно – тренировочные материалы для подготовки
учащихся /ФИПИ авторы –составители : В.В.Барабанов, Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.:Интеллект –
Центр, 2012 Готовимся к ЕГЭ. География. Учебно – тренировочные тематические тестовые задания с
ответами. 2012 год.
Перечень сайтов, используемых при подготовке к ЕГЭ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География» )
Сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
. Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе .
Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о
проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена .
Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного
плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают
подготовку к сдаче ЕГЭ.
Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного
плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают
подготовку к сдаче ЕГЭ.
Сайт издательства «Интеллект – Центр», где можно найти учебно – тренировочные материалы, демонстрационные версии,
банк тренировочных заданий с ответами. Методические рекомендации и образцы решений.
Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых
заданий