РП Географический практикум 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижние Серги

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Географический практикум»
для обучающихся 11 класса
уровня среднего общего образования

г. Нижние Серги, 2024 год

Пояснительная записка

Образовательная область: география.
Возрастная категория: 11 класс
Количество
часов
на
предмет: 1час
в
неделю,
всего
34
часа.
Цель: - дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по
географии.
Задачи: - детально познакомить уч-ся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы;
- отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса
географии;
- формировать мировозренческую позицию обучающихся.
Данный курс составлен для учащихся 11 класса, обучающихся в общеобразовательных классах, изучающих
географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей. В 2008 году
закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы
ЕГЭ стал обязательным. За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных
материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов
основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004
году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по
выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при
повторении в процессе подготовки к экзамену.
Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части: Часть 1 состоит из заданий с
выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А). Часть 2 – задания с кратким ответом (тип
В). В ней присутствуют пять типов заданий:- задания, требующие написать ответ в виде числа;- задания,

требующие написать ответ в виде одного слова;- задания с выбором краткого ответа из нескольких вариантов;задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;- задания на
установления правильной последовательности.
Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С).
Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа
построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок.
Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы
подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Представленный курс даст возможность не только сориентировать
учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические
умения для успешного написания экзамена во всех трех частях.
Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений
учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:
1) материал изучался в 6-7-х классах;
2) недостаточное количество часов на изучение материала;
3) отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал.
Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по
материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется
вполне реальным.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований:
картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие.

Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные
задачи более эффективно и творчески. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность
быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет
позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить
путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что
позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал.

Планируемые результаты по освоению данного курса
Обучающиеся получат возможность:
- изучить особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы
и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- понимать смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение,
географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и
регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение
труда;
Обучающиеся научатся:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной,
противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики
различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий
различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической
экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических,
техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и
геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества;
подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Тематическоепланирование

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Названиераздела
Введение
План и карта
ПриродаЗемли
Населениемира
Мировоехозяйство
Социально-экономическаягеографияРоссии
Политическаякартамира
Обобщениепокурсу
Итогозагод

Количество
часов
1
3
7
6
5
7
3
2
34

Поурочноепланирование
№

Темазанятия

Колвочасо
в

Видыпрактическихработ

Дата

Введение – 1 час
1

Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом 1
заданий ЕГЭ. Отработканавыковоформлениябланковрегистрации,
ответов в формате ЕГЭ.

Задания для самостоятельной подготовки: 06.09.202
масштаб и направления на плане и 4
географической
карте;
географические
координаты; определение направлений на
плане
и
карте;
условные
знаки
топографической
карты
(плана),
общегеографических и тематических карт.

План и карта – 3 часа
2.

План и карта.
Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численныймасштаб.

1

Повторение, закрепление и систематизация 13.09.202
основных понятий по теме. Закрепление 4
рекомендуется
проводить
в
форме
практических работ: измерение расстояний с
помощью линейного масштаба, линейки и
циркуля-измерителя; перевод масштаба из
именованной формы в численную и из
численной в именованную. Решение задач на
определение длины отрезка на карте по
указанному масштабу и расстоянию; на
определение расстояния по длине отрезка на
карте и указанному масштабу.

3.

План и карта.

1

Определение направлений по рамке плана и 20.09.202
специальным
указателям;
определение 4
направлений по рамке карты и элементам
градусной сетки; определение по карте
географических координат точки, нахождение
точки на карте по указанным координатам;
определение относительного местоположения
точек
с
указанными
географическими
координатами.

1

Зачет

1

Повторение, закрепление и систематизация 04.10.202
основных понятий по теме.
4

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная
сетка на глобусе и картах.

4

План и карта

27.09.202
4

ПриродаЗемли – 7
5

Природа Земли.
Земля как планета солнечной системы. Географические следствия
суточного и годового движения Земли. Равноденствие и
солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая
широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца
над горизонтом в соответствии с географической широтой места
наблюдения и датой наблюдения.

Решение
задач
на
определение
продолжительности
светового
дня
в
соответствии с указанной датой и широтой
места
наблюдения;
на
определение
относительной продолжительности светового
дня в зависимости от широты места
наблюдения.

6

Природа Земли.

1

Повторение, закрепление и систематизация 11.10.202
основных понятий по теме. Проведение 4
практических работ на сравнительный анализ
геологической
и
тектонической
карт,
установление взаимосвязи тектонического и
геологического
строения
территории,
определения главных рельефообразующих
факторов
в
формировании
рельефа
территорий.

1

Повторение, закрепление и систематизация 18.10.202
основных понятий по теме. Проведение 4
практических
работ
на
определение
географического положения объектов суши;
определение географических объектов по
указанным координатам и характерным
признакам.

1

Повторение, закрепление и систематизация 25.10.202
основных понятий по теме.
4

1

Повторение, закрепление и систематизация 08.11.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
объектов Мирового океана и вод суши.

Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные
породы. Состав и строение земной коры материкового и
океанического типов. Понятие о литосферныхплитах.

7

Природа Земли.
Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и
равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению
территории. Динамика формирования рельефа. География
распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм
рельефа. Географическаяноменклатура.

8.

Природа Земли.
Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы
климата.
Перемещение
воздушных
масс.
Формирование
атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование
пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт.
Закономерности изменения среднегодового количества осадков и
режима их выпадения. Атмосферныеявления.

9.

Природа Земли.
Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот

воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость.
Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в
зависимости от географической широты. Океаническиетечения.
10
.

Природа Земли.

11
.

Зачет по теме «Природа Земли».

Номенклатура крупнейших водных объектов
материков: озера, реки, ледники.

1

Повторение, закрепление и систематизация 15.11.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
зональных природных комплексов равнин и
высотная поясность в горах.

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

1

Повторение, закрепление и систематизация 29.11.202
основных понятий по теме.
4

1

Повторение, закрепление и систематизация 06.12.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
народов
Индоевропейской,
Алтайской,
Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской
семей; география их расселения.

1

Повторение, закрепление и систематизация 13.12.202
основных
понятий
по
теме. 4
Показателичисленности
и
воспроизводстванаселения.
Возрастнополоваяструктуранаселения.

Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и
растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических
пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса,
Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности
животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной
Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии.

22.11.202
4

Населениемира – 7 часов
12
.

Население мира.

13
.

Население мира.

14
.

Население мира.

Расовый состав населения. География расселения экваториальной,
европеоидной и монголоидной рас. Смешанныерасы.

Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и
группы.

Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и
естественный прирост. Географические различия в возрастнополовой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы

воспроизводства населения.
15
.

Население мира.

16
.

Население мира.

17
.

Зачет по теме «Население мира».

1

Повторение, закрепление и систематизация 20.12.202
основных понятий по теме. Номенклатура 4
стран с преобладанием в числе верующих
христиан, мусульман и буддистов.

1

Повторение, закрепление и систематизация 27.12.202
основных понятий по теме.
4

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

1

Повторение, закрепление и систематизация 17.01.202
основных понятий по теме.
5

Мировые религии. География и религиозные центры христианства,
ислама, буддизма.

Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об
урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских
агломераций по принадлежности к странам.

10.01.202
5

Мировоехозяйство – 5 часов
18
.

Мировое хозяйство.
Природные ресурсы.
рудные ресурсы.

19
.

Мировое хозяйство.

20
.

Мировое хозяйство.

Минеральные

ресурсы:

энергоносители,

Номенклатурастран – экспортеровнефти.
1

Повторение, закрепление и систематизация 24.01.202
основных понятий по теме.
5

1

Повторение, закрепление и систематизация 31.01.202
основных
понятий
по
теме. 5
Номенклатурарегионов
и
стран,
имеющихтуристскорекреационнуюспециализацию.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в
период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под
воздействием
НТР.
Региональные
и
межрегиональные
экономические объединения стран. Транснациональныекорпорации.

Территориальная структура мирового хозяйства. География
промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение,
пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная

промышленность. Географиясферыуслуг.
21
.

Мировое хозяйство.

22
.

Мировое хозяйство.

1

Повторение, закрепление и систематизация 07.02.202
основных
понятий
по
теме. 5
Номенклатурастран
–
крупнейшихэкспортеровзерна, хлопка, сахара
– сырца.

1

Повторение, закрепление и систематизация 14.02.202
основных понятий по теме.
5

1

Повторение, закрепление и систематизация 21.02.202
основных
понятий
по
теме. 5
НоменклатурасубъектовРоссийскойФедераци
и.

1

Повторение, закрепление и систематизация 28.02.202
основных
понятий
по
теме. 5
Установлениесоответствиясубъектов
РФ
территориальнымцентрам (столицам).

1

Повторение, закрепление и систематизация 07.03.202
основных понятий по теме.
5

1

Повторение, закрепление и систематизация 14.03.202
основных
понятий
по
теме. 5
Номенклатуранефтедобывающих,

Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные
направления: зерновое хозяйство, производство технических,
волокнистых, масличных культур и сахароносов.

Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте.
Роль различных видов транспорта в мировых грузо-и
пассажирообороте.

Экономическая и социальная география России – 7 часов
23
.

Экономическая и социальная география России.

24
.

Экономическая и социальная география России.

25
.

Экономическая и социальная география России.

26
.

Экономическая и социальная география России.

Экономическое районирование РФ. Критерии экономического
районирования. Экономические районы и регионы Западного и
Восточного экономических макрорегионов РФ.

Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав
экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и
Восточном экономических макрорегионах страны.

Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по
различным видам природных ресурсов.

Комплекс

конструкционных

материалов.

Отраслевой

состав

комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и
лесная
промышленность,
промышленность
строительных
материалов.
Межотраслевыесвязиотраслейкомплексаконструкционныхматериало
в. Электроэнергетика: типыэлектростанций.
27
.

Экономическая и социальная география России.

28
.

Сельское хозяйство России.

29
.

Зачет по теме «Экономическая и социальная география России».

газодобывающих
угледобывающихсубъектов РФ.

и

1

Повторение, закрепление и систематизация 21.03.202
основных понятий по теме.
5

1

Повторение, закрепление и систематизация 04.04.202
основных понятий по теме.
5

1

Практика решений тестовых заданий по теме.

1

Повторение, закрепление и систематизация 18.04.202
основных понятий по теме. Номенклатура 5
стран Северной, Западной, восточной и
Южной Европы, Европейского союза и СНГ.

1

Номенклатура
и
состав
субрегионов. 25.04.202
Установление соответствия стран указанным 5
столицам и столиц указанным странам.

Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская,
Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры
цветной металлургии: география производства алюминия, меди,
титана. Факторыразмещенияпредприятий, производящихтяжелые и
легкиецветныеметаллы.

Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные
ресурсы.
География
животноводства.
Молочное
и
мясомолочноеживотноводство.
Сельскохозяйственнаяэкономическаяспециализациясубъектов РФ.

11.04.202
5

Политическаякартамира – 3 часа
30
.

Политическая карта мира.

31
.

Политическая карта мира.

Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социальноэкономического развития.

Политическая карта Азии, Африки и Америки.

32
.

Политическая карта мира.

1

Повторение, закрепление и систематизация 02.05.202
основных понятий по теме.
5

Динамика формирования современной политической карты мира.
Региональные объединения стран Европы, Азии, Африки и Америки.

Обобщениепокурсу – 2 часа
33
.

Подготовка к контрольно-зачетному тестированию

1

16.05.202
5

34

Контрольно-зачетноетестирование.

1

23.05.202
5

Учебно-методическийкомплект:

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е
изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил
2. 2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 1. Планета, на которой мы живем. Африка.

4.

5.
6.
7.

Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 280
с.: ил., карт.
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 2. Материки планеты Земля: Антарктида,
Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО
«ТИД «Русское слово- РС» 2012. 256 с.: ил., карт.
Географический атлас.7 класс. – М.: Дрофа, 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО
«ТИД «Русское слово - РС» 2012. 336 с. : ил.
Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012

8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса

общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 281 с. : ил.
9. Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2012
10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 1. Общая характеристика мира:
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил.

11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 2. Региональный
обзор мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012.
232 с.: ил.
12. Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Список литературы для индивидуальной работы обучающихся
по подготовки к итоговой аттестации по географии:

1. Единый государственный экзамен: география: контрольные измерительные материалы: 2010-2011 / под общ.
редакцией Г.П.Аксакаловой; Министерство образования и науки российской Федерации Федеральная
служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение,
2010
2. Единый государственный экзамен: География: контрольные измерительные материалы: Репетиционная
сессия 1. /ЭА.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2010
3. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия
2.Э.А.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2009
4. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебно – тренировочные материалы для подготовки
учащихся /ФИПИ авторы –составители : В.В.Барабанов, Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.:Интеллект –
Центр, 2012 Готовимся к ЕГЭ. География. Учебно – тренировочные тематические тестовые задания с
ответами. 2012 год.

Перечень сайтов, используемых при подготовке к ЕГЭ:
1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География» )
Сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
. Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе .
Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о
проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена .
Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного
плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают
подготовку к сдаче ЕГЭ.
Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного
плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают
подготовку к сдаче ЕГЭ.
Сайт издательства «Интеллект – Центр», где можно найти учебно – тренировочные материалы, демонстрационные версии,
банк тренировочных заданий с ответами. Методические рекомендации и образцы решений.
Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых
заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».