МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижние Серги РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Географический практикум» для обучающихся 11 класса уровня среднего общего образования г. Нижние Серги, 2024 год Пояснительная записка Образовательная область: география. Возрастная категория: 11 класс Количество часов на предмет: 1час в неделю, всего 34 часа. Цель: - дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по географии. Задачи: - детально познакомить уч-ся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы; - отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса географии; - формировать мировозренческую позицию обучающихся. Данный курс составлен для учащихся 11 класса, обучающихся в общеобразовательных классах, изучающих географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей. В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы ЕГЭ стал обязательным. За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004 году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при повторении в процессе подготовки к экзамену. Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части: Часть 1 состоит из заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А). Часть 2 – задания с кратким ответом (тип В). В ней присутствуют пять типов заданий:- задания, требующие написать ответ в виде числа;- задания, требующие написать ответ в виде одного слова;- задания с выбором краткого ответа из нескольких вариантов;задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;- задания на установления правильной последовательности. Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С). Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок. Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы подготовки учащихся к ЕГЭ по географии. Представленный курс даст возможность не только сориентировать учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические умения для успешного написания экзамена во всех трех частях. Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин: 1) материал изучался в 6-7-х классах; 2) недостаточное количество часов на изучение материала; 3) отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал. Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется вполне реальным. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований: картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие. Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные задачи более эффективно и творчески. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал. Планируемые результаты по освоению данного курса Обучающиеся получат возможность: - изучить особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества; - понимать смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда; Обучающиеся научатся: - применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы; - характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий; - проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки; - решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития; - описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы; - геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору; - понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области. Тематическоепланирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Названиераздела Введение План и карта ПриродаЗемли Населениемира Мировоехозяйство Социально-экономическаягеографияРоссии Политическаякартамира Обобщениепокурсу Итогозагод Количество часов 1 3 7 6 5 7 3 2 34 Поурочноепланирование № Темазанятия Колвочасо в Видыпрактическихработ Дата Введение – 1 час 1 Диагностическое тестирование. Ознакомление учащихся с форматом 1 заданий ЕГЭ. Отработканавыковоформлениябланковрегистрации, ответов в формате ЕГЭ. Задания для самостоятельной подготовки: 06.09.202 масштаб и направления на плане и 4 географической карте; географические координаты; определение направлений на плане и карте; условные знаки топографической карты (плана), общегеографических и тематических карт. План и карта – 3 часа 2. План и карта. Масштаб. Линейный масштаб. Именованный и численныймасштаб. 1 Повторение, закрепление и систематизация 13.09.202 основных понятий по теме. Закрепление 4 рекомендуется проводить в форме практических работ: измерение расстояний с помощью линейного масштаба, линейки и циркуля-измерителя; перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу. 3. План и карта. 1 Определение направлений по рамке плана и 20.09.202 специальным указателям; определение 4 направлений по рамке карты и элементам градусной сетки; определение по карте географических координат точки, нахождение точки на карте по указанным координатам; определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами. 1 Зачет 1 Повторение, закрепление и систематизация 04.10.202 основных понятий по теме. 4 Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах. 4 План и карта 27.09.202 4 ПриродаЗемли – 7 5 Природа Земли. Земля как планета солнечной системы. Географические следствия суточного и годового движения Земли. Равноденствие и солнцестояние. Полуденная высота Солнца и географическая широта места наблюдения. Изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в соответствии с географической широтой места наблюдения и датой наблюдения. Решение задач на определение продолжительности светового дня в соответствии с указанной датой и широтой места наблюдения; на определение относительной продолжительности светового дня в зависимости от широты места наблюдения. 6 Природа Земли. 1 Повторение, закрепление и систематизация 11.10.202 основных понятий по теме. Проведение 4 практических работ на сравнительный анализ геологической и тектонической карт, установление взаимосвязи тектонического и геологического строения территории, определения главных рельефообразующих факторов в формировании рельефа территорий. 1 Повторение, закрепление и систематизация 18.10.202 основных понятий по теме. Проведение 4 практических работ на определение географического положения объектов суши; определение географических объектов по указанным координатам и характерным признакам. 1 Повторение, закрепление и систематизация 25.10.202 основных понятий по теме. 4 1 Повторение, закрепление и систематизация 08.11.202 основных понятий по теме. Номенклатура 4 объектов Мирового океана и вод суши. Литосфера. Тектоническое и геологическое строение Земли. Горные породы. Состав и строение земной коры материкового и океанического типов. Понятие о литосферныхплитах. 7 Природа Земли. Рельеф материков Земли и территорий России. Горные страны и равнины. Соответствие форм рельефа тектоническому строению территории. Динамика формирования рельефа. География распространения ледниковых, эрозионных и аккумулятивных форм рельефа. Географическаяноменклатура. 8. Природа Земли. Атмосфера. Типы воздушных масс. Климатические пояса и типы климата. Перемещение воздушных масс. Формирование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов. Образование пассатов и муссонов. Западные ветры умеренных широт. Закономерности изменения среднегодового количества осадков и режима их выпадения. Атмосферныеявления. 9. Природа Земли. Гидросфера. Состав и строение гидросферы. Мировой круговорот воды. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Изменение температуры и солености поверхностных вод океанов в зависимости от географической широты. Океаническиетечения. 10 . Природа Земли. 11 . Зачет по теме «Природа Земли». Номенклатура крупнейших водных объектов материков: озера, реки, ледники. 1 Повторение, закрепление и систематизация 15.11.202 основных понятий по теме. Номенклатура 4 зональных природных комплексов равнин и высотная поясность в горах. 1 Практика решений тестовых заданий по теме. 1 Повторение, закрепление и систематизация 29.11.202 основных понятий по теме. 4 1 Повторение, закрепление и систематизация 06.12.202 основных понятий по теме. Номенклатура 4 народов Индоевропейской, Алтайской, Афразийской, Сино-Тибетской и Уральской семей; география их расселения. 1 Повторение, закрепление и систематизация 13.12.202 основных понятий по теме. 4 Показателичисленности и воспроизводстванаселения. Возрастнополоваяструктуранаселения. Биосфера. Животный и растительный мир материков. Животные и растения природных зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь, зональных природных комплексов умеренного пояса, Арктики и Антарктики. Понятие об эндемичных видах. Особенности животного и растительного мира Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Антарктиды и Евразии. 22.11.202 4 Населениемира – 7 часов 12 . Население мира. 13 . Население мира. 14 . Население мира. Расовый состав населения. География расселения экваториальной, европеоидной и монголоидной рас. Смешанныерасы. Этнический состав населения. Крупнейшие языковые семьи и группы. Типы воспроизводства населения. Рождаемость, смертность и естественный прирост. Географические различия в возрастнополовой структуре населения. Европейский и Афро-Азиатский типы воспроизводства населения. 15 . Население мира. 16 . Население мира. 17 . Зачет по теме «Население мира». 1 Повторение, закрепление и систематизация 20.12.202 основных понятий по теме. Номенклатура 4 стран с преобладанием в числе верующих христиан, мусульман и буддистов. 1 Повторение, закрепление и систематизация 27.12.202 основных понятий по теме. 4 1 Практика решений тестовых заданий по теме. 1 Повторение, закрепление и систематизация 17.01.202 основных понятий по теме. 5 Мировые религии. География и религиозные центры христианства, ислама, буддизма. Размещение населения. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Номенклатура крупнейших городов и городских агломераций по принадлежности к странам. 10.01.202 5 Мировоехозяйство – 5 часов 18 . Мировое хозяйство. Природные ресурсы. рудные ресурсы. 19 . Мировое хозяйство. 20 . Мировое хозяйство. Минеральные ресурсы: энергоносители, Номенклатурастран – экспортеровнефти. 1 Повторение, закрепление и систематизация 24.01.202 основных понятий по теме. 5 1 Повторение, закрепление и систематизация 31.01.202 основных понятий по теме. 5 Номенклатурарегионов и стран, имеющихтуристскорекреационнуюспециализацию. Отраслевая структура мирового хозяйства. Мировое хозяйство в период НТР. Изменение географии отраслей мирового хозяйства под воздействием НТР. Региональные и межрегиональные экономические объединения стран. Транснациональныекорпорации. Территориальная структура мирового хозяйства. География промышленности. Цветная и черная металлургия, машиностроение, пищевая и легкая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Географиясферыуслуг. 21 . Мировое хозяйство. 22 . Мировое хозяйство. 1 Повторение, закрепление и систематизация 07.02.202 основных понятий по теме. 5 Номенклатурастран – крупнейшихэкспортеровзерна, хлопка, сахара – сырца. 1 Повторение, закрепление и систематизация 14.02.202 основных понятий по теме. 5 1 Повторение, закрепление и систематизация 21.02.202 основных понятий по теме. 5 НоменклатурасубъектовРоссийскойФедераци и. 1 Повторение, закрепление и систематизация 28.02.202 основных понятий по теме. 5 Установлениесоответствиясубъектов РФ территориальнымцентрам (столицам). 1 Повторение, закрепление и систематизация 07.03.202 основных понятий по теме. 5 1 Повторение, закрепление и систематизация 14.03.202 основных понятий по теме. 5 Номенклатуранефтедобывающих, Мировое сельское хозяйство. География земледелия. Основные направления: зерновое хозяйство, производство технических, волокнистых, масличных культур и сахароносов. Мировой транспорт. Понятие о грузообороте и пассажирообороте. Роль различных видов транспорта в мировых грузо-и пассажирообороте. Экономическая и социальная география России – 7 часов 23 . Экономическая и социальная география России. 24 . Экономическая и социальная география России. 25 . Экономическая и социальная география России. 26 . Экономическая и социальная география России. Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Экономические районы и регионы Западного и Восточного экономических макрорегионов РФ. Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов. Субъекты РФ, расположенные в Западном и Восточном экономических макрорегионах страны. Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России по различным видам природных ресурсов. Комплекс конструкционных материалов. Отраслевой состав комплекса конструкционных материалов: металлургия, химическая и лесная промышленность, промышленность строительных материалов. Межотраслевыесвязиотраслейкомплексаконструкционныхматериало в. Электроэнергетика: типыэлектростанций. 27 . Экономическая и социальная география России. 28 . Сельское хозяйство России. 29 . Зачет по теме «Экономическая и социальная география России». газодобывающих угледобывающихсубъектов РФ. и 1 Повторение, закрепление и систематизация 21.03.202 основных понятий по теме. 5 1 Повторение, закрепление и систематизация 04.04.202 основных понятий по теме. 5 1 Практика решений тестовых заданий по теме. 1 Повторение, закрепление и систематизация 18.04.202 основных понятий по теме. Номенклатура 5 стран Северной, Западной, восточной и Южной Европы, Европейского союза и СНГ. 1 Номенклатура и состав субрегионов. 25.04.202 Установление соответствия стран указанным 5 столицам и столиц указанным странам. Цветная металлургия. Металлургические базы РФ: Уральская, Сибирская, Центральная. Крупнейшие металлургические центры цветной металлургии: география производства алюминия, меди, титана. Факторыразмещенияпредприятий, производящихтяжелые и легкиецветныеметаллы. Структура и география земледелия. Агроклиматические и почвенные ресурсы. География животноводства. Молочное и мясомолочноеживотноводство. Сельскохозяйственнаяэкономическаяспециализациясубъектов РФ. 11.04.202 5 Политическаякартамира – 3 часа 30 . Политическая карта мира. 31 . Политическая карта мира. Политическая карта Европы. Типология стран по уровню социальноэкономического развития. Политическая карта Азии, Африки и Америки. 32 . Политическая карта мира. 1 Повторение, закрепление и систематизация 02.05.202 основных понятий по теме. 5 Динамика формирования современной политической карты мира. Региональные объединения стран Европы, Азии, Африки и Америки. Обобщениепокурсу – 2 часа 33 . Подготовка к контрольно-зачетному тестированию 1 16.05.202 5 34 Контрольно-зачетноетестирование. 1 23.05.202 5 Учебно-методическийкомплект: 1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил 2. 2.Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012 3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 1. Планета, на которой мы живем. Африка. 4. 5. 6. 7. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 280 с.: ил., карт. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Материки и океаны: В 2ч. Ч 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 256 с.: ил., карт. Географический атлас.7 класс. – М.: Дрофа, 2012 Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 336 с. : ил. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012 8. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» 2012. 281 с. : ил. 9. Географический атлас. 10 класс. М.: Дрофа, 2012 10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил. 11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч 2. Региональный обзор мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2012. 232 с.: ил. 12. Географический атлас. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012. Список литературы для индивидуальной работы обучающихся по подготовки к итоговой аттестации по географии: 1. Единый государственный экзамен: география: контрольные измерительные материалы: 2010-2011 / под общ. редакцией Г.П.Аксакаловой; Министерство образования и науки российской Федерации Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2010 2. Единый государственный экзамен: География: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. /ЭА.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2010 3. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2.Э.А.Амбарцумова – М.: Вентана – Граф, 2009 4. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ авторы –составители : В.В.Барабанов, Э.М.Амбарцумова, С.Е.Дюкова – М.:Интеллект – Центр, 2012 Готовимся к ЕГЭ. География. Учебно – тренировочные тематические тестовые задания с ответами. 2012 год. Перечень сайтов, используемых при подготовке к ЕГЭ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География» ) Сайт издательства Дрофа (рубрика «География») . Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе . Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена . Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают подготовку к сдаче ЕГЭ. Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет – уроки по географии , включают подготовку к сдаче ЕГЭ. Сайт издательства «Интеллект – Центр», где можно найти учебно – тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами. Методические рекомендации и образцы решений. Портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий