Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Серебряная нотка» для детей 7-10 лет 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Серебряная нотка» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4. 317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242); Концепцией развития дополнительного образования детей от 31.03. 2022 г. № 678-р, Уставом МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги. Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста (учащихся 1-4 классов). Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развитияребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Такимо бразом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна программы в том, что в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Актуальность программы. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностьюи тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладетьумениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа. Педагогическая целесообразность программы В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Цель программы: привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому исполнительству. Задачи программы: 1. Развивающие: а)совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и сравнивать; б)развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память; в)развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения. 2. Образовательные: Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков. 3.Воспитательные: Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной отзывчивости. Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное значение данной программы. Организационные условия реализации программы Исходя из возрастных особенностей кружковцев, в хоровом коллективе организованы 2 группы хорового пения (3 класс). Формы проведения занятий: мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (сводная репетиция). Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения). Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы: высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству; профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования; творческая самореализация воспитанников, участие вокальнохоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертномассовых мероприятиях. Материально-техническое обеспечение В кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное количество стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для учебных пособий, наглядный материал, видео- и аудио пособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ), фонограммы, ПК, фортепиано. Предметные результаты программы Реализация программы должна обеспечить: развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся; развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления; развитие навыка пения по нотам; умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания; навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом; формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении; способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей. В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать: специфику певческого искусства; основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь: эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения; исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись; устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов. - - - Метапредметные результаты Личностные результаты: • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских); • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох; • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; • развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека; • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.); • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал; • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся. Учащиеся получат возможность: • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность. Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные: Учащиеся научатся: • логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения); • рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности; • адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; Учащиеся получат возможность: • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями; • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области. Регулятивные: Учащиеся научатся: • планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями; • мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться: • формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности; • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий. Коммуникативные: Учащиеся научатся: • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации; • использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен); • опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Учащиеся получат возможность: • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений. - - Формы и режим занятий: учебное занятие; контрольный урок; музыкальные спектакли; отчетный концерт; участие в конкурсах, фестивалях; посещение концертов, музыкальных спектаклей. Примерное построение занятий: настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием; дыхательная гимнастика; - - речевые упражнения; распевание; пение вокализов; работа над произведениями; анализ занятия. Принципы и методы работы: Принципы: В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические принципы: единство технического и художественно-эстетического развития учащихся; постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения; использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми; принцип эмоционального положительного фона обучения; индивидуальный подход к учащемуся. Методы: 1. Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример); 2. Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач); 3. Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде); 4. Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления. Критерии определения оценки - Основными критериями определения оценки учащихся являются: уровень сформированности вокально-исполнительских навыков; степень выразительности исполнения; проявление совместной творческой активности; умение слышать участников ансамбля (хора) и не выделяться из общего звучания. При этом также учитывается участие учащегося в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях. Выпускники, проявившие особые способности и склонности к профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в колледжи соответствующего профиля. - Материально-техническое оснащение наличие специального кабинета; наличие репетиционного зала (сцены); фортепиано, другой инструмент; музыкальный центр, компьютер; записи фонограмм в режимах «+» и «-»; нотный материал. Основное содержание образовательного процесса Вводное занятие Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты). Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий. Правила пения и охрана детского голоса. Вокально-хоровая работа Певческая установка Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка. Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий. Дыхание Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи: приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох; развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный. Дикция и артикуляция Артикуляционные упражнения. Самомассаж артикуляционного аппарата. Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена. Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног. Вокальные упражнения Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков. На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально- хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз. Творческие задания Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений). Работа над произведениями Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов: образное содержание; отработка интонационных оборотов; дикционные сложности; разучивание произведений; концертный вариант исполнения. Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса. Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий. Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо». Слушание музыки Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название). Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен– Санс «Карнавал животных». Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления. Воспитательные мероприятия Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям: формирование традиций коллектива, идеологическая и воспитательная работа, общественно-полезная работа. Направлены на: • нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов; • воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру; • формирование самостоятельности и творческой активности; • развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов; • воспитание чувства патриотизма; • воспитание чувства коллективизма; • расширение музыкального кругозора. Итоговое занятие Концерт для родителей Прогнозируемая результативность В результате первого года обучения дети должны усвоить понятия о культуре поведения во время занятий и выступлений, а также овладеть навыками: правильной певческой посадки и установки, мягкой атаки звука, чистого интонирования мелодии, чёткого произношения текста, пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением, ручных знаков. Календарно-тематическое планирование. № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 1922 2324 2526 2728 2932 3334 3536 3738 3940 4142 4344 Содержание Кол-во часов Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса. Вокальные упражнения. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни. Работа над исполнением песни. Работа над дикцией. Сценическая отработка номера. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни. Звуковедение. Сценическая отработка номера. Работа над тембровой окраской голоса. Выразительное исполнение песни. Вокальные упражнения. Работа над дикцией. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Партии в хоре. Сценическая отработка номера. 2 Вокальные упражнения. Разучивание песни. 2 Работа над дикцией. 2 Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни. 2 Разучивание песни. 4 Сценическая отработка номера. Работа над дикцией. 2 Вокальные упражнения. Повторение выученных песен. 2 Жанровое разнообразие музыки. Беседа. 2 Типы голосов. Разучивание песни. 2 Работа с солистами. Формирование певческих навыков. 2 Вокальные упражнения. Разучивание песни. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4546 4748 4850 5154 5556 5758 5960 6162 6364 6568 Музыкальная игра «Эхо». 2 Вокальная работа над песней. 2 Вокальные упражнения. 2 Выразительное исполнение песни. 4 Слушание и анализ музыкальных произведений. 2 Сценическая отработка номера. Работа над произведением. 2 Артикуляционные речевки. Работа над песнями. 2 Слушание и анализ музыкальных произведений. Отработка вокально-хоровых навыков. Звуковедение. Разучивание песни. 2 Выступление на итоговом концерте. 4 Итого 2 68