Серебряная нотка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Серебряная нотка»
для детей 7-10 лет

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Серебряная нотка» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; приказом Министерства
просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4. 317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей»; Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18
ноября 2015 года № 09-3242); Концепцией развития дополнительного
образования детей от 31.03. 2022 г. № 678-р, Уставом МКОУ СОШ № 2 г.
Нижние Серги. Программа рассчитана на обучение детей младшего
школьного возраста (учащихся 1-4 классов).
Программа направлена на выявление одаренных детей в области
музыкального искусства в детском возрасте. Способствует приобретению
детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих
исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает
у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным
ценностям народов мира и Российской Федерации.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического
развитияребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную
функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают
человека, формируют его взгляды, чувства. Такимо бразом, пение
способствует формированию общей культуры личности: развивает
наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную
отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение,
проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности;
учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство
патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Новизна программы. Особенность программы в том, что она
разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами
стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только
разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна
программы в том, что в ней представлена структура педагогического
воздействия на формирование певческих навыков обучающихся
последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы.
Пение является весьма действенным методом эстетического
воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы
вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют
кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,
фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный
способностьюи тягой к творчеству, развитию своих вокальных
способностей, мог овладетьумениями и навыками вокального искусства,
научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,
разработана эта программа.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих
и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу –
оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и
помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и
гармонизацию личности. С помощью группового пения можно
адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с
речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со
временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая
будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы:
привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, хоровому
исполнительству.
Задачи программы:
1. Развивающие:
а)совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и
сравнивать;
б)развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память;
в)развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в
манере пения.
2. Образовательные:
Формирование знаний, умений, вокально-хоровых навыков.
3.Воспитательные:
Развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к
эмоциональной отзывчивости.

Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в
единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В
осуществлении этих задач и заключается художественно –
воспитательное значение данной программы.
Организационные условия реализации программы
Исходя из возрастных особенностей кружковцев, в хоровом
коллективе организованы 2 группы хорового пения (3 класс).
Формы проведения занятий: мелкогрупповые, групповые,
крупногрупповые (сводная репетиция).
Каждое занятие кружка является комплексным, так как оно включает
в себя различные виды музыкальной деятельности (пение, слушание
музыки, игру на ДМИ, музыкально-ритмические движения).
Основные
показатели
эффективности
реализации
данной
образовательной программы:
высокий уровень
мотивации кружковцев
к
вокально-хоровому исполнительству;
профессиональное
самоопределение одаренных детей
в
области музыкально-хорового образования;
творческая самореализация воспитанников, участие вокальнохоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертномассовых мероприятиях.
Материально-техническое обеспечение
В кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть
достаточное количество стульев, удобных для пения сидя, доска с
нотными линейками, шкафы для учебных пособий, наглядный материал,
видео- и аудио пособия, методический материал, детские музыкальные
инструменты (ДМИ), фонограммы, ПК, фортепиано.
Предметные результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
развитие музыкальных способностей и творческих качеств
учащихся;
развитие общих способностей: памяти, внимания, воли,
воображения, мышления;
развитие навыка пения по нотам;
умение осознанно применять навыки академического
звукообразования для музыкального образа в зависимости от его
эмоционально – нравственного содержания;
навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди
которых могут быть народные песни, сочинения композиторов –
классиков, произведения современных композиторов, произведения
духовной музыки с аккомпанементом;

формирования желания продолжить заниматься пением в хоре,
как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в
профессиональном учреждении;
способность взаимодействовать с окружением в соответствии с
принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности
других людей.
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и
понимать:
специфику певческого искусства;
основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять
хоровые и вокальные произведения;
исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную
запись;
устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на
уровне общих идей, художественных образов.
-

-

-

Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание
своей этнической и национальной принадлежности в процессе
разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
• становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и
культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными
произведениями разных стран и эпох;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной
окраски;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной
действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города
и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование
личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между
музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания
чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений,

их коллективного обсуждения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе
развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его
функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью
(концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни
посредством развития представления о гармонии в человеке физического
и духовного начал;
• формирование
мотивации
к
музыкальному
творчеству,
целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе
создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности
учащихся.
Учащиеся получат возможность:
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности,
духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при
моделировании
различных
исполнительских
схем
хорового
произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать
результаты своей деятельности с результатами других учащихся;
понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных
интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
•
научиться реализовывать собственные творческие замыслы,
подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
•
удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности,
интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей
знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по
разучиванию и исполнению хоровых произведений ;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также
пользоваться на практике этими критериями;
• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения
опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к
нему. Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных
способов достижения результата в процессе совместной
исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт
умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов
реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном
обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же
проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их
при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства
информационных технологий) для решения коммуникативных и
познавательных задач (например, при обсуждении особенностей
исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления
результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь
на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений
сценический опыт публичного исполнения музыкальных
произведений.

-

-

Формы и режим занятий:
учебное занятие;
контрольный урок;
музыкальные спектакли;
отчетный концерт;
участие в конкурсах, фестивалях;
посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Примерное построение занятий:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием;
дыхательная гимнастика;

-

-

речевые упражнения;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведениями;
анализ занятия.
Принципы и методы работы:
Принципы:
В основе ансамблевого пения лежат следующие педагогические
принципы:
единство технического и художественно-эстетического развития
учащихся;
постепенность и последовательность в овладении мастерством
эстрадного пения;
использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с
детьми;
принцип эмоционального положительного фона обучения;
индивидуальный подход к учащемуся.
Методы:
1. Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов
исполнения, использование наглядных пособий, личный
пример);
2. Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение
задач);
3. Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);
4. Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников
желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними
анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие
моменты выступления.
Критерии определения оценки

-

Основными критериями определения оценки учащихся являются:
уровень сформированности вокально-исполнительских навыков;
степень выразительности исполнения;
проявление совместной творческой активности;
умение слышать участников ансамбля (хора) и не выделяться из
общего звучания.
При этом также учитывается участие учащегося в концертной
деятельности, конкурсах и фестивалях.
Выпускники, проявившие особые способности и склонности к
профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются
к поступлению в колледжи соответствующего профиля.

-

Материально-техническое оснащение
наличие специального кабинета;
наличие репетиционного зала (сцены);
фортепиано, другой инструмент;
музыкальный центр, компьютер;
записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
нотный материал.
Основное содержание образовательного процесса
Вводное занятие
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом
(рекомендуются различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила
поведения во время занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая
установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки:
прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в
ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки:
сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым
углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в
процессе занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной
гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:
приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех
элементов: вдох, задержка, выдох;
развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий,
выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения. Самомассаж артикуляционного
аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя
челюсть раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных,
шипящих.

Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с
движениями рук, ног.
Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих
овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению
голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость,
способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений:
выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение
основными вокально- хоровыми навыками. Упражнения исполняются
как маленькие произведения с различным образным содержанием.
Фортепианное сопровождение заключается в гармонической
поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель
сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений.
Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах.
Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество,
развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного
мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).
Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным
содержанием исполняемых произведений, которую условно можно
разделить на несколько этапов:
образное содержание;
отработка интонационных оборотов;
дикционные сложности;
разучивание произведений;
концертный вариант исполнения.
Звуковедение.
Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука.
Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не
выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших
мелодий.
Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением
нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки.
Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке».
Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений,
например: «Живой рояль»,

«Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического
вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки
используется для развития образного мышления детей. Применяются
различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский
«Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–
Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение,
на повышение активности на занятиях, основанных на формирование
позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания,
осуществляются по трём основным направлениям:
формирование традиций коллектива,
идеологическая и воспитательная работа,
общественно-полезная работа. Направлены на:
•
нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их
музыкального вкуса и интересов;
•
воспитание интереса к просветительской работе, стремление
пропагандировать музыкальную культуру;
•
формирование самостоятельности и творческой активности;
•
развитие
слушательской
культуры,
пробуждение
художественных интересов;
•
воспитание чувства патриотизма;
•
воспитание чувства коллективизма;
•
расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Концерт для родителей
Прогнозируемая результативность
В результате первого года обучения дети должны усвоить понятия о
культуре поведения во время занятий и выступлений, а также
овладеть навыками:
правильной певческой посадки и установки,
мягкой атаки звука,
чистого интонирования мелодии,
чёткого произношения текста,
пения в хоре несложных песен в унисон с сопровождением,
ручных знаков.

Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
1922
2324
2526
2728
2932
3334
3536
3738
3940
4142
4344

Содержание

Кол-во
часов

Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по технике
безопасности, гигиене и охране голоса.
Вокальные упражнения.
Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения.
Разучивание песни.
Работа над исполнением песни. Работа над дикцией.
Сценическая отработка номера.
Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание
песни.
Звуковедение. Сценическая отработка номера.
Работа над тембровой окраской голоса.
Выразительное исполнение песни.
Вокальные упражнения. Работа над дикцией.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Партии в хоре. Сценическая отработка номера.

2

Вокальные упражнения. Разучивание песни.

2

Работа над дикцией.

2

Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни.

2

Разучивание песни.

4

Сценическая отработка номера. Работа над дикцией.

2

Вокальные упражнения. Повторение выученных песен.

2

Жанровое разнообразие музыки. Беседа.

2

Типы голосов. Разучивание песни.

2

Работа с солистами. Формирование певческих навыков.

2

Вокальные упражнения. Разучивание песни.

2

2
2
2
2
2
2
2
2
4

4546
4748
4850
5154
5556
5758
5960
6162
6364
6568

Музыкальная игра «Эхо».

2

Вокальная работа над песней.

2

Вокальные упражнения.

2

Выразительное исполнение песни.

4

Слушание и анализ музыкальных произведений.

2

Сценическая отработка номера. Работа над произведением.

2

Артикуляционные речевки. Работа над песнями.

2

Слушание и анализ музыкальных произведений. Отработка
вокально-хоровых навыков.
Звуковедение. Разучивание песни.

2

Выступление на итоговом концерте.

4

Итого

2

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».