РП Музейная мастерская

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2‌‌г. Нижние Серги

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от 29.08.2025
№75-ОД
Директор МКОУ СОШ №2
г. Нижние Серги
__________ ТараеваМ.А.
Принято Педагогическим
советом. Протокол от
29.08.2025 г. №1

‌

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
патриотическо-краеведческой направленности
«Музейная мастерская»
для обучающихся 5-9 классов

г​ . Нижние Серги,‌2025‌​
Пояснительная записка.

«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим».

Краеведение и музееведение в системе образования являются

традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у
школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения

познавательных и воспитательных задач школы является организация работы

школьного музея, музейного уголка. Его создание в школе вызвано
стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей

местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и
трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей
малой Родины.

Школьный музей - одна из форм дополнительного

образования в условиях общеобразовательного учреждения. Он является

специфическим институтом науки, культуры и образования и выполняет
присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным

функциям музея относят функцию документирования и образовательновоспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская,
охранная, рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д.

Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные
темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем

образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для
индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать
у них умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в

потоке научной и политической информации. Опыт показывает, что
происходящие сегодня события через сравнительно короткое время
начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими

событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное

и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам»
то позже из изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация

происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей

школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их

участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных,
ведение специальных летописей и хроник, организация школьного музея,

если нет такового в образовательном учреждении и пополнение его фондов–

все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская

аудитория

традиционно

является

приоритетной

категорией

музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает
сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего
детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В

школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта
музейной деятельности, но и как активный его создатель.

Музей соединяет многие поколения жителей поселка, хранит лучшие

традиции школы, через любовь к малой родине воспитывает настоящих
патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия, уважения к людям

старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует взаимосвязь
поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в
окружающем мире

Краеведческая работа ведется в школе уже не один год. Собранный

материал по истории нашего края требует обработки и систематизации.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в
рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся

шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его

природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами
собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные
встречи.

Цель, задачи и основные принципы осуществления программы.

Цель

творческой

программы:

деятельности

создать

оптимальные

учащихся

по

условия

изучению,

для

развития

возрождению

и

сохранению истории родной школы и родного края через различные формы
поисковой и музейной работы.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения

цели программы:

· Активизация познавательной и исследовательской деятельности

учащихся;

· Развитие их творческих способностей;

· развитие коммуникативных способностей учащихся;

· Приобщение школьников к культуре предков, привитие чувства

любви к родному краю;

·Воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
·развитие музейной культуры и визуальной грамотности;

детей.

·профессиональное просвещение и профессиональная ориентация
· Привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории

и культуры родного края и школы;

· Формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение

сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Основные принципы осуществления программы:

· Принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
· Принцип совместной деятельности учащихся;
· Принцип целесообразности;

· Принцип творческого отношения к делу;
Направления реализации программы.

Организационная ( оформление и оборудование школьного музея,

работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие
клубной работы и др.):

1.Создание актива, разработка этапов его деятельности, распределение

ролей.

2.Составление программы деятельности кружка на перспективу.
3. Планирование работы музея на год, полугодие, месяц.

4. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их

деятельности.

5. Составление плана экскурсий по экспозициям.

6. Составление программы исследовательской деятельности.
7.

Организация

встреч,

деятельности учащихся и др.

поздравлений

ветеранов,

досуговой

8. Оснащение и оборудование школьного музея.

9. Составление презентаций, памяток, рекомендаций, схем, графиков.
Работа с музейным фондом

(выявление, отбор, приобретение

предметов музейного значения, учет, изучение, систематизация и хранение
музейных предметов).

Поисково-исследовательская деятельность.

Данное направление работы предполагает непосредственное участие

учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению
истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой

сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и
библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого
материала;

Планомерный

систематический

материальной и духовной культуры;

сбор

поступлений.

документов,

памятников

Прием даров и случайных

Такая работа позволит:


Поддерживать порядок в школьном музее

· Проводить на базе музея совместную работу учителей и учеников по

исследованию проблемных вопросов истории школы и родного края;
·

Обобщать

изученный

исследованиях учащихся;

материал

в

рефератах,

творческих

· Участвовать в районных и областных конкурсах по краеведению;
· Создать фонд видео фильмов и презентаций.
Основные формы работы:

1. Переписка с интересными людьми, выпускниками школы.
2. Анкетирование.

3. Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и

справочной литературы.

4. Проведение исследовательских работ по темам: «История школы

№2», «Руководители школы №2», «Учителя-ветераны педагогического труда

школы», «Выпускники, медалисты школы и их география». «История
становления города Нижние Серги», «Становление завода»,
5. Учёт и хранение фондов.

Основные задачи данного направления работы музейного уголка:

· Создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и

сведений о них;

· Правильно оформлять основную музейную документацию;

· Правильно оформлять учётные обозначения на музейный предмет;

· Точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с

определёнными историческими фактами и людьми;

· Организовать приём и выдачу музейных предметов;
·

Обязательно

мероприятия.

фиксировать

выдачу

материалов

на

уроки

и

Экспозиционная деятельность.

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится

создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления –
способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций.
Для этого необходимо:

· Освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и

отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного
оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления,
монтаж.

· Учитывать основные эстетические требования: ритмичность в

расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их
частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
· Использовать в работе выставки-передвижки;

Формы и методы организации деятельности:

Программа отдает предпочтение практическим методам работы, но

теоретические занятия, творческие задания, мини-проекты и т.д. также
необходимы;

1. Лекции, беседы.
2.

Практические

занятия:

посещение

музеев,

прослушивание

экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами; проведение

экскурсий в школьном музейном уголке; подготовка докладов, выступлений,
презентаций; проведение анкетирования, опросов, обработка результатов,
оформление отчетов;

3. Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках,

архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий,
оформления экспозиций музея.

4. Работа в локальной сети «Интернет», электронными пособиями,

энциклопедиями, учебниками.

Развитие сетевого взаимодействия.

Основные
направления

2025-2026 уч. год

Познавательноразвивающая

Знакомство с наукой - МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, основными
формами, методами сбора информации, ее фиксирования,
хранения и передачи.

1. Инвентаризация имеющихся музейных
предметов.
Работа с музейным 2. Создание инвентарной книги
фондом
поступлений музейных предметов на
постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов

по разделам и темам.
4. Поиск и сбор материалов о директорах
школы
1.Поиск адресов выпускников школы для
организации переписки с ними.
2. Поиск адресов бывших учителей
школы для организации переписки с
Поисковая,
ними, интервьюирование.
научноисследовательская 3. Поиск материалов и документов об
истории становления школы.
работа
4. Составление презентации
«Выпускники медалисты»

1.Оборудование музейного уголка
витринами для размещения музейных
Экскурсионнопредметов.
просветительская.
2.Создание экспозиций: "Учитель. Как
Создание
бесценно имя это", «Истоки родной
постоянных и
школы»,
передвижных
3.Создание временных экспозиций,
экспозиций
посвященных праздничным дням: «Дню
защитника Отечества», «Дню Победы».
Развитие

сетевого

взаимодействия

школ

1. сотрудничеств с музеями других

2. Участие в краеведческих мероприятиях

Результат реализации программы (прогнозы).

В результате реализации данной программы обучающиеся знакомятся с

историко-природным наследием родного края, учатся сотрудничеству с

ровесниками и взрослыми, деловому общению в процессе совместной

деятельности, реализуют свои интересы, возможности и способности в
конкретных делах. Критериями эффективности образовательного процесса

служат повышение мотивации детей к занятиям историей и краеведением, их

активность и высокий уровень самостоятельности в реальной практической
деятельности:
1.

Создание

требованиями.

школьного

музейного

уголка

в

соответствии

с

2. Реализация потребности детей в деятельности по интересам.

3. Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе

будущей профессиональной деятельности.

4. Более высокий уровень патриотизма к малой родине, влияющего на

отношение к своей стране, своему народу.

5. Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного

образования детей.

Содержание дополнительной образовательной программы.
№

Содержание занятий

Теория Практика Колво
часов

1

Введение

2

2

1.1 Родной край, малая родина.

1

1

1.2 Школьные музеи и уголки (типы,
профили, жанры)

1

1

2

Создание музейных экспозиций

2.1 Составление тематико-экспозиционного
плана. Осмотр имеющихся музейных
экспонатов.

6

6

2.2 Составление эскизного проекта будущих
экспозиций

3

3

2.3 Отбор материалов для будущих
экспозиций

3

3

2.4 Размещение экспонатов

2

2

1

2

2.5 Составление текста в экспозициях
школьного музея. Роль текста в
экспозиции и требования к его

1

составлению. Оглавительный, ведущий,
объяснительный тексты.
2.6 Этикетаж. Оформление и расположение
этикетажа в школьном музее.

1

2

3

3.1 Инвентарная книга

1

3

4

3.2 Книга учета основного фонда. (Описание
предмета, материал и техника
изготовления, сохранность, размер)

1

1

3.3 Книга учета научно-вспомогательного
фонда

1

1

3

Ведение музейной документации

3.4 Создание справочного аппарата.
Вещественные памятники,
изобразительные, письменные.
4

5

5

Исследовательская деятельность на
основе музейного экспоната

4.1 Сущность научного исследования.
1
Отличие исследовательской деятельности
от других видов творческой деятельности.
Учебное исследование.

1

4.2 Технология исследования. Проблема.
Тема. Объект и предмет исследования.

1

1

4.3 Методика исследования. Сбор первичной
информации. Анализ сравнение.

1

5

6

4.4 Источники информации. Архив,
библиотека, беседа, интервью, анкета

1

4

5

4.5 Работа с литературой.

2

2

4.6 Обработка собранного материала.
Обобщение и выводы. Стиль изложения
материала.

4

4

4.7 Структура работы. Оформление
исследования.

3

3

5.

Основы экскурсионной деятельности.

5.1 Экскурсия как вид общения.
Классификация экскурсий. Экскурсии
тематические и обзорные.

1

1

5.2 Тема и цель экскурсии.

1

1

5.3 Отбор экспонатов и составление
маршрута экскурсии.

2

2

5.4 Путеводитель. Структура путеводителя.
Справочный аппарат путеводителя.

1

5.5 Работа над содержанием экскурсии.
Структура экскурсии. Вступительная
беседа, ее содержание, план и порядок
проведения. Логические переходы.
Комплектование «портфеля
экскурсовода».

1

2

3

5.6 Экскурсионные методы и приемы.

1

1

2

2

2

5.7 Отработка и сдача экскурсии.
Итого:

1

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».