РП Географическимй практикум, 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского
муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от 29.08.2025 № 75-ОД
Директор МКОУ СОШ №2 г.
Нижние Серги
____________Тараева М.А.
Принято Педагогическим советом.
Протокол от 29.08.2025г. №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9611712)
учебного предмета «Географический практикум»
для обучающихся 11 классов
уровня среднего общего образования

г. Нижние Серги, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географическому практикуму на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения

основной

образовательной

программы

среднего

общего

образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Программа

по

географическому

практикуму

направлена

на

формирование географической грамотности обучающихся и организацию
изучения географии на деятельностной основе с акцентом на практические
навыки. В программе учитываются возможности учебного предмета в
реализации требований ФГОС СОО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных и общественно-научных учебных предметов на
уровне среднего общего образования.
В программе по географическому практикуму определяются основные
цели изучения географии на уровне среднего общего образования,
планируемые

результаты

освоения

программы:

личностные,

метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны
для 11 класса как практикума.
Географический практикум развивает представления о познаваемости
Земли как динамической системы и методах её изучения, позволяет
сформировать систему научных знаний о геосферах, умения их получать,
присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Географическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися
научных принципов взаимодействия человека с планетой, закладывает
основы устойчивого развития, глобального мышления и ответственного
природопользования.

Целями изучения географического практикума на уровне среднего
общего образования являются:
формирование системы знаний о геологической истории Земли,
строении и динамике геосфер;
формирование системы знаний об особенностях взаимодействия
человека с географической средой, условиях устойчивого развития;
формирование умений применять методы географической науки для
анализа Земли как системы, в том числе антропогенных воздействий;
формирование умений использовать информацию о современных
достижениях в области географии для объяснения процессов и явлений на
планете;
формирование умений объяснять роль географии в практической
деятельности

людей,

значение

ресурсов

для

сохранения

биосферы,

последствия деятельности человека;
формирование культуры устойчивого развития в целях сохранения
планеты и благополучия общества.
Достижение целей программы обеспечивается решением следующих
задач:
приобретение обучающимися знаний о Земле как планетарной системе,
закономерностях её эволюции, роли человека как географического фактора;
овладение умениями проводить исследования с использованием
географического оборудования, карт, спутниковых данных и моделирования;
освоение приёмов работы с географической информацией, в том числе
о современных достижениях, её анализ и критическое оценивание;

воспитание географически грамотной личности, готовой к устойчивому
развитию и глобальному гражданству.
Общее число часов, отведённых для изучения географического
практикума в 11 классе, составляет 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 КЛАСС
1. Земля до появления человека
Рождение планеты: начало истории Земли. Формирование Солнечной
системы, возраст Земли, первичная атмосфера.
Период бомбардировки, магматический океан, образование коры.
Источники воды на Земле, формирование гидросферы, условия для
возникновения жизни.
Прокариоты, строматолиты, кислородная революция.
Палеозойская эра, расцвет морской фауны, кембрийский взрыв.
Девонский период, озоновый слой, колонизация суши.
Мезозойская эра, суперконтинент Пангея, теплый климат.
Мел-палеогеновое

вымирание,

роль

астероида,

появление

млекопитающих.
2. Природа современной Земли
Тектонические плиты. Теория плитотектоники, типы границ плит.
Орогенез, вулканизм, сейсмическая активность. Моделирование из
пластилина или песка, анализ карт вулканизма.
Климатические пояса, факторы климата, палеоклимат.
Слои атмосферы, парниковый эффект, озоновый слой.
Гидрологический цикл, океанические течения.
Криосфера, альбедо, уровень моря.
3. Человек и природа
Антропоцен, влияние на геосферы.
Ресурсы, цикличная экономика, ЦУР.
агломерации, «тепловые острова».
Ресурсы

Земли

и

экологические

проблемы.

возобновляемые ресурсы, деградация.
Почвенный профиль, плодородие, эрозия.

Исчерпаемые

и

Атмосферное давление и прогноз погоды. Изобары, фронты,
синоптические карты.
Экологические катастрофы и пути их предотвращения. Чернобыль,
Арал, нефтяные разливы.
4. Население и глобальные процессы
Демографический переход. Миграции и культурное разнообразие
мира. Типы миграций, диаспоры. География религий, влияние на культуру.
ВВП, ИЧР, глобальное неравенство. Транснациональные корпорации,
интернет.
Международные организации

и

глобальные цели

устойчивого

развития (ООН). ЦУР-2030, Парижское соглашение.
5. Человек и будущее планеты
Альтернативные источники энергии. Сценарии IPCC, ВИЭ.
Экотуризм, углеродный след путешествий.
ДЗЗ, ГИС, мониторинг.
Цунами, ураганы, оползни.
Проектное

занятие:

«Моя

малая

координатах».
Итоговое занятие. Географический квиз.

Родина

в

географических

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

результаты

освоения

программы

по

географическому

практикуму должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность

к

обсуждении

конструктивной

глобальных

совместной

проблем

и

деятельности

проектов,

при

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к географии как к важной составляющей культуры,
гордость за вклад российских учёных в изучение Земли и её ресурсов
(В. И. Вернадский, Л. С. Берг, А. А. Григорьев);
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм

и

норм

устойчивого

развития;

понимание

значимости

нравственного аспекта деятельности человека в природе и обществе;
4) эстетического воспитания:
понимание роли географии в формировании эстетического восприятия
ландшафтов, гармонии человека с планетой;
5) физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
ответственное

отношение

к

своему

здоровью

в

контексте

географических факторов (климат, вода, урбанизация); установка на
здоровый образ жизни с учётом экологической и географической
безопасности; осознание последствий географически обусловленных
рисков для здоровья; соблюдение правил безопасности в природной и

городской

среде;

сформированность

навыка

рефлексии

над

собственным географическим поведением;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач географической
направленности (в семье, школе, регионе), интерес к профессиям,
связанным с географией, экологией, урбанистикой;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение географических знаний при решении задач
в области окружающей среды и устойчивого развития; осознание
глобальных и локальных геоэкологических проблем и путей их
решения; готовность к участию в практической деятельности
геоэкологической

направленности

(анализ

карт,

проекты

по

устойчивому развитию);
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений о
географических закономерностях и взаимодействии человека с
планетой; понимание роли географической науки в формировании
научного мировоззрения; развитие географической любознательности,
интереса к изучению Земли, навыков анализа географической
информации;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
оценка географических изменений (климат, миграции, урбанизация);
принятие решений (индивидуальных и в группе) в условиях
географических

рисков

на

основании

анализа

информации;

планирование действий в новой географической ситуации на
основании знаний географических закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по географическому
практикуму должны отражать овладение следующими универсальными
учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1. базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные
признаки географических объектов и явлений (плиты, климат, ресурсы,
урбанизация); устанавливать существенный признак классификации
географических объектов, основания для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в географических процессах,
предлагать критерии анализа; выявлять дефициты информации для
решения географической задачи; выявлять причинно-следственные связи
в

географических

явлениях,

делать

выводы

с

использованием

дедуктивных и индуктивных умозаключений; самостоятельно выбирать
способ решения учебной географической задачи.
2. базовые

исследовательские

действия:

использовать

вопросы

как

инструмент географического познания; формулировать гипотезы о
последствиях

географических

процессов

(таяние

ледников,

урбанизация); проводить по плану наблюдение, моделирование, анализ
географических ситуаций (карты, спутниковые снимки); оценивать
достоверность географической информации; формулировать обобщения
и

выводы

по

результатам

анализа;

прогнозировать

развитие

географических процессов и их последствия.
3. работа

с

информацией: применять

методы

поиска

и

отбора

географической информации (карты, диаграммы, спутниковые снимки,
статистика); анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

данные разных форм; находить подтверждающие и опровергающие
аргументы в источниках; представлять информацию в виде схем,

таблиц,

диаграмм,

карт; оценивать

надёжность

географической

информации; систематизировать знания по географии.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. общение: выражать свою точку зрения по географическим вопросам в
устной и письменной форме; распознавать предпосылки конфликтов при
обсуждении глобальных проблем; задавать вопросы по существу темы,
поддерживать благожелательное общение; сопоставлять свои суждения
с

мнениями

других; публично

представлять

результаты

анализа

географической ситуации или проекта.
2. совместная деятельность: понимать преимущества командной работы
при решении географических задач; принимать цель совместной
деятельности, распределять роли, обсуждать результаты; планировать
совместную работу, координировать действия; оценивать вклад каждого
участника, проявлять ответственность; овладеть коммуникативными
действиями для формирования социальных и эмоциональных навыков.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять географические проблемы в жизненных ситуациях;
составлять алгоритм действий по решению географической задачи;
корректировать план с учётом новой информации;
брать ответственность за географическое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля и рефлексии в географическом
поведении;
оценивать результаты своих действий с точки зрения устойчивого
развития;
управлять эмоциями при обсуждении острых географических тем;

ставить себя на место другого, понимать мотивы географического
поведения.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к мнению других по географическим вопросам;
признавать право на ошибку в географических суждениях;
быть открытым к диалогу по устойчивому развитию;
овладеть регулятивными действиями для формирования внутренней
позиции и жизненных навыков в сфере географии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные

результаты

освоения

программы

по

географическому

практикуму в 11 классе должны отражать:
понимание истории Земли как динамической системы от рождения
планеты до появления человека;
знание этапов геологической истории (вулканизм, появление воды,
эры жизни, выход на сушу, динозавры, вымирания);
умение составлять схемы движения тектонических плит, моделировать
горы, вулканы, землетрясения;
анализ карт вулканизма, климатограмм, климатических поясов;
знание роли атмосферы, воды, ледников в жизни планеты, построение
схем круговорота воды;
умение моделировать таяние льда, анализировать «водный след»
человека;
понимание человека как географического фактора, влияния на природу
и обратного воздействия;
знание

принципов

природопользования,

устойчивого

развития,

урбанизации;
анализ спутниковых снимков городов, карт ресурсов, почвенных
образцов;

умение работать с барометром, погодными картами, прогнозировать
погоду;
знание экологических катастроф, путей их предотвращения, проектов
по «зелёной школе»;
анализ плотности населения, миграций, культурного разнообразия,
религий мира;
умение работать с картами, статистикой, диаграммами ВВП, Индекса
развития;
понимание глобализации, роли ООН, целей устойчивого развития;
знание альтернативных источников энергии, экологичного туризма,
спутниковой географии;
умение работать с Google Earth, картами рисков, алгоритмами
поведения в ЧС;
выполнение проектов («Моя малая Родина», «Зелёная школа»),
участие в квизах и выставках;
демонстрацию связи знаний по географии с биологией, историей,
экономикой, экологией, информатикой;
использование методов географии: моделирование, анализ карт,
спутниковых данных, статистики;
соблюдение правил безопасности при работе с моделями, картами,
приборами;
владение приёмами работы с информацией: извлечение и обобщение из
нескольких источников, преобразование форм представления;
создание письменных и устных сообщений по географическим темам с
презентацией и учётом аудитории.

11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов
Всего

Земля до появления человека

8

Природа современной Земли

6

Человек и природа

8

Население и глобальные проблемы

6

Человек и будущее планеты

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

1

Начало истории Земли

1

2

Когда Земля была огненной

1

3

Появление воды как фактор зарождения
жизни

1

4

Первые формы жизни

1

5

Эра чудовищ

1

6

Первые растения и животные

1

7

Эпоха гигантов

1

8

Исчезновение древних миров

1

9

Движение тектонических плит

1

10

Горы, вулканы и землетрясения

1

11

Климат Земли и его изменения

1

Дата
изучения

04.09.2025
11.09.2025
18.09.2025
25.09.2025
02.10.2025
09.10.2025
16.10.2025
23.10.2025
06.11.2025
13.11.2025
20.11.2025

12

Атмосфера и её значение для жизни

1

13

Вода на Земле

1

14

Ледники

1

15

Человек – географический фактор

1

16

Природопользование и устойчивое развитие
страны

1

17

Ресурсы Земли и экологические проблемы

1

18

Почвы и их значение

1

19

Атмосферное давление и прогноз погоды

1

20

Город и природа. Урбанизация

1

21

Экологические катастрофы и пути их
решения

1

22

Как сделать учебное пространство
экологичным

1

23

Где живут люди

1

24

Религии и цивилизации

1

25

Культурное разнообразие в мире

1

27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
18.12.2025
25.12.2025
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
26.02.2026
05.03.2026
12.03.2026

26

Богатые и бедные страны

1

27

Глобализация и информационный мир

1

28

Международные организации

1

29

Будущее климата и энергетики

1

30

Туризм и экология

1

31

Спутниковая география

1

32

Чрезвычайные ситуации природного
характера

1

33

Моя малая Родина в координатах

1

34

Географический квиз

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

19.03.2026
26.03.2026
09.04.2026
16.04.2026
23.04.2026
07.05.2026
14.05.2026
21.05.2026
28.05.2026


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».