Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности (краткосрочная) Играем вместе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа (краткосрочная)
физкультурно-спортивной направленности
«Играем вместе»
для детей 7-10 лет

1

Введение
В ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Играем вместе» у учащихся формируются
основные понятия об игре, разновидности игр – настольные, подвижные,
интеллектуальные. Занятия помогают познавать окружающий мир, развивать
коммуникативные навыки и умение работать в команде.
Занятия по данной программе приносят учащимся удовольствие,
предоставляют возможности для творчества, фантазии, повышают
уверенность в себе, обогащают субъективный опыт ребенка, нормализуют
эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
В программе большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе
выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная
активность. Викторины проводятся, в основном, по тем предметам, которые
изучаются в школе, в пределах школьных программ. Игры с секретом,
основанные на законах физики или на точном математическом расчете.
Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста
(учащихся 7-10 лет). Классы 1-4.
Количество занятий в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 8 часов.
Срок реализации – 2 месяца.
Раздел 1. Нормативно-правовая база
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№
678-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
при Президенте РФ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями и дополнениями от 05.09.2019 г. и 30.09.2020 г.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
2

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31
января 2022 г. № ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги.
Раздел 2. Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты
2.1 Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Играем вместе» относится к физкультурно-спортивной
направленности. Игра – одно из важнейших средств умственного,
нравственного, физического и эстетического воспитания. Игровая
деятельность наряду с учебной, трудовой и общественной является
естественной для каждого человека в течение всей его жизни.
В играх отражается накопленный человечеством опыт, углубляются и
закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются многие
полезные навыки.
Одна и та же игра может выполнять несколько функций:
1. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы душевной
радости, определенного комфорта.
2. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного
нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
3. Коммуникативная – объединение детей в коллектив и установление
эмоциональных контактов.
4. Развивающая – гармоничное развитие индивидуальных качеств для
активизации резервных возможностей личности.
5. Воспитывающая – психотренинг и психокоррекция проявлений
личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

3

Актуальность данной программы заключается в восполнении
недостатка двигательной активности у детей в связи с высокой учебной
нагрузкой.
Особое место игра занимает в жизни детей. В игре происходит активное
обогащение личности, поскольку игра предоставляет возможность выбора
разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает
деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их
таланты. В процессе игры происходит активное воспитание и
самовоспитание детей, что является педагогической целесообразностью.
Игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей,
в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий
простор для проявления своего «Я», личного творчества. Игра – источник
веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, мажорного настроения.
Таким образом, игра – это развивающая творческая деятельность, это
поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего
способы действий, в конечном итоге – это творчество.
Новизна программы состоит в том, что в ней запланированы разные по
содержанию игры – это подвижные, настольные, интеллектуальные. Данная
программа направлена на удовлетворение потребностей детей в
самосовершенствовании через игровую практику.
Адресат программы. В группу объединения «Играем вместе»
принимаются учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет без специальных знаний и
требований к предварительной подготовке. Данная программа может быть
реализована для детей с особыми образовательными потребностями – дети,
проявившие выдающиеся способности (одаренные дети) и дети с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ),
с
условием
индивидуального построения образовательного маршрута. Индивидуальный
образовательный маршрут определяется образовательными потребностями,
индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень
готовности к освоению программы). А также принимаются дети с особыми
образовательными потребностями: талантливые (одарён
Формы обучения - очная.
Режим занятий.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия
40 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
При проведении занятий используются разнообразные традиционные и не
традиционные формы проведения занятий: состязание, игра, самостоятельная
работа, конкурсы, викторины и т.д. Обучение строится на следующих
принципах: доступность, наглядность, индивидуальность, взаимоуважение и
доверие, принцип воспитывающего обучения.
Занятия предусматривают дифференцированный подход: выполнение
индивидуальных усложненных заданий для талантливых и одаренных
детей. Талантливым и одаренным учащимся предлагается изучить новые
виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе.
4

2.2 Цели и задачи программы
Цель программы: привлечь учащихся к организованному досугу, создать
условия для развития личности ребенка через игру, для его самоопределения
и самореализации.
Задачи программы:
образовательные:
- научить играть в различные игры;
- привить усидчивость, трудолюбие, культуру поведения;
- развивать творческие способности учащихся, воображение и фантазию;
- формировать умение планировать свою работу.
личностные:
- создать условия к саморазвитию учащихся;
- воспитать личностные качества, позволяющие адаптироваться в социуме;
- пробуждать любознательность и интерес к игровой активности,
расширить кругозор учащихся.
метапредметные:
- развивать память, мышление, воображение, ловкость;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- вовлечь учащихся в соревновательную и игровую деятельность;
- воспитывать уважение, чувство гражданственности, самоконтроля.

№

1
2
3

2.3 Содержание программы
Учебный план
Наименование
Количество часов
раздела, темы
Всего
Теория
Практика
Подвижные игры.
Познавательные
игры.
Настольные
творческие игры.
Итого

4
2

1

2
8

1

3
2

Формы
аттестации/
контроля
наблюдение
наблюдение

2

наблюдение

7

2.4 Содержание учебного плана
Тема 1. Подвижные игры. (4 часа)
Теория: Знакомство с профессией аниматор. Характеристика
подвижных игр (на уровне понятий):
- элементарные подвижные игры.
- спортивные игры.
- ролевые (сюжетные) подвижные.
Практика: Разучивание различных подвижных. Разучивание
считалок для выбора водящего, различных жеребьевок, сговоров.
Привлечение детей к организации игр в микрогруппах, со всем коллективом.
5

Тема 2. Познавательные игры. (2 часа)
Практика: Игры со словами - шарады, мегаграммы, логогрифы,
ребусы, кроссворды. Математические игры – это игры в основе которых
лежат математические действия.
Тема 3. Настольные творческие игры. (2 часа)
Практика: Изучение правил и организация игр: шашки (без
спортивных правил), домино (детское познавательное), игры-викторины,
шахматы, монополия и пр.
2.5 Планируемые результаты
По окончанию курса обучения по краткосрочной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Играем вместе» дети
научатся играть в различные индивидуальные, парные и коллективные игры.
У детей, развиваются: память, речь, мелкая моторика, мышление,
воображение, ловкость, воспитаны личностные качества, позволяющие
ребенку адаптироваться в социуме: смелость, активность, решительность,
самостоятельность, умение постоять за себя. Таким образом,
предполагается получение следующих результатов:
образовательные:
- сформировано умение играть в различные игры;
- привиты усидчивость, трудолюбие, культура поведения;
- развиты творческие способности учащихся, воображение и фантазия;
- сформированы умение планировать свою работу.
личностные:
- созданы условия к саморазвитию учащихся;
- привиты личностные качества, позволяющие адаптироваться в социуме;
- развиты любознательность и интерес к игровой активности, расширен
кругозор учащихся.
метапредметные:
- развиты память, мышление, воображение, ловкость;
- развиты коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- привлечены в соревновательную и игровую деятельность;
- сформировано чувство гражданственности, уважение к окружающим,
умение контролировать.
Материально – техническое обеспечение
Малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические,
обручи, гантели 1 кг, электронные носители с фонограммами, музыкальный
центр. Порядок работы с играми:
- Название игры
- Знакомство с содержанием игры
- Объяснение правил игры
- Разучивание игры
- Проведение игры.

6

Литература.
1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.:
Издательский центр «Академия»
2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
3. Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» методическое
пособие – Творческий центр СФЕРА Москва 2005
4. И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш!» книга для работников
дошкольных учреждений и родителей. – Москва «Просвещение» 1992
5. Журнал «Начальная школа» за 2008 год №4 Н.Н. Макаринова.
Народные игры на уроках физической культуры
6. Журнал «Начальная школа» за 2008 год №9 В.В. Лаврентьев.
Подвижные игры
7. Журнал «Начальная школа» за 2010 год №8 Д.А. Антуфьев, С.Л.
Антуфьева. Эмоциональная зарядка на весь день

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».