Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (краткосрочная) физкультурно-спортивной направленности «Играем вместе» для детей 7-10 лет 1 Введение В ходе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играем вместе» у учащихся формируются основные понятия об игре, разновидности игр – настольные, подвижные, интеллектуальные. Занятия помогают познавать окружающий мир, развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. Занятия по данной программе приносят учащимся удовольствие, предоставляют возможности для творчества, фантазии, повышают уверенность в себе, обогащают субъективный опыт ребенка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества. В программе большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Викторины проводятся, в основном, по тем предметам, которые изучаются в школе, в пределах школьных программ. Игры с секретом, основанные на законах физики или на точном математическом расчете. Программа рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста (учащихся 7-10 лет). Классы 1-4. Количество занятий в неделю – 1 час. Количество часов в год – 8 часов. Срок реализации – 2 месяца. Раздел 1. Нормативно-правовая база - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р; - Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ; - Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями от 05.09.2019 г. и 30.09.2020 г.); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и 2 требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций»; - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); - Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04; - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги. Раздел 2. Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты 2.1 Пояснительная записка Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Играем вместе» относится к физкультурно-спортивной направленности. Игра – одно из важнейших средств умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания. Игровая деятельность наряду с учебной, трудовой и общественной является естественной для каждого человека в течение всей его жизни. В играх отражается накопленный человечеством опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются многие полезные навыки. Одна и та же игра может выполнять несколько функций: 1. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы душевной радости, определенного комфорта. 2. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. 3. Коммуникативная – объединение детей в коллектив и установление эмоциональных контактов. 4. Развивающая – гармоничное развитие индивидуальных качеств для активизации резервных возможностей личности. 5. Воспитывающая – психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций. 3 Актуальность данной программы заключается в восполнении недостатка двигательной активности у детей в связи с высокой учебной нагрузкой. Особое место игра занимает в жизни детей. В игре происходит активное обогащение личности, поскольку игра предоставляет возможность выбора разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты. В процессе игры происходит активное воспитание и самовоспитание детей, что является педагогической целесообразностью. Игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества. Игра – источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, мажорного настроения. Таким образом, игра – это развивающая творческая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий, в конечном итоге – это творчество. Новизна программы состоит в том, что в ней запланированы разные по содержанию игры – это подвижные, настольные, интеллектуальные. Данная программа направлена на удовлетворение потребностей детей в самосовершенствовании через игровую практику. Адресат программы. В группу объединения «Играем вместе» принимаются учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет без специальных знаний и требований к предварительной подготовке. Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными потребностями – дети, проявившие выдающиеся способности (одаренные дети) и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с условием индивидуального построения образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы). А также принимаются дети с особыми образовательными потребностями: талантливые (одарён Формы обучения - очная. Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия 40 минут. Особенности организации образовательного процесса. При проведении занятий используются разнообразные традиционные и не традиционные формы проведения занятий: состязание, игра, самостоятельная работа, конкурсы, викторины и т.д. Обучение строится на следующих принципах: доступность, наглядность, индивидуальность, взаимоуважение и доверие, принцип воспитывающего обучения. Занятия предусматривают дифференцированный подход: выполнение индивидуальных усложненных заданий для талантливых и одаренных детей. Талантливым и одаренным учащимся предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей творческой работе. 4 2.2 Цели и задачи программы Цель программы: привлечь учащихся к организованному досугу, создать условия для развития личности ребенка через игру, для его самоопределения и самореализации. Задачи программы: образовательные: - научить играть в различные игры; - привить усидчивость, трудолюбие, культуру поведения; - развивать творческие способности учащихся, воображение и фантазию; - формировать умение планировать свою работу. личностные: - создать условия к саморазвитию учащихся; - воспитать личностные качества, позволяющие адаптироваться в социуме; - пробуждать любознательность и интерес к игровой активности, расширить кругозор учащихся. метапредметные: - развивать память, мышление, воображение, ловкость; - развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; - вовлечь учащихся в соревновательную и игровую деятельность; - воспитывать уважение, чувство гражданственности, самоконтроля. № 1 2 3 2.3 Содержание программы Учебный план Наименование Количество часов раздела, темы Всего Теория Практика Подвижные игры. Познавательные игры. Настольные творческие игры. Итого 4 2 1 2 8 1 3 2 Формы аттестации/ контроля наблюдение наблюдение 2 наблюдение 7 2.4 Содержание учебного плана Тема 1. Подвижные игры. (4 часа) Теория: Знакомство с профессией аниматор. Характеристика подвижных игр (на уровне понятий): - элементарные подвижные игры. - спортивные игры. - ролевые (сюжетные) подвижные. Практика: Разучивание различных подвижных. Разучивание считалок для выбора водящего, различных жеребьевок, сговоров. Привлечение детей к организации игр в микрогруппах, со всем коллективом. 5 Тема 2. Познавательные игры. (2 часа) Практика: Игры со словами - шарады, мегаграммы, логогрифы, ребусы, кроссворды. Математические игры – это игры в основе которых лежат математические действия. Тема 3. Настольные творческие игры. (2 часа) Практика: Изучение правил и организация игр: шашки (без спортивных правил), домино (детское познавательное), игры-викторины, шахматы, монополия и пр. 2.5 Планируемые результаты По окончанию курса обучения по краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Играем вместе» дети научатся играть в различные индивидуальные, парные и коллективные игры. У детей, развиваются: память, речь, мелкая моторика, мышление, воображение, ловкость, воспитаны личностные качества, позволяющие ребенку адаптироваться в социуме: смелость, активность, решительность, самостоятельность, умение постоять за себя. Таким образом, предполагается получение следующих результатов: образовательные: - сформировано умение играть в различные игры; - привиты усидчивость, трудолюбие, культура поведения; - развиты творческие способности учащихся, воображение и фантазия; - сформированы умение планировать свою работу. личностные: - созданы условия к саморазвитию учащихся; - привиты личностные качества, позволяющие адаптироваться в социуме; - развиты любознательность и интерес к игровой активности, расширен кругозор учащихся. метапредметные: - развиты память, мышление, воображение, ловкость; - развиты коммуникативные навыки, умение работать в команде; - привлечены в соревновательную и игровую деятельность; - сформировано чувство гражданственности, уважение к окружающим, умение контролировать. Материально – техническое обеспечение Малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг, электронные носители с фонограммами, музыкальный центр. Порядок работы с играми: - Название игры - Знакомство с содержанием игры - Объяснение правил игры - Разучивание игры - Проведение игры. 6 Литература. 1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия» 2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 3. Г.П. Болонов «Физкультура в начальной школе» методическое пособие – Творческий центр СФЕРА Москва 2005 4. И. П. Дайлидене «Поиграем, малыш!» книга для работников дошкольных учреждений и родителей. – Москва «Просвещение» 1992 5. Журнал «Начальная школа» за 2008 год №4 Н.Н. Макаринова. Народные игры на уроках физической культуры 6. Журнал «Начальная школа» за 2008 год №9 В.В. Лаврентьев. Подвижные игры 7. Журнал «Начальная школа» за 2010 год №8 Д.А. Антуфьев, С.Л. Антуфьева. Эмоциональная зарядка на весь день 7