МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского
муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от 29.08.2025 № 75ОД
Директор МКОУ СОШ №2 г.
Нижние Серги
____________Тараева М.А.
Принято Педагогическим
советом. Протокол от
29.08.2025г. №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и культура общения»
для обучающихся 5 класса
уровня основного общего образования
Составитель: Кириллова Н.В.
г. Нижние Серги 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре речи для 5 класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования третьего поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:
Просвещение, 2021.)
- УМК под редакцией Т.А. Ладыженской по русскому языку
- учебного плана МКОУ СОШ №2 г. Нижние Серги
Главная цель общения – правильно понимать друг друга. «Единственное средство
умственного общения людей есть слово», - говорил Л.Н. Толстой, - и для того, чтобы
общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове
несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке
может и должна помочь освоить каждому и действенное слово, и речевую культуру.
Речевая культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов
межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию,
эффективному решению задач общения. Очевидно, что эти умения и навыки - это
основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий
готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием
достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, поэтому речевая
культура школьников имеет большое образовательное значение. Развитые
коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях
общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и
слушать других, и чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше
возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными
умениями.
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются
учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы
литературного языка. Однако значительный блок языковых норм вообще не изучается,
либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет курс «Культура
речи». Программа данного курса разработана в соответствии с требованиями
Федерального Государственного Образовательного стандарта.
Настоящая программа ориентирована на учащихся 5-х классов.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель программы – формирование у учащихся знаний, умений и навыков,
обеспечивающих незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального
решения задач общения.
Обучающие:
- развитие и формирование языковой личности;
- развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
- формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и
потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореали зации и
социальной адаптации;
- создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
- расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике,
фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных
текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;
Воспитывающие:
- воспитание любви и уважения к родному языку;
- формирование умения слушать и понимать текст;
- воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.
Развивающие:
- развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой и поисковыми редакторами в интернете;
- развивать представления о прекрасном в языке и речи;
- приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Общая характеристика курса
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое
разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и
строении языка, а также характеристику главных коммуникативных свойств русской
литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры,
развитие навыков которой предусмотрено требованиями Федерального
Государственного Образовательного стандарта.
В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой
деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в
соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных
грамматических форм и лексического богатства языка.
Программа построена на расширении и углублении базового образования. Изучив
материалы по русскому языку, я пришла к выводу, что строгие рамки урока и
насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им
богатство русского языка, раскрыть его многие "тайны". В ходе занятий у школьников
формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества
личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность,
объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных
заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются
путём коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и
практический. Структура курса подчинена принципу: от теории к практике; сначала
обучаемым даются необходимые сведения о характерных особенностях стилей,
используемых в русском языке, типах речи, затем организуется практическая работа по
закреплению изученного материала. Настоящая программа составлена с учетом
психологических особенностей пятиклассников, имеет не только познавательное
значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся,
совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова,
научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи – культуру
поведения, чувство гордости за русский язык. Практическое значение программы
состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, использовать язык в
зависимости от речевой ситуации, обогатить словарный запас, отработать навыки
пользования справочной литературы, Интернет-ресурсов.
Планируемые результаты.
Формирование
УУД
Личностные
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки.
Познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Коммуникативные
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями
создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений
и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия,
порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
К концу изучения курса у учащиеся будут сформированы:
- общие сведения о культуре речи;
- основные нормы современного литературного языка в соответствии с
«Требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов».
Учащиеся научатся:
- отличать текст от набора предложений на одну тему;
- определять тему, главную мысль текста;
- уметь озаглавить текст;
- уметь составлять текст;
- употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности;
- участвовать в беседе.
Содержание учебного материала
Речь и её значение в жизни (17 часов) Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и
чувствами; общаться; чтобы организовать дружную, эффективную работу.
Устная и письменная речь. Особенности устной речи: интонация, громкость, темп.
Мимика и жесты в устной речи. Устный рассказ.
Текст (речевое произведение, высказывание) (10 часов) Тема текста. Заглавие
текста. Основная мысль текста. Выделение в тексте непонятных (неясных) по
значению слов.
Опорные слова в тексте. Составление сказки по опорным словам.
Культура речи (7 часов) Выражение приветствия и прощания. Обращение.
Извинение. Благодарность. Как нужно слушать собеседника. Разговор по телефону.
Как нужно вести себя во время разговора.
Тематическое планирование
№
п/п
Названия
раздела, темы
Всего
часов
Из них:
Формы
контроля
теория
практика
1
Речь и её значение в
жизни
17
7
10
Анкетирование,
презентация,
2
Текст
10
3
7
3
Культура общения
7
3
4
Представление
связного текста,
творческая работа
Творческая работа
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
Форма занятия Форма контроля
1
Для чего нужна речь
1
2
1
Беседа
1
4
Речь – средство передачи мыслей и
чувств
Значение речи в жизни
человека
Культура общения
1
Сообщения
учеников
Просмотр
видеоматериала
5
Знакомство
1
Ролевая игра
6
1
Ролевая игра
7
Формулы извинения,
благодарности.
Устная и письменная речь
8
Монолог. Диалог. Полилог
1
9
Составление монолога по теме
1
Сообщения
учеников
Конкурс
10
1
Практикум
11
Диалог. Виды диалога.
Составление диалога
Составление устного рассказа
1
Практикум
12
Темп речи, тембр
1
Практикум
13
Окраска (тембр) голоса
1
Практикум
14
Громкость как свойство устной
речи
Мимика и жесты в устной речи
1
Практикум
3
15
Анкетирование
16
17
Учимся говорить выразительно
Обобщение изученного об
особенностях устной речи
1
1
Практикум
Конкурс
18
1
Беседа
19
Как нужно вести себя во время
разговора
Разговор по телефону
1
Ролевая игра
20
Как нужно слушать собеседника
1
Беседа
21
Культура общения
1
Практикум
Презентация
Презентация
Представление
монолога
Представление
связного
текста
22
Вежливая просьба
1
Практикум
23
Обращение
1
Практикум
24
Закрепление изученного о
культуре общения
1
Практикум
25
Поздравление и пожелания
1
Конкурс
26
Сочиняем стихи и загадки
1
Конкурс
27
Тема текста
1
Практикум
28
Заглавие текста, ключевые слова
1
Практикум
29
1
Практикум
30
31
Простой и сложный план.
Составление плана текста
Абзац. Связь предложений в тексте
Типы речи. Повествование
1
1
Исследования
Исследования
32
Рассказ как разновидность текста
1
Практикум
33
Рассказ на основе услышанного
1
Практикум
34
Описание. Сочинение сказки с
элементами описания.
1
Конкурс
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Дидактическое обеспечение программы:
1. Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (развитие
коммуникативных способностей) – Екатеринбург: «АРГО», 2017.
2. Богданов В.В. Речевое общение. – Л., 2017.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2018.
4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. – М., 2008.
5. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997. - 192 с.
6. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно: орфоэпические словари. Кн. для
7. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М., 1998.
8. Бородин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание – конфликт! Новосибирск, 1983.
9. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.
10. Вилсон Г., Макклаффин К. Язык жестов. Путь к успеху. С.-Пб, 2000.
11. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
12. Зимина М.С. Азбука этикета. СПб, 1998.