Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической й направленности Юные инспектора дорожного движения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманистической направленности
«Юные инспектора движения»
для детей 11-13 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные инспектора движения» разработана в соответствии нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования».
7. Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом
Управления образования Нижнесергинского муниципального района от
08.06.2015 № 75-од.
Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста
(учащихся 11-13 лет), на основе примерной программы внеурочной
деятельности социально-педагогического направления под редакцией В. А.
Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения»
Н. Ф. Виноградовой.

Класс – 5, 6.
Количество занятий в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 34 часа.
Срок реализации – 1 год.
Актуальность: развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта
породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается
значительное число детей и подростков, которые становятся причиной
дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского
дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей среднего
школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и
формирование у них специальных навыков. Основной причиной
происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в
неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание
ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если
ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то моральнопсихологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его
на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожнотранспортного травматизма является работа образовательного учреждения в
данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать
нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного
движения являются важным средством трудового регулирования в сфере
дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины,
ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности.
Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает
предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и
пешеходов по улицам и дорогам.). В течение периода обучения учащиеся
знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с
использованием средств ИКТ.
Цель программы:
-создание условий для саморазвития и самореализации личности,
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного
образовательного процесса.
Задачи программы:
-привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного
движения;
-вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного
травматизма.
Общая характеристика программы:
Программа составлена по трём основным видам деятельности:

- ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на
улицах населённых пунктов.
- творческие работы учащихся (изучение и создание тематических
иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение ситуативных заданий,
способствующих развитию их познавательных способностей, необходимых
для правильной и безопасной ориентации учащегося в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и
навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с
использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по
правилам и дорожного р.) и специальных упражнений (вводные, групповые,
индивидуальные).
Основные направления работы:
1.
Изучение
детьми
Правил
дорожного
движения.
2. Овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного
травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях.
3. Знакомство учащихся с оперативно-техническими средствами
регулирования дорожного движения.
4. Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием
технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов.
5. Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за
свои поступки.
6. Воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов
движения в духе гуманного отношения к людям.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок
на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения
программного материала.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
-умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по
Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать,
составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно
излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
-нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется
культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки
соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь
пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности
жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

-эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков,
плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся
работают с наглядными материалами;
-трудовому воспитанию – учащиеся выполняют необходимые пособия,
макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и
костюмы к выступлениям;
-физическому воспитанию – на занятии с детьми и подростками проводятся
подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Условия реализации программы
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся,
совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых
знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности
дорожного движения.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а
также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего
уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих
возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется
использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия;
- игровые тренинги;
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
- экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины.
Формы и методы контроля:
-организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
-проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
-организация игр-тренингов;
-анализ результатов деятельности.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся получат возможность развивать навыки в плане универсальных
учебных действий
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Дорожная азбука»;
-способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи
Коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса
1.
Понятие об участниках дорожного движения
Элементам улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы
светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения
по конкретным дорожным знакам.
2.
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды
перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение
правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в
конкретных дорожных ситуациях.
3.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и
велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных
перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения
группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте,
определение опасных для движения мест.

Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4.
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей
велосипеда. Физические основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в
условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов
безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ
велосипеда.
5.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и
автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций,
имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах (мультимедиа устройства).
6.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и
первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном
происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения.
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила
транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой
доврачебной помощи пострадавшему.
7.
Профилактика детского дорожного травматизма
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного
поведения.
Практическая работа: участие в настольной игре на тему правил дорожного
движения.
8.
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил
дорожного движения
Организация утренников, смотров, викторин и соревнований по правилам
безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по
истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса
эрудитов и т. п.
9.
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного
движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений
агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
8

9
10

Темы
Понятие об участниках дорожного
движения
Правила безопасного поведения на дорогах
и улицах
Освоение навыков безопасного движения
пешехода и велосипедиста
Освоение приёмов профилактических и
ремонтных работ велосипеда
Подготовка и проведение игр и конкурсов
юных знатоков правил дорожного
движения
Подготовка и проведение соревнований
«Безопасное колесо»
Выступление агитбригады юных
инспекторов дорожного движения
Итого

Количество часов
Всего Теория Практика
2

1

1

8

2

6

8

2

6

8

2

6

3

0

3

3

1

2

2

0

2

34

8

26

Календарно -тематическое планирование
№
п/п

Тема занятий

Планируемые результаты
(в результате занятий учащиеся смогут)

Колво
час.

1.Понятие об участниках дорожного движения- 2 ч
1 Элементы улиц и
дорог.
Дорожная
разметка и
2 дорожные знаки

Личностные: принятие образа «хороший
пешеход, пассажир». Метапредметные:
умение ставить и формулировать проблемы.
Регулятивные: использование речи для
регуляции своего действия.
Коммуникативные: работать в группе,
учитывать мнения партнеров.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах- 8 ч

Разнообразие
3 транспортных
средств.

Личностные:
-самостоятельность и личная ответственность
за свои поступки, установка на здоровый

1

1

1

4

5

6

7

8

9

Правила для
пешеходов и
водителей.
Разбор действий
пешеходов в
дорожных
ситуациях
Виды
перекрестков и
правила разъезда
на них
Разбор дорожных
ситуаций с
применением
светофоров.

образ жизни;
- уважительное отношение к другим
участникам дорожного движения;
- начальные навыки сотрудничества в разных
ситуациях.
Метапредметные: навыки контроля и
самооценки процесса и результата
деятельности.
Регулятивные:
-умение выделять и формулировать то, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора,
планирования, выполнения и результата
действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
-работать в группе, учитывать мнения
Разбор действий партнеров, отличные от собственных;
велосипедистов в - договариваться и приходить к общему
дорожных
решению;
ситуациях.
-формулировать собственное мнение и
позицию;
Разбор действий
- осуществлять взаимный контроль;
водителей в
- адекватно оценивать собственное поведение
дорожных
и поведение окружающих.
ситуациях.

Ответственность
10 за нарушение
ПДД
3. Освоение навыков безопасного движения
пешехода и велосипедиста- 8 ч
Правила движения Личностные: -осознание ответственности
11 для
человека за общее благополучие;
велосипедистов. - начальные навыки сотрудничества в разных
ситуациях.
Порядок
Метапредметные: - умение ставить и
12 движения группы
формулировать проблемы;
велосипедистов.
-навыки контроля и самооценки процесса и
13 Разбор дорожной результата деятельности;
-навыки осознанного и произвольного
обстановки на

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

маршруте.
построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера.
Правила
14 эксплуатации
1
Регулятивные: умение соотносить
правильность выбора, планирования,
велосипеда.
выполнения и результата действия с
15 Велосипедная
1
требованиями конкретной задачи.
прогулка.
Коммуникативные: -формулировать свои
Подготовка
затруднения;
16 велосипеда к
1
-работать
в
группе,
учитывать
мнения
походу.
партнеров, отличные от собственных;
17 Велосипедный
1
- договариваться и приходить к общему
поход.
решению;
Разбор движения -формулировать собственное мнение и
18 на сложных
1
позицию.
перекрёстках.
4. Освоение приёмов профилактических
и ремонтных работ велосипеда- 8 ч
Особенности
19 устройства
1
велосипеда.
Личностные: -положительная мотивация и
Назначение
20 основных частей познавательный интерес;
1
- начальные навыки сотрудничества в разных
велосипеда
ситуациях.
Физические
Метапредметные: навыки контроля и
21 основы
1
самооценки процесса и результата
велосипеда.
деятельности.
Особенности
Регулятивные:- использование речи для
22 маневрирования регуляции своего действия;
1
на велосипеде.
- адекватное восприятие предложений
учителей, товарищей, родителей и других
Фигурное
23 вождение
1
людей по исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже
велосипеда.
Освоение приёмов усвоено и что еще нужно усвоить.
24 безопасного
1
Коммуникативные: - формулировать свои
затруднения;
падения.
Освоение приёмов - договариваться и приходить к общему
25 езды на
решению;
1
- осуществлять взаимный контроль;
велосипеде.
- адекватно оценивать собственное поведение
Велосипед,
и поведение окружающих.
26 профилактика и
1
ремонтные
работы.
5. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил

дорожного движения- 3 ч
Целевая прогулка
«Места,
27 предназначенные
для движения
пешеходов»
Викторина «В
28 гостях у
Светофорчика»

Личностные: положительная мотивация и
познавательный интерес. Метапредметные:
навыки контроля и самооценки деятельности.
Регулятивные: умение выделять и
формулировать выводы.
Коммуникативные: работать в группе,
учитывать мнения партнеров, отличные от
Творческая работа
собственных.
29 «Мой друг –
велосипед»

1

1

1

6. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»- 3 ч
Подготовка
30 соревнований
«Безопасное
колесо».
Проведение
31 тренировочных
соревнований.
Проведение
соревнований
32
«Безопасное
колесо».

Личностные: начальные навыки
сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные: навыки контроля и
самооценки деятельности. Регулятивные:
умение соотносить правильность выбора,
выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные: адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих.

1

1

1

7. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения- 2
ч
Подготовка
выступления
агитбригады
33 юных
инспекторов
дорожного
движения.

Личностные: начальные навыки
сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные: умение ставить и
формулировать проблемы. Регулятивные:
использование речи для регуляции своего
действия.
Коммуникативные: работать в группе,

1

Проведение
выступления
агитбригады
34 юных
инспекторов
дорожного
движения

учитывать мнения партнеров.

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».