Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманистической направленности «Юные инспектора движения» для детей 11-13 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения» разработана в соответствии нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». 4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы». 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». 9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2015 № 75-од. Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста (учащихся 11-13 лет), на основе примерной программы внеурочной деятельности социально-педагогического направления под редакцией В. А. Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой. Класс – 5, 6. Количество занятий в неделю – 1 час. Количество часов в год – 34 часа. Срок реализации – 1 год. Актуальность: развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей среднего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то моральнопсихологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожнотранспортного травматизма является работа образовательного учреждения в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ. Цель программы: -создание условий для саморазвития и самореализации личности, обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса. Задачи программы: -привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного движения; -вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма. Общая характеристика программы: Программа составлена по трём основным видам деятельности: - ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах населённых пунктов. - творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение ситуативных заданий, способствующих развитию их познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации учащегося в дорожной среде); - практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и дорожного р.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). Основные направления работы: 1. Изучение детьми Правил дорожного движения. 2. Овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. 3. Знакомство учащихся с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. 4. Пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов. 5. Воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. 6. Воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям. Методы и средства обучения: Словесные – рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют: -умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; -нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; -эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с наглядными материалами; -трудовому воспитанию – учащиеся выполняют необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям; -физическому воспитанию – на занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. Условия реализации программы Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий: - тематические занятия; - игровые тренинги; - разбор дорожных ситуаций на настольных играх; - экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины. Формы и методы контроля: -организация тестирования и контрольных опросов по ПДД; -проведение викторин, смотров знаний по ПДД; -организация игр-тренингов; -анализ результатов деятельности. Планируемые результаты освоения курса: Учащиеся получат возможность развивать навыки в плане универсальных учебных действий Личностные: - принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; - осознание ответственности человека за общее благополучие; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; -положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»; -способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: -навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; -навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные: - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; -умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи Коммуникативные: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; -предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; -формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание курса 1. Понятие об участниках дорожного движения Элементам улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. Практическая работа: подготовка велосипеда к походу. 4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических работ велосипеда. 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: работа на тренажёрах (мультимедиа устройства). 6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему. 7. Профилактика детского дорожного травматизма Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения. Практическая работа: участие в настольной игре на тему правил дорожного движения. 8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Организация утренников, смотров, викторин и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения. Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п. 9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований. 10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения. Практическая работа: проведение выступлений агитбригады. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 8 9 10 Темы Понятие об участниках дорожного движения Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения Итого Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 8 2 6 8 2 6 8 2 6 3 0 3 3 1 2 2 0 2 34 8 26 Календарно -тематическое планирование № п/п Тема занятий Планируемые результаты (в результате занятий учащиеся смогут) Колво час. 1.Понятие об участниках дорожного движения- 2 ч 1 Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и 2 дорожные знаки Личностные: принятие образа «хороший пешеход, пассажир». Метапредметные: умение ставить и формулировать проблемы. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнеров. 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах- 8 ч Разнообразие 3 транспортных средств. Личностные: -самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый 1 1 1 4 5 6 7 8 9 Правила для пешеходов и водителей. Разбор действий пешеходов в дорожных ситуациях Виды перекрестков и правила разъезда на них Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. образ жизни; - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности. Регулятивные: -умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Коммуникативные: -работать в группе, учитывать мнения Разбор действий партнеров, отличные от собственных; велосипедистов в - договариваться и приходить к общему дорожных решению; ситуациях. -формулировать собственное мнение и позицию; Разбор действий - осуществлять взаимный контроль; водителей в - адекватно оценивать собственное поведение дорожных и поведение окружающих. ситуациях. Ответственность 10 за нарушение ПДД 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста- 8 ч Правила движения Личностные: -осознание ответственности 11 для человека за общее благополучие; велосипедистов. - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Порядок Метапредметные: - умение ставить и 12 движения группы формулировать проблемы; велосипедистов. -навыки контроля и самооценки процесса и 13 Разбор дорожной результата деятельности; -навыки осознанного и произвольного обстановки на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 маршруте. построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Правила 14 эксплуатации 1 Регулятивные: умение соотносить правильность выбора, планирования, велосипеда. выполнения и результата действия с 15 Велосипедная 1 требованиями конкретной задачи. прогулка. Коммуникативные: -формулировать свои Подготовка затруднения; 16 велосипеда к 1 -работать в группе, учитывать мнения походу. партнеров, отличные от собственных; 17 Велосипедный 1 - договариваться и приходить к общему поход. решению; Разбор движения -формулировать собственное мнение и 18 на сложных 1 позицию. перекрёстках. 4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда- 8 ч Особенности 19 устройства 1 велосипеда. Личностные: -положительная мотивация и Назначение 20 основных частей познавательный интерес; 1 - начальные навыки сотрудничества в разных велосипеда ситуациях. Физические Метапредметные: навыки контроля и 21 основы 1 самооценки процесса и результата велосипеда. деятельности. Особенности Регулятивные:- использование речи для 22 маневрирования регуляции своего действия; 1 на велосипеде. - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других Фигурное 23 вождение 1 людей по исправлению допущенных ошибок; -умение выделять и формулировать то, что уже велосипеда. Освоение приёмов усвоено и что еще нужно усвоить. 24 безопасного 1 Коммуникативные: - формулировать свои затруднения; падения. Освоение приёмов - договариваться и приходить к общему 25 езды на решению; 1 - осуществлять взаимный контроль; велосипеде. - адекватно оценивать собственное поведение Велосипед, и поведение окружающих. 26 профилактика и 1 ремонтные работы. 5. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения- 3 ч Целевая прогулка «Места, 27 предназначенные для движения пешеходов» Викторина «В 28 гостях у Светофорчика» Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес. Метапредметные: навыки контроля и самооценки деятельности. Регулятивные: умение выделять и формулировать выводы. Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от Творческая работа собственных. 29 «Мой друг – велосипед» 1 1 1 6. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»- 3 ч Подготовка 30 соревнований «Безопасное колесо». Проведение 31 тренировочных соревнований. Проведение соревнований 32 «Безопасное колесо». Личностные: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: навыки контроля и самооценки деятельности. Регулятивные: умение соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 1 1 1 7. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения- 2 ч Подготовка выступления агитбригады 33 юных инспекторов дорожного движения. Личностные: начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Метапредметные: умение ставить и формулировать проблемы. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: работать в группе, 1 Проведение выступления агитбригады 34 юных инспекторов дорожного движения учитывать мнения партнеров. 1 Итого 34