Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа техничексой направленности Основы чертежа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Основы чертежа»
для детей 15-16 лет

1.

Пояснительная записка

Обоснование актуальности учебного предмета
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы чертежа» разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования».
7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности».
12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом
Управления образования Нижнесергинского муниципального района от
08.06.2015 № 75-од.
Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста
(учащихся 15-16лет).
Класс – 9.
Количество занятий в неделю – 3 часа.
Количество часов в год – 112 часов.
Срок реализации – 1 год.

Предмет «Основы чертежа» в школе направлен на формирование
графической культуры обучающихся, развитие мышления, а также творческого
потенциала личности.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком
значении
графическая культура понимается как совокупность достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации.
Применительно к обучению школьников под графической культурой
подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении
графических методов и способов передачи информации, который оценивается
по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической
культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком,
используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях
деятельности.
Формирование графической культуры школьников неотделимо от
развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления
средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс
черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая
комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником
развития статических динамических пространственных представлений
учащихся.
Творческий потенциал личности развивается посредством включения
школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с
применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных
ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре
этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение
творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию,
воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих
применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения
остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала
каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих
задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для
развития творческого потенциала обучащихся, который в конце обучения
реализуется при решении задач с элементами технического конструирования.
Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления,
креативных качеств личности обучащихся. Результатом творческой работы
школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение
положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате
обеспечивает развитие творческого потенциала личности.
1. 2. Цель и задачи изучения учебного предмета
Целью обучения основам чертежа является приобщение школьников к
графической культуре, а также формирование и развитие мышления
школьников и творческого потенциала личности.

Задачи:
1. Формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две
и три плоскости проекций, о способах построения изображения на чертежах
(эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической
проекции и технических рисунков
2. Научить школьников читать выполнять несложные чертежи, эскизы,
аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного
назначения
3. Развивать статические и динамические пространственные представления,
образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных
особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов
по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.
4. Научить самостоятельно пользоваться учебными материалами
5. Формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
2. Содержание программы
2. 1. Содержание тем
Обязательный минимум содержания образования по основам чертежа
1. Объекты графических изображений и их пространственные характеристики.
2. Графическое отображение геометрической технической информации об
изделиях.
3. Графические изображения и документация, применяемые в различных
сферах производства.
4. Использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской
документации.
5. Элементы конструирования и моделирования изделий.
6. Геометрические построения на чертежах.
Образовательные
линии предметной
области
«Черчение»
Объекты
графических
изображений и их
пространственные
характеристики
Графическое
отображение
геометрической и
технической

Содержание

Форма объектов. Анализ формы. Конструктивные
элементы формы. Геометрические способы
формообразования. Преобразование формы. Изделия
промышленного производства (деталь, сборочная
единица, комплект, комплекс). Соединение деталей в
сборочной единице (неразъемные и разъемные).
Графический язык как элемент культуры. Графические
изображения в деятельности человека. История развития
чертежа. Метод проецирования. Проецирование на одну,
две и три взаимно-перпендикулярные плоскости

информации об
изделиях
Графические
изображения и
документация,
применяемые в
различных сферах
производства

Использование
ГОСТов ЕСКД при
разработке
конструкторской
документации
Элементы
конструирования и
моделирования
изделий
Геометрические
построения на
чертежах

проекций. Аксонометрические проекции. Прямоугольная
изометрическая проекция. Технический рисунок. Чертеж.
Эскиз. Носители графической информации (точка, линия,
контур, знаки, буквы, текст)
Изображения на чертежах (основные и местные виды,
простые разрезы, соединение части вида счастью разреза,
вынесенные сечения). Разрезы в изометрической
проекции. Графическая и текстовая конструкторская
документация (чертеж детали, сборочный чертеж
изделия, спецификация). Чтение чертежей деталей,
несложных сборочных единиц и аксонометрических
изображений. Чтение и выполнение спецификации.
Деталирование. Общие представления о современных
средствах выполнения чертежей (ручным способом, с
помощью компьютерной техники).
Правила оформления рабочих и сборочных чертежей в
соответствии с ГОСТами ЕСКД (форматы, масштабы,
линии чертежа, чертежный шрифт). Правила нанесения
размеров с учетом формы изделий. Изображение резьбы
на чертежах. Условности и упрощения, применяемые на
чертежах деталей и сборочных единиц. Графическое
обозначение материалов.
Формообразование. Преобразование формы.
Конструирование и моделирование формы по заданным
условиям.
Деление отрезка прямой линии, угла и окружности на
равные части. Сопряжения. Построение овала.

2. 2. Практические работы
№
1

2

3

Наименование
Разработчик
Графическая работа №1. Чертеж Ботвинников А. Д. , Виноградов В.
детали в трех видах
Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.
Графическая работа №2. Чертеж Ботвинников А. Д. , Виноградов В.
детали
Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.
Графическая

работа

№3. Ботвинников А. Д. , Виноградов В.

Выполнение эскиза детали

4

Графическая работа №4. Чертеж
детали с выполнением сечений

5

Графическая работа №5. Чертеж
детали с применением разрезов

6

Графическая работа №6. Чтение
и
выполнение
чертежей
резьбовых соединений

7

Практическая
работа
Конструирование

8

Контрольная графическая работа
№8 Чертеж детали.

№7.

Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.
Ботвинников А. Д. , Виноградов В.
Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.
Ботвинников А. Д. , Виноградов В.
Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.
Ботвинников А. Д. , Виноградов В.
Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.
Ботвинников А. Д. , Виноградов В.
Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.
Ботвинников А. Д. , Виноградов В.
Н. , Вышнепольский И. С. Черчение:
Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват.
учреждений. –М. ;Астрель: АСТ,
2002.

2. 3.Тематический план
№

Тема урока

1-2

Введение

3-6

Понятие о
стандартах

Содержание стандарта

Графическая и
практическая
деятельность
учащихся
Графический язык.
Ответы на
Чертеж. История развития вопросы
чертежа. Чертежные
инструменты
Стандарты. Форматы.
Упр. 2, 3, 5, 6 (из
Основная надпись.
учебника)
Линии. Шрифт.
проведение

Нанесение размеров.
Масштабы

7-11

Прямоугольное
проецирование

12-14

Виды. Местные
виды

15-18

Аксонометрические
проекции

19-21

Технический
рисунок

22-24

Графическая работа
№1

25-27

Анализ
геометрической
формы

28-31

Проекции
геометрических
элементов предмета

линий,
выполнение
надписей,
нанесение
размеров
Проецирование.
Упр. 7,8,9;
Выполнение изображений сравнение
на трех плоскостях
изображений,
проекций
проведение
отсутствующих
линий,
дочерчивание
проекций и др.
Виды
Выполнение
чертежей в двух
или трех видах
Прямоугольная
Упр.11(изометри
изометрия: способы
я), 15;
построения
построение
проекций
плоских фигур,
овалов,
объемных
предметов
Технический рисунок
Упр.17,18;
выполнение
технических
рисунков
Чертеж детали в трех
Выполнение
видах
чертежа в трех
видах по
наглядному
изображению
детали
Понятие о
Упр.19;анализ
формообразовании.
формы предмета
Анализ геометрической
по чертежу,
формы предметов.
решение
Чертежи геометр.тел
занимательных
задач
Нахождение на чертеже
Упр.21-29:
вершин, ребер, граней
сравнение
изображений,
построение

22-35

36-40

41-45

46-48

49-51

проекций точек,
расположенных
на поверхностях
предмета
Порядок построения Способы выполнения
Упр.30,31,35;
изображений
чертежей на основе
выполнение
анализа формы
чертежей по
описанию,
сравнение
изображений,
дочерчивание
видов,
построение
отсутствующих
проекций
Определение
Определение
Упр.37-38;
количества видов.
необходимого и
построение
Нанесение размеров достаточного количества чертежей
видов. Выбор главного
деталей,
изображения на чертеже. нанесение
Нанесение размеров на
размеров,
чертежах с учетом формы сокращение
предметов
количества
изображений на
чертеже
Геометрические
Выполнение чертежей с
Упр.41;
построения
использованием
выполнение
геометрических
чертежа детали с
построений
применением
сопряжений и
других
построений
Графическая работа Чертеж детали
Выполнение по
№2
наглядному
изображению
чертежа детали,
содержащей
сопряжения
Чтение чертежей
Способы чтения чертежей Упр.42; чтение
чертежей,
решение
занимательных
чертежей, задач
на
преобразования

52-55

Эскизы.
Графическая работа
№3

56-59

Сечения

60-63

Графическая работа
№4

64-67

Разрезы

68-71

Соединение вида и
разреза

72-75

Особые случаи при
выполнении
разрезов. Разрезы в
аксонометрических
проекциях

Применение метода
прямоугольного
проецирования для
выполнения эскизов

Выполнение
эскиза детали с
натуры(с
нанесением
размеров) и ее
технического
рисунка
Сечения. Правила
Упр.46-47:
выполнения вынесенных сравнение
сечений
изображений,
словесное
описание
геометрической
формы детали
Чертеж(эскиз) детали с
Выполнение
выполнением сечений
необходимых
сечений по
чертежу или
наглядному
изображению
Простые разрезы.
Упр.48-54;
Обозначение разрезов.
сравнение
Местные разрезы
изображений,
дополнение
чертежей
штриховкой и
отсутствующим
и линиями,
построение
разрезов
Соединение вида и
Упр.55-57;
разреза
сравнение
изображений,
выполнение
чертежей с
соединением
вида и разреза
Графическое обозначение Выполнение
материалов на чертежах.
эскизов и
Разрезы(вырезы) в
чертежей
прямоугольной изометрии деталей с
применением
разрезов,
технического
рисунка с

76-79

Графическая работа
№5

80-84

Чертежи
соединений деталей

85-88

Графическая работа
№6

89-93

Сборочный чертеж

94-104

Деталирование

105-109

Практическая
работа №7

вырезом; чтение
чертежей
Чертеж детали с
Выполнение по
применением разрезов
заданным видам
детали
необходимых
разрезов и
изометрической
проекции с
вырезом
Общие сведения об
Изображение и
изделии. Условное
обозначение
изображение и
резьбы на
обозначение резьбы
чертежах, вып.
эскизов деталей
с резьбой. Чт.
черт.
Чтение и выполнение
Выполнение
чертежей резьбовых
чертежа одного
соединений
из резьбовых
соединений (с
натуры или по
наглядному
изображению)
Изображение на
Упр.63-65, 67,
сборочном чертеже.
69; ответы на
Размеры, номера позиций, вопросы по
штриховка. Чтение
чертежу, чтение
чертежей сборочных
сборочных
единиц
чертежей
Деталирование
Выполнение
сборочных чертежей
эскизов,
рисунков
деталей по
сборочному
чертежу
Конструирование
Разработка
конструкции
одной из деталей
сборочной
единицы.
Выполнение
фрагмента
сборочного
чертежа

110-111

Контрольная
графическая работа
№8

112

Обобщение знаний
по теме
«Проецирование и
моделирование
предметов на
плоскости»

Чертеж детали

Выполнение по
сборочному
чертежу чертежа
одной детали
Доклады и
сообщения о
графических
средствах
информации,
истории,
применении

3.Требования к уровню подготовки
Образовательные
линии предметной
области
«Черчение»
Объекты
графических
изображений и их
пространственные
характеристики
Графическое
отображение
геометрической и
технической
информации об
изделиях

Графические
изображения и
документация,
применяемые в
различных сферах
производства

Учащиеся должны

Иметь представления о форме предметов и ее
конструктивных элементах, различать виды изделий
(деталь, сборочная единица, комплект, комплекс),
иметь представление о соединениях деталей, знать
геометрические способы образования и преобразования
формы, анализировать форму несложных предметов.
Познакомиться с историей развития чертежа и
стандартизации в России, иметь представление о
методах проецирования, иметь общие сведения об
использовании компьютерной техники в создании
конструкторской документации, знать метод
ортогонального проецирования, знать способы
построения проекционного чертежа, прямоугольной
изометрической проекции и технического рисунка
предметов, уметь пользоваться чертежными
инструментами, уметь выполнять чертежи, выбирая
необходимое количество изображений изометрическую
проекцию и технический рисунок, читать чертежи
несложных изделий различного назначения,
деталировать.
Иметь представление о чертежах различного
назначения, спецификации, знать графические
изображения, используемые в чертежах.

Использование
ГОСТов ЕСКД при
разработке
конструкторской
документации
Элементы
конструирования и
моделирования
изделий
Геометрические
построения на
чертеже

Знать некоторые правила оформления графической и
текстовой документации и уметь их использовать в
практической деятельности.
Уметь преобразовывать форму по заданным условиям,
выполнять модели несложных деталей из пластилина,
бумаги и других материалов.
Уметь выполнять геометрические построения .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».