МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижние Серги УТВЕРЖДЕНО: Приказ от 31.08.2023 №96-ОД Директор МКОУ СОШ №2 г.Нижние Серги _____________Тараева М.А. Принято Педагогическим советом. Протокол от 30.08.2023г. №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1198260) внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 6 классов уровня основного общего образования г. Нижние Серги, 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также авторской программы по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В Половникова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2018. Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для учащихся 6 классов разработана на основе учебной программы «Финансовая грамотность», 5-7 классы общеобразоват. орг./ И.В.Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. – М.: Вако, 2018 Место предмета в базисном учебном плане: план внеурочной деятельности школы отводит 34 часа для изучения курса «Финансовая грамотность» на этапе основного общего образования из расчета 1 часа в неделю. УМК: Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., Вако, 2018. Структура программы: Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень используемой литературы. Общая характеристика учебного предмета: «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, их история, виды, функции. - Семейный бюджет. - Экономические отношения семьи и государства. - Семья и финансовый бизнес. - Собственный бизнес. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Цели: • удовлетворение познавательных потребностей учащихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Планируемые результаты: 6 класс Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются: • умение грамотно распоряжаться деньгами. • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Формы организации и методы обучения: предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения. Формы контроля Не смотря на то, что курс является внеурочной деятельностью, контроль усвоения знаний должен присутствовать. Его можно осуществлять как в письменном формате, так и в устном. Письменный контроль предполагает тестовые задания, самостоятельные и практические работы. При устном контроле возможны следующие варианты: фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль, работа в парах. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение в курс «Финансовая грамотность» 4 часа. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Доходы и расходы семьи 13 часов. Деньги: что это такое Учебные мини-проекты «Деньги» Из чего складываются доходы семьи Учимся считать семейные доходы Исследуем доходы семьи Учебные мини-проекты «Доходы семьи» Как появляются расходы семьи Учимся считать семейные расходы Исследуем расходы семьи Учебные мини-проекты «Расходы семьи» Как сформировать семейный бюджет Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета». Почему важно развивать свою финансовую грамотность. Современные деньги, деньги других стран. Почему возникают риски потери денег и имущества. Способы защиты денег. Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Виды вкладов. Кредиты и их назначение. Проектная деятельность по банковским услугам. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что можно страховать, виды страхования. Надёжность страховых компаний. Ролевые игры. Проектная деятельность. Тематическое планирование Номер п/п Наименование главы, темы Всего часов Вид занятия дата 6 класс 1 2 Введение в курс «Финансовая грамотность» 4 часа Познавательная 1 беседа Почему важно развивать свою финансовую грамотность От чего зависит благосостояние семьи 04.09.2023 Познавательная беседа, мини сочинение Анализируется поведение людей в ситуациях, связанных с финансами Практическая работа 11.09.2023. 1 1 1 Творческое задание. Практическая работа Познавательная беседа 02.10.2023 09.10.2023 16.10.2023 1 1 1 Практическая работа 23.10.2023 Практическая работа 13.11.2023 1 Познавательная беседа. Практика. Практика. Практическая работа 20.11.2023 Дискуссия 18.12.2023 Ролевая игра 25.12.2023 1 3 Учимся оценивать финансовое поведение людей 1 4 Учимся оценивать своё финансовое поведение людей 1 5 6 7 Деньги: что это такое Учебные мини-проекты «Деньги» Из чего складываются доходы семьи Учимся считать семейные доходы Исследуем доходы семьи Учебные мини – проекты «Доходы семьи» Как появляются расходы семьи 18.09.2023 25.09.2023 Доходы и расходы семьи – 12 часов 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 Учимся считать семейные расходы 1 Исследуем расходы семьи 1 Учебные мини-проекты «Расходы семьи» 1 Как сформировать семейный бюджет 1 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» Услуги финансовых организаций 06.11.2023 27.11.2023 04.12.2023 11.12.2023 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32-35 Современные деньги, деньги других стран Почему возникают риски потери денег и имущества. Способы защиты денег. Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады 1 Презентация 15.01.2024 1 Познавательная беседа. 22.01.2024 1 1 1 Творческая работа Практическая работа Познавательная беседа. 29.01.2024 05.02.2024 12.02.2024 1 19.02.2024 Что такое кредиты и надо ли их брать. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. 1 Познавательная беседа Познавательная беседа 1 Практика 04.03.2024 1 Проектная деятельность 11.03.2024 1 Беседа 18.03.2024 1 08.04.2024 Ролевая игра «Страхование» Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний Учебные мини-проекты «Страхование» Резерв 1 1 Познавательная беседа Урок-игра Практика 1 Урок -информация 29.04.2024 1 Проектная деятельность 06.05.2024 4 26.02.2024 15.04.2024 22.04.2024 13.05.2024 На базовом уровне учащийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ✓ определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; ✓ осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; ✓ выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ✓ находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; ✓ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ✓ приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; ✓ актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; в сфере достижения предметных результатов: ✓ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ✓ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; ✓ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ✓ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; ✓ объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; ✓ описывать виды страхования; ✓ приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки. Литература 1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. (Дополнительное образование:Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В., Е.А., Липсиц И.В. Финансоваяграмотность: контрольно-измерительные материалы. 5–7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018 (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 3. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://basic.economicus.ru/ Интернет-источники 1. http://government.ru/ – сайт Правительства РФ. 2. http://вашифинансы.рф – портал «Вашифинансы.рф». 3. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».