РП Практикум по решению нестандартных задач по физике 10-11 кл

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижние Серги

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от 31.08.2023 №96-ОД
Директор
М.А.Тараева
Принято Педагогическим советом.
Протокол от 30.08.2023 №1.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1953401)
учебного предмета
«Практикум по решению нестандартных задач по физике»
для обучающихся 10 – 11 классов
уровня среднего общего образования

Г. Нижние Серги, 2023 год
1

Содержание:
1. Пояснительная записка.

стр. 3

2. Планируемые результаты освоения курса «Практикум по решению нестандартных задач по
физике».
стр. 4
3. Содержание курса «Практикум по решению нестандартных задач по физике».
стр. 5
4.

Тематическое планирование курса.
(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)

5. Календарно – тематическое планирование курса.
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

стр. 6
стр. 7
стр. 11

2

1. Пояснительная записка
Предмет: «Практикум по решению нестандартных задач по физике»
Рабочая программа курса составлена на основе
•

«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»,
составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.

•

авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, М.: Дрофа, 2005 г.

Для реализации курса использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров
«Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Цель курса:
-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах
решения физических задач;
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний
по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где
задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических
знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования
различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с
открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми
профессиями.
Программа курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже
усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько
разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале
изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При
подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные,
графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся
с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение
дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи,
догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
3

В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности
действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного
ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики,
молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса
физики 11 класса.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и
приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому
государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное
внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения
задач различной трудности.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
•

соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших

проверку временем, а также уровню развития современной физики,

с

возможностью

построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с
различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов
физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов
физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
•

соответствие

содержания

и

форм

предъявления

задач

требованиям

государственных программ по физике;
•

возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений,

рассматриваемых в задаче;
•

возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения

научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю
мышления, в рамках которого может быть решена задача;
•

жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в
обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и
учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной
ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной

4

проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи)
выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование
результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и
корректировка гипотез → нахождение решений

проверка и анализ решений → предложения

по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач)
по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других
предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
Общие рекомендации к проведению занятий
При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что
знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для
осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.
Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует
государственному образовательному стандарту физического образования на профильном
уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько
углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической
компонент содержания.
Описание места учебного предмета.
Курс рассчитан на 2 года обучения. 35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе (с учетом
государственной итоговой аттестации, праздничных дней и каникулярного времени. )
2. Планируемые результаты освоения курса:
•
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах
приемах решения задач;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на
основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой
информации;
•
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения
или профессиональной деятельности;
•
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и
математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
a.

анализировать физическое явление;

b.

проговаривать вслух решение;

c.

анализировать полученный ответ;

d.

классифицировать предложенную задачу;

e.

составлять простейших задачи;

f.
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней
трудности;
8

g.

выбирать рациональный способ решения задачи;

h.

решать комбинированные задачи;

i.
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки
3. Содержание курса
10 -11 классы
Физическая задача.
Классификация задач
(4 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение
задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и
решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и
техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач
(6 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.
Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план
решения).

Выполнение

плана

решения

задачи.

Числовой

расчет.

Использование

вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение
примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии,
геометрические приемы. графические решения и т. д.
Динамика и статика
(8 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы
динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение
задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием
нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики
движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор,

составление

и

решение

по

интересам

различных

сюжетных

задач:

занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим
содержанием, военно-техническим содержанием.
8

Законы сохранения
(8 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с
помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение
работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или
явления. Взаимопроверка решаемых задач
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
(6 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное
уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния

газа

в

изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона,
характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя;
работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных
пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное
удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач.
Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики
(6 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на

тепловые

двигатели.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель
предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых
процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины;
Электрическое и магнитное поля
(5 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью
потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная
8

индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Постоянный электрический ток в различных средах
(9 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного
и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний
приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение
сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах,
полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием,
комбинированные задачи.
Электромагнитные колебания и волны
(14 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического
тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение,
преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике:
зеркала, оптические схемы.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач
Информация об используемых технологиях обучения
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие
формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся,
консультации. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы:
постановка, решения и обсуждения решения задач, подбор и составление задач на тему и т.д.
Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же
формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть
реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все
занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках данног курса, могут и должны быть
достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся,
составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов
8

решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся
подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового,
проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний
метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база,

позволяющая

использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
•

Физические приборы.

•

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

•

Дидактические материалы.

•

Учебники физики для старших классов средней школы.

•

Учебные пособия по физике, сборники задач.

Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач,
решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий,
фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов
экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с
ориентацией на профильное образование учащихся.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
10 класс
№п/п Тема

Колво
часов

8

1

Введение

1

2

Кинематика

4

3

Динамика и статика

6

4

Законы сохранения

6

5

5

6

Строение
и
свойства
газов,
жидкостей и твёрдых тел
Основы термодинамики

7

Электрическое поле

4

8

Постоянный электрический
в различных средах

4
ток

4

.

Подведение итогов года

1

Итого:

35

11 класс
№п/п Тема

Кол- во
часов

1

Магнитное поле

2

Электромагнитные

2
колебания

и

14

волны
3

Механика

4

Молекулярная

7
физика.

6

Термодинамика
5

Электричество

5
Итого:

8

34

Календарно – тематическое планирование курса 10 класс
Тема

Минимальный объем
содержания

Основные виды
учебной
деятельности

Кол-во
часов

Физическая задача.
Классификация задач.
Правила и приемы
решения физических задач.

Что такое физическая
задача. Состав
физической задачи.
Физическая теория и
решение задач. Значение
задач в обучении и
жизни.

Ученик должен
суметь ответить для
себя на вопрос, для
чего он выбрал этот
курс

1

Построение и чтение
графиков равномерного
прямолинейного
движения,
использование закона
сложения скоростей при
решении задач, решение
задач на определение
скорости тела и его
координаты в любой
момент времени по
заданным начальным
условиям, определение
кинематической
характеристики при
равномерном движении
тела по окружности,
применение полученных
знаний при решении
задач.

Определяют
координаты,
пройденный путь,
скорость и
ускорение тела по
уравнениям
зависимости
координат и
проекций скорости
от времени.

1

Применяют
закон
всемирного
тяготения
при
расчетах
сил
и
ускорений,
взаимодействующих
тел.
Измеряют
силы
взаимодействия тел.

1

№
урока

Введение
1
08. 09

Кинематика
Основные
законы
и
2
понятия кинематики.
15.09
Решение
расчетных
и
3
графических
задач
на
22. 09 равномерное движение.
Решение
задач
на
4
равноускоренное
29. 09 движение.
Движение по окружности.
Решение задач.

5
06.10

6
13.10

7
20.10

8
27.10
9

Динамика и статика
Координатный
метод Измерение массы тела.
решения
задач
по Измерение
силы
механике. Решение задач взаимодействия
тел.
на
основные
законы Вычисление
значения
динамики:
Ньютона, сил
по известным
законы для сил тяготения, значениям
масс
упругости,
трения, взаимодействующих тел
сопротивления.
и
их
ускорений.
значения
Решение
задач
на Вычисление
тел
по
движение
материальной ускорений
значениям
точки, системы точек, известным
твердого
тела
под действующих сил и масс
действием нескольких сил. тел. Применение закона
тяготения
Задачи
на всемирного
определение характеристик при расчетах сил и
равновесия
физических ускорений,
взаимодействующих тел.
систем.
силы
Задачи на принцип Измерение

1

1

1

1

Вычисляют
значения сил и
ускорений.
1

1
1

2

10.11

10
17.11
11
24.11

12
01.12

13
08.12
14
15.12

15
22.12

16
29.12

17
12.01
18
19.01

19
26.01

взаимодействия тел.
относительности:
кинематические
и
Вычисление значения
динамические
характеристики движения сил и ускорений.
тела
в
разных
инерциальных
системах
отсчета.
Подбор, составление
и решение задач по
интересам.

1

Подбор, составление
и
решение
задач
по интересам.
Классификация задач
по механике:
решение
задач
средствами
кинематики, динамики, с
помощью
законов
сохранения.
Задачи
на
закон
сохранения импульса и
реактивное движение.
Задачи на определение
работы и мощности.

1
Законы сохранения
Применение закона
сохранения импульса
для вычисления
изменений скоростей тел
при их взаимодействиях.
Вычисление работы сил
и изменения
кинетической энергии
тела. Вычисление
потенциальной энергии
тел в гравитационном
поле. Нахождение
потенциальной энергии
упруго
деформированного тела
по известной
деформации и жесткости
тела.

Вычисляют работу
сил и изменение
кинетической
энергии тела.
Вычисляют
потенциальную
энергию тел в
гравитационном
поле. Находят
потенциальную
энергию упруго
деформированного
тела по известной
деформации и
жесткости тела.

Задачи
на
закон
сохранения и превращения
механической
энергии.
Решение
задач
несколькими способами.
Составление
задач
на
заданные объекты или
явления. Взаимопроверка
решаемых задач.
Знакомство с примерами
решения задач по механике
Всероссийской олимпиады
школьников.
Знакомство с примерами
решения задач по механике
Всероссийской олимпиады
школьников
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
Качественные задачи на Объяснение физических Работают с
основные положения и явлений на основе
лабораторным
основное
уравнение представлений о
оборудованием,
молекулярно-кинетической строении вещества,
применяют и
теории (МКТ).

1

1

1

1

1

1

1

1

3

20
02.02
21
09.02

Задачи
на
описание
поведения идеального газа:
основное уравнение МКТ,
определение
скорости
молекул, характеристики
состояния
газа
в
изопроцессах.
Задачи на свойства паров:
использование уравнения

решение задач на
определение числа
молекул, количества
вещества, массы
вещества и массы одной
молекулы, объяснение
свойства газов,
жидкостей, твердых тел
на основе их
молекулярного строения,

проверяют
выполнение
условий равновесия
тел.

1

1

4

22
16.02

23
23.02

24
01.03
25
08.03
26
15.03

Менделеева—Клапейрона, применение полученных
характеристика
знаний для решения
критического состояния.
задач, указание
Задачи
на причинно-следственных
определение характеристик связей между
твердого тела: абсолютное физическими
и
относительное величинами, вычисление
удлинение,
тепловое средне кинетической
расширение,
запас энергии молекул при
прочности, сила упругости. известной температуре.
Качественные
и
количественные
задачи.
Графические
и
экспериментальные задачи,
задачи
бытового
содержания.
Основы термодинамики
Комбинированные задачи
Решение задач с
на
первый
закон вычислением количества
термодинамики.
теплоты, работы и
Задачи на первый закон
изменением внутренней
термодинамики
энергии газа,
вычисление КПД
тепловых двигателей.
Задачи на уравнение
теплового баланса
Задачи на расчет
КПД тепловых
двигателе

1

Решают задачи с
применением
основного
уравнения
молекулярнокинетической
теории
газов.
Определяют
параметры вещества
в
газообразном
состоянии
на
основании
уравнения
идеального газа.

1

1

1

1

Представляют
графиками
изопроцессы. Дают
определение
понятий:
насыщенный и
ненасыщенный пар,
испарение, кипение,
динамическое
равновесие.

27
22.03

28
05.04

1

Электрическое поле
Характеристика
Объяснение
процесса
решения задач раздела: электризации
тел,
общее и разное, примеры и вычисление
сил
приемы решения.

Вычисляют силы
взаимодействия
точечных

1

5

29
12.04

Задачи разных видов
на
описание
электрического
поля
различными средствами:
законами
сохранения
заряда и законом Кулона,
силовыми
линиями,
напряженностью.

кулоновского
взаимодействия,
применение
при
решении задач закона
сохранения
электрического заряда,
закона
Кулона,
определение величин и
направлений

электрических
зарядов. Вычисляют
напряженность
электрического поля
точечного
электрического
заряда. Вычисляют
потенциал
электрического поля

1

6

30
19.04

31
26.04

32
10.05

33
17.05

34
24.05

Задачи разных видов
на
описание
электрического
поля
различными средствами:
разностью
потенциалов,
энергией.
Решение задач на
описание
систем
конденсаторов.

напряженности
электрического поля
точечного
заряда,
применение принципа
суперпозиции
электрических полей для
расчета напряженности,
вычисление работы поля
и
потенциала
поля
точечного
заряда,
вычисление
емкости
плоского конденсатора,

одного и нескольких
точечных
электрических
зарядов. Вычисляют
энергию
электрического поля
заряженного
конденсатора.

Применение
полученных знаний и
умений при решении
экспериментальных,
графических,
качественных и
расчетных задач.
Постоянный электрический ток в различных средах
Задачи на различные Понятия «электрический Выполняют расчеты
приемы
расчета ток», «источник тока», сил токов и
сопротивления сложных
условия существования напряжений на
электрических цепей.
электрического
тока; участках
Решение задач на смысл величин «сила электрических
«напряжение», цепей. Измеряют
расчет
участка
цепи, тока»,
мощность
имеющей
ЭДС. смысл закона Ома для
участка цепи, умение электрического
определять
тока. Измеряют
сопротивление
ЭДС и внутреннее
проводников, формулы сопротивление
зависимости
источника тока.
сопротивления
Задачи на описание
проводника
от
его
постоянного
электрического тока в геометрических
и
рода
электролитах,
вакууме, размеров
вещества, из которого он
газах, полупроводниках.
изготовлен,
закономерности в цепях
с последовательным и
параллельным
соединением
проводников,
смысл
понятий
«мощность
тока», «работа тока»,
формулировку
закона
Ома для полной цепи,
планирование
эксперимента
и
выполнение измерений и
вычислений.

1

1

1

1

1

7

Календарно – тематическое планирование 11 класс
№
урока

Тема

Минимальный объем
содержания

Основные виды
учебной
деятельности

К
часов

Магнитное поле
Действие
магнитного Работать в паре при
поля на проводник с выполнении
током. Сила Ампера. практических
Правило левой руки.
заданий
и
при
Действие
магнитного решении задач.
поля на движущуюся
заряженную
частицу.
Правило левой руки.
2
Экспериментальная
проверка
воздействия
магнита на движение
тока, решение задач по
теме «Вектор магнитной
индукции. Закон ампера»
Электромагнитные колебания и волны
Задачи разных видов Механические
Распознавать,
на
описание
явления колебания.
Свободные наблюдать
электромагнитной
колебания.
свободные
3
индукции:
закон Математический
и электромагнитные
электромагнитной
пружинный
маятники. колебания,
индукции, правило Ленца, Амплитуда,
период, анализировать
индуктивность.
частота, фаза колебаний. превращения
Задачи на
энергии
в
переменный электрический Уравнение,
колебательном
ток:
характеристики описывающее процессы
контуре.
4
в колебательном
переменного
Определять
по
контуре.
Формула
электрического тока.
графику
характеристики
Задачи
на Томсона. Уравнение
гармонических
колебаний:
переменный электрический
5
ток:
электрические колебаний заряда и тока. амплитуду, период,
частоту. Составлять
машины, трансформатор.
уравнение
Задачи
на
описание
гармонических
различных
свойств
электромагнитных
электромагнитных
волн:
колебаний.
6, 7
скорость,
отражение,
Определять
по
преломление,
уравнению
интерференция, дифракция,
параметры
поляризация.
колебаний.
Задачи по геометрической
8, 9, 10 оптике:
зеркала,
оптические системы.
1

11,12

Задачи разных видов
на описание магнитного
поля тока и его действия на
проводник
с
током:
магнитная индукция и
магнитный поток, сила
Ампера.
Задачи разных видов
на описание магнитного
поля тока и его действия на
движущийся заряд: сила
Лоренца.

Задачи на построение
изображения в линзах

1

1

1

1

1

2

3

2

8

13

Задачи на расчёт
параметров в системах линз

1

9

14

15

16

17

18

Задачи на расчет параметров
в оптических приборах.

1

Групповое
и
коллективное
решение
экспериментальных задач с
использованием приборов.

1

Решение задач
Всероссийской олимпиады
школьников по теме:
«Геометрическая оптика»

1

Механика
Общие методы решения Основные методы и
задач по кинематике.
приемы решения задач
по кинематике.
Задачи на основные законы
динамики.

Выполняют
решение задач на
законы динамики,
на принцип
относительности,
на закон
сохранения
импульса, на закон
сохранение
энергии.

1

1

19

Задачи
на
принцип
относительности.

20

Задачи на закон сохранения
импульса.

21

Задачи на закон сохранения
энергии.

1

Задачи на определение
характеристик равновесия
физических систем.

1

22

23

Механика жидкостей.

1

24
25
26
27

28

29

Молекулярная физика. Термодинамика.
Задачи
на
описание Основные методы и
Решают задачи на
поведения идеального газа. приемы решения задач
поведение
по молекулярной физике идеального газа, на
Задачи на свойства паров.
и на законы
свойства паров, на
термодинамики.
определение
Задачи на определение
характеристик
характеристик влажности
влажности воздуха,
воздуха.
на первый закон
Задачи на первый закон
термодинамики, на
термодинамики.
уравнение
теплового баланса.
Задачи
на
тепловые
двигатели.
Задачи
на
уравнение
теплового баланса.

1

1

1

1
1

1

1

1

10

31

32
33

34

Электричество
Общая
характеристика Основные методы и
решения
задач
по приемы решения задач
электростатике.
по электростатике.
Задачи на приёмы расчёта
сопротивления
сложных
электрических цепей.
Задачи на расчёт участка
цепи, имеющей ЭДС.
Задачи
на
описание
постоянного
тока
в
различных средах.

Решают задачи на
расчёт
сопротивления
сложных
электрических
цепей, на расчёт
участка цепи,
имеющей ЭДС, на
описание
постоянного тока в
различных средах.

1

1

1

1

6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Обязательные учебные материалы для ученика
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач.
Лексикон», М., Образование, 2012 г.
Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа,
2011г.
Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)»,
СПб, 2017 г.
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1999 г.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с
ответами и решениями», М., Мнемозина, 2014 г.
Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М.,
Просвещение, 2012 г.
Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука,
1985 г.
Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2013 г.
. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений», М., просвещение, 2010 г.

Методические материалы для учителя:
1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы
элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А.
Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы»,
М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе»,
М., Просвещение, 1987 г.
4. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа,
2007 г.
5. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
6. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих
в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
7. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий»,
М., Экзамен, 2009 г.
8. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб,
Тригон, 2009 г.
9. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному
11

Цифровые образовательные ресурсы сети интернет;
Образовательная платформа «Учи.ру»
Российская электронная школа.
Электронный образовательный ресурс "Я сдам ЕГЭ. Среднее общее образование. Учебный модуль
по решению трудных заданий по учебному предмету "Физика". 10-11 классы", АО Издательство
"Просвещение"

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».