Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол» для детей 11-15 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 4. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 9. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 10. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2015 № 75-од. Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста (учащихся 11-15лет). Класс – 7-9. Количество занятий в неделю – 2 часа. Количество часов в год – 68 часа. Срок реализации – 1 год. Цель занятий – привитие интереса к игре в баскетбол, приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Задачи: образовательные: 1) формирование знаний и умений по организации самостоятельных занятий по баскетболу; 2) совершенствование технико-тактических действий игры в баскетбол; оздоровительные: 1) повышение функциональных возможностей основных систем организма; 2) совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности; 3) развитие основных физических качеств; 4) укрепление здоровья; 5) совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций. воспитательные: 1) воспитание трудолюбия, целеустремленности, чувства коллективизма. Планируемые результаты освоения курса В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: - формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; - формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты. Коммуникативные: - способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; - умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; - способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; - умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; - формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Регулятивные: -соотнесение известного и неизвестного; -планирование; -оценка; - способность к волевому усилию; - Познавательные: 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы Предметные результаты (на конец освоения курса) В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Баскетбол» учащиеся должны знать: - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - правила оказания первой помощи; - способы сохранения и укрепление здоровья; - свои права и права других людей; - влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; - выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - заботиться о своем здоровье; - применять коммуникативные и презентационные навыки; - оказывать первую медицинскую помощь при травмах; - находить выход из стрессовых ситуаций; - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; - адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; - отвечать за свои поступки; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В ходе реализация программы«Баскетбол» обучающиеся смогут получить знания: - значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; - правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; - названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники; - наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; - упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); - контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; - основное содержание правил соревнований по спортивным играм; - жесты судьи спортивных игр; - игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут научиться: - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми; - выполнять технические приёмы и тактические действия; - контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми; - играть в спортивные игры с соблюдением основных правил; - демонстрировать жесты судьи спортивных игр; - проводить судейство спортивных игр. Воспитательные результаты. - осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью. Содержание программы Материал программы дается в трех разделах: основы знаний, общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. Содержание данной программы рассчитано на систему занятий в неделю: 2 занятия в неделю, продолжительность занятия 1 час. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. Теоретическая подготовка 1. Развитие баскетбола в России и за рубежом. 2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. 3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста. 7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Физическая подготовка Общая физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Техническая подготовка 1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты. 2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении. 3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. 4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Тактическая подготовка Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Материально- техническое обеспечение 1. Щиты с кольцами 2. Стойки для обводки 3. Гимнастическая стенка 4. Скакалки 5. Гимнастические маты 6. Мячи баскетбольные 7. Гантели различной массы 8. Насос ручной со штуцером. Календарно-тематическое планирование № Содержание материала Задачи Колво часов 1 Медицинское обследование учащихся Техника безопасности Знакомство с упражнениями по физической подготовке баскетболистов Правила техники баскетбола Техника нападения. ОФП Выявление состояния здоровья учащихся 1 Развитие и укрепление физических качеств учащихся 1 Познакомить с многообразием и классификацией техники игры. Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча, ведения, бросков по кольцу. Отрабатывать приемы перемещений Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков, остановки и поворотов. Совершенствовать навыки передачи мяча двумя руками от груди Отрабатывать приемы передачи мяча. 2 Совершенствовать приемы передачи мяча 1 Совершенствовать приемы передачи мяча 2 Отрабатывать приемы передачи мяча Контроль умений выполнять приемы передачи мяча Отработка приемов передачи мяча разными способами Совершенствование техники 1 2 3-4 5 Техника перемещений 6-7 Тактика перемещений. СФП 8 Передача мяча двумя руками от груди.ОФП 9-10 Передача мяча двумя руками с отскоком мяча от пола. Передача мяча двумя руками сверху. Передача мяча одной рукой от плеча. Передача мяча одной рукой сверху (крюком) Передача мяча одной рукой снизу. Передача мяча одной рукой за спиной Передача мяча снизу назад Приемы передачи мяча 11 12-13 14 15 16-17 18-19 Игра Техника безопасности Техника ведения мяча. 1 2 1 2 1 2 2 26 27-28 Техника бросков мяча по кольцу Бросок одной рукой от плеча с места. Бросок одной рукой мяча от плеча в движении Бросок одной рукой в прыжке Техника безопасности Игра баскетбол. ОФП Бросок двумя руками. ОФП Ведение мяча Техника защиты 29-30 Техника перемещений 20 21-22 23-24 25 31 32 33 34-35 36 37 38 39-40 41 42 43-44 45-46 ведения мяча Совершенствовать навыки броски по кольцу 1 Отрабатывать навыки игры по изученным правилам К.у. способностей по изученным правилам Развивать гибкость, силу воли, терпение, выносливость Совершенствовать приемы игры Совершенствовать приемы защиты Совершенствовать приемы перемещений Совершенствовать навыки игры 2 Перехват мяча. ОФП Вырывание мяча Совершенствование техники Техника безопасности овладения мячом Выбивание мяч. Совершенствование техники СФП выбивания мяча Техника накрывания Отработка умений овладения мяча мячом Соревнование по К./у. техники игры баскетболу. ОФП Сочетание приемов игры Совершенствование физических в баскетбол качеств учащихся Соревнование по Совершенствование физических баскетболу качеств учащихся Технические приемы Изучение теоретического баскетболиста материала Упражнения в ловле и Отрабатывать физические передачах навыки (построение по 3 Техника безопасности человека, встречными колонами, Совершенствование Воспитание культуры техники передвижения исполнения правил игры Совершенствование Совершенствование физических упражнений в бросках качеств учащихся Упражнения в Совершенствование навыков перемещениях перемещения (произвольное, в защитника парах) 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 2 47 48 49 50-51 52 53-54 55 56-57 58 59 60-61 62 63-64 65 66 67 68 Подвижные игры Техника безопасности Упражнения в овладении мячом. СФП Соревнование по баскетболу Тактика нападения. Волевая подготовка Индивидуальные действия. Групповые действия Правила пересечения Тактические комбинации игры. СФП Закрепление двигательных способностей учащихся Совершенствование умений и навыков построения вкруг, построения по три человека Совершенствовать правила игры, изученные ранее Познакомить с общими требованиями Отрабатывать навыки игры 1 Совершенствовать навыки игры Отрабатывать комбинации игры (тройка, малая восьмерка,скрестныйвыход,наве дение на двух игроков) Отработка противодействий атакующих Совершенствовать систему смешанной защиты 2 1 Тактика защиты. СФП Игра баскетбол. СФП Техника безопасности Тактическая подготовка Формировать культуру игры, баскетболистов (теория) прививать интерес к физкультуре и спорту Тактика нападения. Совершенствовать навыки Игра баскетбол. группового взаимодействия, в СФП. командных действиях Тактика защиты. Отработка навыков Игра баскетбол индивидуальных, групповых, командных взаимодействий. К./у. Соревнования между Совершенствовать навыки командами спортивной командных взаимодействий секции двух школ. Упражнения общей Отрабатывать и закреплять физическ. подготовки. физические способности и СФП. навыки учащихся Техника безопасности Общие правила игры в Контроль теоретических знаний баскетбол. К./у. учащихся Зачетное занятие Контроль техники выполнения Техника безопасности тактических приемов игры Волевая подготовка Совершенствование навыков учащихся игры 1 1 2 1 2 1 1 2 1 2 1 1 1 1