Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Настольный теннис

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Настольный теннис»
для детей 11-15 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Настольный теннис» разработана в соответствии с Федеральным законом
РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; приказом
Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4. 3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»; Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 093242); Концепцией развития дополнительного образования детей от
31.03.2022 г. № 678-р, Уставом МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги. Программа
рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста (учащихся 11-15
лет).
Класс – 5-9.
Количество занятий в неделю – 2 часа.
Количество часов в год – 68 часа.
Срок реализации – 1 год.
Отличительные особенности.
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с
более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная,
игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид
спорта с разнообразной техникой, богатой тактическими вариантами,
сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической,
специальной физической и психологической подготовки. Занятия настольным
теннисом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на
организм человека в зависимости от возраста, физического развития и
состояния здоровья.
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое
развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни
двигательных и морально-волевых качеств.
Актуальность программы.
Данная программа является программой дополнительного образования,
предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по
физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. В процессе
обучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях
физическими упражнениями. Учащиеся приобщаются к здоровому образу
жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная
нагрузка компенсируется у них физической.
Занятия настольным теннисом дисциплинируют, воспитывают чувство
коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при
изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Благодаря спортивной направленности программы, учащиеся, успешно
освоившие программу, смогут участвовать в школьных и районных
соревнованиях по настольному теннису. Благодаря этому учащиеся смогут
более плодотворно учиться, меньше болеть.
Цель программы: Овладение навыками спортивной игры «Настольный
теннис».
Задачи программы:
•
Укрепление здоровья;
•
Содействие правильному физическому развитию;
•
Приобретение необходимых теоретических знаний;
•
Овладение основными приемами техники и тактики;
•
Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы.
•
Привитие учащимся организаторских навыков;
•
Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся
по настольному теннису;
•
Подготовка учащихся к соревнованиям.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа по настольному теннису рассчитана на 1 год.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11-15
лет (5-9 классы)
Формы и режим занятий: групповые занятия, индивидуальные занятия,
участие в соревнованиях различного ранга, теоретические занятия.
Виды деятельности: игровая, соревновательная.
Ожидаемые результаты:
1. Стабильный состав занимающихся, посещаемость тренировочных
занятий.
2. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств
занимающихся.
3. Уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальными компетенциями учащихся на этапе по курсу
«Настольный теннис» являются:
• умения
организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
• умения
активно
включаться
в
коллективную
деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы
по курсу являются следующие умения:

• активно

включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями
в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами
освоения учащимися содержания
программы по курсу «Настольный теннис» являются следующие умения:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
• общаться
и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
курсу «Настольный теннис» являются следующие умения:
• планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
• излагать факты истории развития настольного тенниса, характеризовать её
роль и значение в жизнедеятельности человека;
• представлять занятия настольным теннисом как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
(длину и массу тела), развития основных физических качеств;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения занятий;
• организовывать и проводить занятия с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
• характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических
качеств;
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
• подавать
строевые
команды,
вести
подсчёт
при
выполнении
общеразвивающих упражнений;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
• выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
• выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы подведения итогов: соревнования.
•

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

1

Вводный урок по настольному теннису,
Т.Б. инструктаж, обзор настольного
тенниса, гигиенические требования к
занимающимся спортом.
Изучение элементов стола и ракетки.
Изучение плоскостей вращения мяча.
Изучение хваток.
Изучение выпадов.
Передвижения
игрока
приставными
шагами.
Совершенствование выпадов, хваток,
передвижения. Обучение подачи.
Совершенствование выпадов, хваток,
передвижения. Обучение подачи.
Совершенствование выпадов, хваток,
передвижения. Обучение подачи.
Обучение техники подачи прямым ударом,
совершенствование плоскостей вращения
мяча.
Обучение техники подачи прямым ударом,
совершенствование плоскостей вращения
мяча.
Обучение техники подачи прямым ударом,
совершенствование плоскостей вращения
мяча.
Игра-подача
Обучение подачи «Маятник»
Обучение подачи «Маятник»
Учебная игра с элементами подач.
Обучение
подачи
«Веер»,
Совершенствование
техники
подачи
«Маятник».
Обучение
подачи
«Веер»,
Совершенствование
техники
подачи
«Маятник».
Совершенствование подачи «Маятник»,
«Веер», техника отскока мяча в игре.
Совершенствование подачи «Маятник»,
«Веер», техника отскока мяча в игре.

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

12

13
14
15
16
17

18

19
20

Кол-во
В том числе
часов
теория
практика
1

+

1
1
1
1
1

+
+
+
+
+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1
1
1
1
1

+
+
+
+
+

1

+

1

+

1

+

Учебная игра с изученными элементами.
Обучение техники «срезка» мяча
Обучение техники «срезка» мяча
Совершенствование техники «срезки» в
игре.
25 Совершенствование техники «срезки»
слева, справа. Игра с применением срезки.
26 Совершенствование техники «срезки»
слева, справа. Игра с применением срезки.
27 Совершенствование техники движения
ногами, руками в игре, техника подач.
28 Совершенствование техники движения
ногами, руками в игре, техника подач.
29 Совершенствование техники постановки
руки в игре, расстояние до стола, высота
отскока мяча.
30 Учебная игра с ранее изученными
элементами.
31 Учебная игра с ранее изученными
элементами.
32 Учебная игра с ранее изученными
элементами.
34 Изучение вращения мяча в «накате».
Обучение техники «наката» слева, справа.
35 Совершенствование техники «наката»,
применение в игре.
36 Совершенствование техники «наката»,
применение в игре.
37 Занятия по совершенствованию подач,
срезок, накатов.
38 Занятия по совершенствованию подач,
срезок, накатов.
39 Занятия по совершенствованию подач,
срезок, накатов.
40 Учебная игра по совершенствованию
изученных элементов в игре в теннис.
41-42 Соревнования.
43 Учебная игра по совершенствованию
изученных элементов в игре в теннис.
44 Учебная игра по совершенствованию
изученных элементов в игре в теннис.
45 Изучение техники вращения мяча и
движение руки в элементе «подставка».
21
22
23
24

1
1
1
1

+
+
+
+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1
1

+

+
+

1
1

+
+

1

+

1

+

1
2
1

+
+
+

1

+

1

+

Изучение техники вращения мяча и
движение руки в элементе «подставка».
47 Применение «подставки» в игре.
48 Применение «подставки» в игре.
49-50 Соревнования.
51 Изучение техники выполнения
«подставка» слева
52 Изучение техники выполнения
«подставка» справа
53 Занятия по совершенствованию техники
элемента «подставка» слева, справа.
54 Занятия по совершенствованию техники
элемента «подставка» слева, справа.
55 Изучение техники элемента «подрезка»,
движение руки, ракетки, ног.
56 Изучение техники элемента «подрезка»,
движение руки, ракетки, ног.
57 Применение элемента «подрезка» в игре
58 Применение элемента «подрезка» в игре
59 Совершенствование изученных элементов
в игре
60-61 Соревнования.
62 Изучение технического приёма «свеча».
63 Совершенствование технического приёма
«свеча» в игре.
64 Совершенствование технического приёма
«свеча» в игре.
65 Занятие с применением изучаемым
приёмом «свеча».
66 Учебная игра для совершенствования
учебных элементов.
67-68 Соревнования
46

1

+

1
1
2
1

+
+
+
+

1

+

1

+

1

+

1

+

1

+

1
1
1

+
+
+

2
1
1

+
+
+

1

+

1

+

1

+

2

+

Содержание программы
1.Теоретическая подготовка
Введение.
Знакомство обучающихся с местом занятий, правилами поведения,
техникой
безопасности,
расписаниями
занятий,
гигиеническими
требованиями, краткая характеристика.
Состояние и развитие настольного тенниса в России.
История развития настольного тенниса в мире и нашей стране.
Достижения теннисистов России на мировой арене. Количество
занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий
настольным теннисом и их состояние. Итоги и анализ выступления сборных
национальных, молодежных и юниорских команд по настольному теннису в
соревнованиях различного ранга.
Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных
системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для
жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление
кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения
при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе
энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные
смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания,
регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика.
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим
дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного
спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование
различных видов деятельности. Вредные привычки – курение, употребление
спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
2. Практическая подготовка
Общая физическая подготовка
Цель ОФП – гармоничное развитие всех органов и систем спортсмена,
повышение функциональных возможностей организма. Для всестороннего
физического развития теннисиста используются Общеразвивающие
упражнения; специальные упражнения и дополнительные виды спорта: легкая
атлетика (бег на короткие дистанции, старты, прыжки), конькобежный спорт,
гимнастика и др. все эти физические упражнения включаются в занятия с
учетом подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных качеств
спортсменов. Чтобы теннисисты достигли наивысшего уровня физического
развития и приучились переносить повышенные нагрузки, объем и количество
упражнений постепенно увеличиваются. Под влиянием упражнений
укрепляется и развивается мускулатура, улучшается деятельность сердечнососудистой, центральной нервной и других систем организма.
Особое значение для игрока в настольный теннис имеют специальные
упражнения. Ими надо заниматься систематически.
Физическое развитие и разносторонность его неразрывно связаны с ростом
физиологической нагрузки на организм. Именно в этом сущность метода

тренировок с повышенными нагрузками. Спортсменам младшего возраста
повышенные нагрузки в большинстве случаев противопоказаны. Соблюдение
правильного режима и врачебный контроль особенно необходимы каждому
спортсмену, тренирующемуся с повышенными нагрузками.
Развитие силы
Развивая силу мышц у теннисистов, необходимо учитывать специфику
игры в настольный теннис, требующей ловкости, быстроты и выносливости.
Поэтому излишнее увлечение упражнениями, развивающими силу, может
лишить движения эластичности, притупить остроту чувства мяча. Упражнения
должны быть разнообразными и развивать все группы мышц. Упражнения,
развивающие силу, следует чередовать с упражнениями, способствующими
развитию гибкости, эластичности и координации движений.
Развитие быстроты
Быстрота позволяет теннисисту не только атаковать, не делая лишних
движений, но и увеличивать темп игры. Скорость движений зависит от
гибкости суставов, силы и эластичности мышц, подвижности нервных центров
спортсмена, а также его выносливости, совершенства спортивной техники и,
наконец, волевых качеств.
Для повышения быстроты исключительное значение имеет целесообразность
и рациональность движений. Этому наилучшим образом содействуют старты,
броски, бег с ускорением, а также игра в баскетбол и специальные
упражнения.
Развивая быстроту движения, одновременно следует воспитывать мгновенную
реакцию на зрительные восприятия, применяя упражнения, в которых сигналы
подаются не звуком, а различными движениями. Теннисист привыкнет не
только воспринимать сигнал, но и решать поставленные задачи буквально в
десятые доли секунды, действуя сознательно и быстро. Качество быстроты
легче всего воспитывается в молодом возрасте, а затем сохраняется только
регулярной тренировкой.
Развитие гибкости
Гибкость развивается с помощью упражнений на растягивание, маховых
движений, специальных гимнастических упражнений для плеча, локтя, кисти
и пальцев. Выполнять их следует очень осторожно, так как чрезмерная
нагрузка может привести к повреждению мышц и связок.
Гибкость развивается медленно, постепенно. Сохранение этого качества
на должном уровне требует регулярной тренировки.
Развитие выносливости
Значение выносливости в настольном теннисе огромно. На основе общей
выносливости развивается специальная выносливость, без которой
невозможно добиться высоких спортивных результатов.
Большое значение имеет, и умение спортсмена соразмерять свои
мышечные усилия и расслаблять мышцы после удара. Это предохранит
мышцы от быстрого утомления.
Общая выносливость лучше всего развивается посредством длительной,
но умеренной работы, дающей постепенно возрастающую нагрузку на сердце

и легкие. При этом важно следить за рациональным дыханием. Очень полезны
упражнения со скакалками, спортивная ходьба, кроссовый бег, ходьба на
лыжах, игра в баскетбол, систематические повторные пробежки, специальные
упражнения, а также тренировки у стола и участие в соревнованиях.
Развитие ловкости
Ловкость-это умение легко, быстро и эффективно совершать самые
разнообразные движения, пользуясь арсеналом технических приемов и
способов игры. Теннисист должен свободно владеть своим телом, чтобы
выполнять серии ударов из разных положений на большом расстоянии от
стола, делать быстрые броски на укороченные мячи, иногда преодолевая
расстояние 4-5м, и, отражая мяч, посылать его в наиболее уязвимое место
противника. Этот поток сложных технических приемов игры требует
экономных, ловких движений.
Специальная физическая подготовка
Спортсмен высокого класса в современном настольном теннисе должен
обладать высоким уровнем развития специальных физических качеств
(быстрота реакции, чувство мяча, быстрота ударных движений, быстрота
передвижений).
Творческое использование упражнений, перечисленных в блоках,
позволяет создавать бесчисленное множество тренировочных упражнений.
Исходная игровая стойка. Хватка. Жонглирование. Попадание в мишени
на стене. Основы техники откидки слева, подача слева откидкой. Простейшие
виды передвижений в левой стойке при откидке слева. Основы техники наката
справа. Быстрая подача накатом справа. Простейшие виды поворотов.
Сочетание откидки слева и наката справа. Основы техники наката слева.
Быстрая подача накатов слева. Простейшие виды передвижений в левой
стойке при накатах слева. Сочетание накатов и откидок слева. Сочетание
накатов и откидок справа. Повороты при ударах накатами слева и справа.
Жонглирование двумя мячами для тенниса и двумя руками. Вращение
волейбольного мяча на кончике пальца. Зеркальное выполнение упражнений,
показываемых педагогом. Вращение руками в разных для каждой руки
направлениях. Вращение руками (диаметры кругов разные). Ассиметричные
движения по команде. Удары в игре у стола по коротким мячам. Удары в игре
у стола по высоким мячам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».