Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности ОФП «Если хочешь быть здоров» для детей 8-11 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Если хочешь быть здоров» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 4. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 9. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 10. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2015 № 75-од. Подвижные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Программа «Если хочешь быть здоров» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся т.к. игра основной вид деятельности младшего школьника, основы здорового образа жизни воспитываются и усваиваются непосредственно через игру. Посредством игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, подвижные и спортивные игры имеют огромное значение для духовнонравственного, эстетического, семейного воспитания. Актуальность программы: программа направлена на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня физической подготовленности. Цель программы: сформировать у младших школьников 1-4 классов мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры. Задачи: -сформировать у младших школьников начальное представление о здоровом образе жизни, культуре движений; -выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх; -учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья; -развивать умения ориентироваться в пространстве; -развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь; -создавать условия для проявления чувства коллективизма; - развивать активность и самостоятельность; -обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях. При проведении занятий можно выделить два направления: • оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; • повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы. «Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическимиупражнениямив спортивных залах и на открытом воздухе, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность. Программа относится к спортивно-оздоровительному направлению, рассчитана на 34 часа в год, 1 часа в неделю, предназначена для обучающихся 3-4 класса. Основная форма работы: групповая. 1. Планируемые результаты. Личностные результаты: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных играх и нестандартных ситуациях; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы в процессе игры. Метапредметные результат: • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; • общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе игры на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; • организовывать самостоятельную игровую деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планировать собственную игровую деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; • управлять эмоциями в процессе игры со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты: • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 2. Содержание. 1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (1 ч.) Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Форма проведения: комментированная презентация. Виды деятельности: познавательная, аналитическая. 2. Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).0 Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. Форма проведения: практикум. Виды деятельности: познавательная, коммуникативная. 3. Игры для формирования правильной осанки (2ч): «Игра белок», «Разведчики», « « Щенок» 4. Подвижные игры с мячом (8 ч.) «Пионербол»(Правила игры, развитие основных навыков владения мячом). «Перестрелка» (Правила игры, развитие основных навыков быстрого перемещения по площадке). «Братишка спаси» (Правила игры, основы перемещения, индивидуальные соревнования). Форма организации: подвижные командные игры. Виды деятельности: физическая разминка, знакомство с содержанием игр, с правилами и техникой безопасности игр, разучивание игр, освоение отдельных элементов игр, участие в играх, поиск решения задач игр в команде, взаимодействие с другими участниками команды. 5. Игровые упражнения (6 ч.) «По мостику» (Перебраться с одной стороны площадки на другую по линиям разметки). «Через ручеёк» (Правила передвижения через канат). «Бросок в цель» (Сбивание волейбольного мяча теннисными). «Боулинг» (Перекатывание мячей с одной стороны площадки на другую). Форма проведения: занятие тренировочное. Виды деятельности: упражнения на развитие координационных способностей, упражнения на восстановление. 6 Занимательные игры (13 ч.) 6.1 Игры на развитие внимания: «Часы пробили», «Разведчики», «Лиса и зайцы», «Попади мячом», «Запрещенное движение», «Огонек», «Манеж», «Шумелка». 6.2 Игры на координацию движений: «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга», «Игра с мячом», «Гонки крокодилов», «Вьюны», «Домашние хлопоты», «5+5», «Ловушка» и т.д. 6.3 Игры на развитие ловкости: «Попади в мишень», «Зевака», «Квач», «Падающая палка», «Заяц без логова», «Сантики - Сантики-Лим-По-По», «Гуси», «Горелка», «У медведя во бору», «Рыбаки и рыбки» и т.д. 6.4 Игры с метанием мяча: « Игра метко в цель», «Салки с большими мячами» 6.5 Игры с лазанием и перелезанием: « Очистить свой сад от камней», « Самый координированный», 6.6 Игры на развитие скоростных качеств: «» Кто быстрее?». «Сумей догнать», «Быстроногий заяц», « Лягушки в болоте» Форма организации: подвижные командные игры. Виды деятельности: физическая разминка, знакомство с содержанием игр, с правилами и техникой безопасности игр, разучивание игр, освоение отдельных элементов игр, участие в играх, поиск решения задач игр в команде, взаимодействие с другими участниками команды. 6.7Сюжетные игры: «У медведя во бору»,»Зайцы в огороде», « Кошки- мышки». «Пчелки и ласточки». 7 Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр» (2 ч.) Формы организации: творческая мастерская Виды деятельности: разработка плана и сценария праздника, подготовка инвентаря, распределение ролей мастеров игры, освоение действий соответственно своей роли. 8 Итоговое занятие (2 ч.) Выпуск газеты «Играйте вместе с нами» (подведение итогов). Форма организации: фотопроект, финальная игра 3. № п/п 1 2 Тематическое планирование. Темы Кол-во часов Формирование системы элементарных 1 знаний о ЗОЖ. Техника безопасности на игровых занятиях Правила игр, соревнований, места На всех занятий, инвентарь занятиях Теория 1 На всех Практи ка занятиях 3 Игры для формирования осанки 2 4 Подвижные игры с мячом 8 5 Игровые упражнения 6 6 Занимательные игры 13 9 Спортивный праздник 2 Итоговые занятия. Выпуск газеты «Играйте вместе с нами». Финальная игра ИТОГО 10 На всех занятиях На всех занятиях На всех занятиях На всех занятиях На всех занятиях 2 34 2 8 6 13 2 2 На всех занятиях 33 4. № п/ п Календарно-тематическое планирование. Тема занятия Количество Дата часов теория практи ка Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (3 ч.) 1 Вводный инструктаж по 1 технике безопасности. Значение ЗОЖ. 2 Правила игр, соревнований, На всех На всех места занятий, инвентарь занятиях занятиях 3 Игры для формирования 1 1 осанки:» Игра белок», « Разведчики», « Щенок». 4 Игры для формирования 1 1 осанки: « Салки со стопами», « Снип-Снап» Подвижные игры с мячом (14 ч.) 5 «Пионербол»(Правила игры, 2 2 развитие основных навыков владения мячом). 6 «Перестрелка» (Правила игры, 2 2 развитие основных навыков быстрого перемещения по площадке). 7 «Братишка спаси» (Правила 2 2 игры, основы перемещения, индивидуальные соревнования). 8 « Поймай и передай» ( Правила 2 2 игры., игровые движения 9 «По мостику» (Перебраться с 2 2 одной стороны площадки на другую по линиям разметки). 10 «Через ручеёк» (Правила 2 2 передвижения через канат). 11 «Бросок в цель» (Сбивание 1 1 волейбольного мяча теннисными). 12 «Боулинг» (Перекатывание 1 1 мячей с одной стороны площадки на другую). Занимательные игры (13 ч.) 13 Игры на развитие 1 1 внимания:«Часы пробили», Коррек ция даты «Разведчики». Игры на координацию 1 1 движений: «Лиса и зайцы», «Попади мячом» 15 Игры на развитие ловкости: 1 1 «Попади мячом», «Запрещенное движение». 16 Игры с метанием мяча: 1 1 «Запрещенное движение», «Огонек» 17 Игры с лазанием и 1 1 перелезанием: « Самый координированный», «Очистить свой сад от камней», « Кто быстрее?» 18 Игры на развитие скоростных 1 1 качеств: «Сумей догнать». « Бездомный заяц» 19 Сюжетные игры: « У медведя 1 1 во бору». «Зайцы в огороде», «Кошки- мышки» 20 Игры народов мира: « 2 2 Пожарная лошадь», « Лев и коза», « Найди платок». 21 Эстафеты: 1 Со спортивными 4 4 снарядами, 2 с мячом., 3 комбинированные, 4 круговые Спортивный праздник «Фестиваль подвижных игр» (2 ч.) 22 Разработка плана и сценария 1 1 праздника 23 Спортивный праздник 1 1 «Фестиваль подвижных игр» Итоговое занятие(2 ч.) 24 Итоговые занятия. Выпуск 2 2 газеты «Играйте вместе с нами». Финальная игра ИТОГО 34 33 14