Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Дружина юных пожарных» для детей 11-15 лет Срок реализации: 1 год 2024г. 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дружина юных пожарных» составлена и разработана в соответствии с нормативными документами: -Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; -Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; -Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом от 08.06.2015 № 75од. Направленность программы - социально-гуманитарная. Актуальность. В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности. Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма. Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов: - гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей; - непрерывность образования и воспитания; - воспитывающего обучения; - приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и 3 психофизиологических личностных особенностей; - обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения. Новизна программы заключается в возможности учащихся общаться с сотрудниками МЧС, принимать участие в городских конкурсах, беседовать, проводить конкурсы рисунков, сочинений, разбирать проблемные ситуации, организовывать выступления агитбригад, что производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. Адресат программы. Данная программа рассчитана на возраст учащихся 11-15 лет. Учебная группа формируется из учащихся предпочтительно одной возрастной группы, но возможен разновозрастной состав. Рекомендуемое количество детей в группе до 20 человек. Режим занятий и срок освоения. Программа рассчитана на 1 учебный год. Количество часов в неделю-1ч., в год 34 ч. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер-классы, экскурсии, тематические и игровые работы, тематические занятия, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, заучивание стихов и песен, просмотр видеофильмов, выступления агитбригады, различные виды игр, конкурсы, эстафеты, диалоги, беседы, диспуты, тренинги, письменные творческие задания, соревнования. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средних специальных учебных заведениях МЧС России. Задачи программы: Обучающие: - дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; - дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; - приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. Воспитательные: - воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; - воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. Развивающие: - развитие детского технического творчества, - развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; - развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. 4 Содержание программы Учебный план № тема урока кол-во часов тип урока 1 Вводное занятие. 1 Урок изучение нового и первичное закрепление 2 Цели и задачи пожарной охраны. 1 Урок изучение нового и первичное закрепление 3 Причины пожаров в жилом доме. 1 Комбинированный 4 Огнеопасные вещества. 1 Урок развитие творческих умений 5 Спички - детям не игрушка. 1 Комбинированный 6 Действия при возникновении пожара. 1 Комбинированный 7-8 Противопожарная безопасность в школе. 2 Комбинированный 9-10 Эвакуация при пожаре из здания школы. 2 Комбинированный Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Выступления: Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. Рисунки на тему «Огонь не игра». Рисунок. Выступления (доклад): Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения. Лекция (беседа): Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных 5 Как попасть на службу в МЧС. Первичные средства пожаротушения. 2 14 Правила пользования первичными средствами пожаротушения. 1 Урок изучение нового и первичное закрепление 15-16 Изготовление памяток по пожарной безопасности в новогодние праздники. 2 Комбинированный 18-19 Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. 2 Комбинированный 20-21 Виды и назначение огнетушителей. 2 Комбинированный 22-23 Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре Викторина «Знаешь ли ты?» Экскурсия в пожарную часть. 2 Комбинированный 1 Контроль знаний 2 Комбинированный 11-12 13 24 25-26 1 Урок развитие творческих умений Урок изучение нового и первичное закрепление мастерских, на детских праздниках и утренниках. Знакомство с биографиями героев-спасателей. Беседа: Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Выступления (докладчиков): Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Противопожарные водопроводы. Пожарный водоем. Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Правила пользования пиротехников. Правильное изготовление новогодних костюмов и украшение ёлки. Выступление (доклад): Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации. Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Выступление (доклад): Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. Игра на противопожарную тему. Беседа (рассказ): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. 6 27 Катастрофические 1 пожары на территории РТ. Комбинированный 28 Знаки пожарной безопасности. 1 39-30 Пожарноприкладной вид спорта. 2 Урок изучение нового и первичное закрепление Комбинированный 31 Противопожарная профилактика. 1 Комбинированный 32 Выступление агитбригады Игра – викторина. Контрольные зачеты. 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Контроль знаний 33 34 Беседа (рассказ):Хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в свердловской области. ЧС в нашем населенном пункте. Выступление (доклад): Знаки для использования на путях эвакуации. Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками. Выступление агитбригады Игра на противопожарную тему. Выступление (беседа): Противопожарная профилактика в летнее время. 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1.Правила движения - закон улиц и дорог. История детского объединения юных инспекторов движения. Теоретическое занятие. История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГИБДД - надежные друзья. Знакомство с положением об отрядах ЮИД, программой «Безопасное колесо». Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни). Оформление уголка по безопасности дорожного движения. Практическое занятие. Оформление уголка по безопасности дорожного движения. 2.История правил дорожного движения. История и развитие Правил дорожного движения. Теоретические занятия. История и развитие Правил дорожного движения. Информация: о первом светофоре; об автотранспорте - легковом, грузовом, общественном; о велосипеде в России; о первых дорожных знаках, жезлах, разметке. Практические занятия. Изготовление макетов светофора, автомобиля, знака. Правила дорожного движения. Общие положения. Теоретические занятия. Общие положения правил дорожного движения. Практические занятия. Оформление собранной информации в дневник отряда. 3.Изучение правил дорожного движения. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Теоретические занятия. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. С помощью схем и зарисовок организовать беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом. Возможно привлечение сотрудников ГИБДД. Правила дорожного движения для пешеходов. Теоретические занятия. Обязанности пешеходов. Правостороннее движение. Правила перехода дороги. Места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. В рабочей тетради отряда красочно оформить места перехода проезжей части дороги, схемы остановочного и тормозного путей автомобиля. Правила дорожного движения для пассажиров. Теоретические занятия. Обязанности пассажиров. Виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки. Правила поведения в салоне транспорта. Перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Практические занятия. Решение задач, карточек по ПДД. Правила дорожного движения для велосипедистов. Теоретические занятия. ПДД для велосипедистов: техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Практические занятия. Решение задач по ПДД с использованием карточек. 4.Дорожные знаки. Дорожные знаки и их группы. 8 Теоретические занятия. Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков. Практические занятия. Изготовление макетов дорожных знаков. Средства регулирования дорожного движения. Теоретические занятия. Средства регулирования дорожного движения. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. Места установки дорожных знаков. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Практические занятия. Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Решение задач по ПДД с использованием карточек. Экскурсии по улицам города. Практические занятия. Наблюдение работы светофора. Оценка дорожной ситуации на перекрестке, предвидение скрытой опасности. Оценивание скорости и направления движения машин. 5.Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. Основные требования при оказании первой медицинской помощи при ДТП. Теоретические занятия. Основные требования при оказании первой медицинской помощи при ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Переломы, их виды. Практические занятия. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Оказание первой помощи пострадавшему. Теоретические занятия. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего. Практические занятия. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания. 6.Фигурное вождение велосипеда. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Теоретические занятия. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Практические занятия. Составление памятки «Юному велосипедисту». Правила движения велосипедистов. Теоретические занятия. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Практические занятия. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде. Практические занятия. Фигурное вождение велосипеда. Препятствия (прохождение трассы). 7.Массовые мероприятия. Подготовка выступления агитбригады. 9 Практические занятия. Встречи с сотрудниками ГИБДД. Подготовка выступления агитбригады. Составление сценария мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Муниципальное соревнование «Безопасное колесо». Практические занятия. Подготовка и участие во встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением. Визитная карточка отряда. Выступление команды на полосе. Итоговое занятие. Практическое занятие. Выступление агитбригады. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА После изучения программы учащиеся должны: знать: 1.Основные причины пожаров в жилом доме. 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 4. Правила пожарной безопасности в общественных местах. 5. Виды травм, полученных при пожаре. 6. Знаки пожарной безопасности. уметь: 1. Пользоваться спичками. 2. Эвакуироваться из здания школы. 3. Пользоваться всеми видами огнетушителей. 4.Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. 5. Освоить навыки агитационной деятельности. В результате обучения учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность. Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. 4. Овладевать технологией проблемного диалога на этапе изучения нового материала. 5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: 10 1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 2. Слушать и понимать речь других. 3. Уметь договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Личностные результаты подразумевают формирование следующих умений: 1.Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 3. Расширение сферы интересов подростков по направлениям, которые в будущем могут стать их профессией. Предметные результаты. Учащиеся знают: - Основные виды пожаров. Службы противопожарной защиты населения. - Правила пожарной безопасности. - Сигналы тревоги. Метапредметные результаты. - Характеризовать слова «опасность», «опасный», ориентироваться в окружающей среде, - Объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный». - Выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них. - Объяснять значение противопожарных правил. - Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (пожарный, пострадавший), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. - Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. - Выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1.Календарный учебный график определяется в соответствии с календарным графиком школы на текущий учебный год. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.2.1. Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет, мультимедийный проектор, компьютер, специальный инвентарь, набор дорожных знаков, макеты, интерактивная доска. 2.2.2.Информационное обеспечение: Рабочая программа, презентации, тематические карточки, обучающие карточки, раздаточный материал «Правила поведения при пожаре», Тренировочные билеты по ППБ. Аптечка для оказания первой медицинской помощи. 2.2.3 Кадровое обеспечение программы Педагог с профессиональным педагогическим образованием, без требования к категории. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ Обучение по данной программе реализуется посредством расширения и закрепления знаний по пожарной безопасности. Формой аттестации и контроля являются: 11 - Входное тестирование: проверка теоретических знаний и практических навыков. - Промежуточный контроль: проверка практических навыков, полученных в ходе освоения Программы (интернет-тестирование, зачет, выступления агитбригады ДЮП, участие в различных конкурсах по ППБ (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет). - Итоговая аттестация: игра по Правилам пожарной безопасности, выступление агитбригады. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценочные и методические материалы для промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля освоения курса «Дружина юных пожарных» используются как готовые, стандартные, так и могут быть разработаны педагогом самостоятельно. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ - Особенности организации образовательного процесса: очная форма обучения. - Методы обучения: Словесные - рассказ, объяснение, беседа. Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов. Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил пожарной безопасности, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. - Дидактические материалы: В образовательном процессе используются «Правила пожарной безопасности РФ», плакаты, тематические задачи, раздаточные материалы. - Форма организации образовательного процесса и занятий: Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимание пропаганде знаний ППБ и профилактике детского травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, выпуск стенгазет, встреча с работниками МЧС, конкурс, викторина, игра. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция). 2. Бубнов В.Г.Основы медицинских знаний. - Москва, 2000. 3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: учебно-методическое пособие. - Хабаровск, 2008. 4. Бубнов Н.В. Атлас добровольного спасателя. - Москва, 2004. 5. Юрмин Г.А. Светофор: рассказы, стихи, сказки, очерки. - Москва, 1976. 6. Извекова Н.А. Штаб «Светофор». - Москва, 1984. 7. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком.- Москва, 2007. 8. Шевченко А. Автоазбука в стихах. - С-Петербург, 2011. 9. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения с примерами и комментариями. - СПетербург, 2016. 10. Громоковский Г.Б., Бачманов С.Г. Экзаменационные билеты с комментариями. Москва, 2015. Цифровые ресурсы: Интернет ресурсы: http://cartechnic.ru/pdd-сайтПДД и тесты онлайн 12 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaia-rabota/pravila-bezopasnogo-povedeniia-na-doroge/istoriiapoiavlenija-pravil-dorozhnogo-dvizhenija-istorija-svetofora.html-история появления правил дорожного движения. История светофора. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaia-rabota/pravila-bezopasnogo-povedeniia-na-doroge/uchastnikidorozhnogo-dvizheniia-zachem-nuzhny-pravila-dorozhnogo-dvizheniia.html-участники дорожного движения. Зачем нужны правила дорожного движения?. http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnava-shkola/testvi-po-pdd-dlva-shkolnikov-sotvetami.html -тесты и викторины по пдд для школьников онлайн. http://pdd-test-online.ru/pdd-online/wdiuki.html -тесты по ПДД для школьников. Правила дорожного движения для школьников. http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?p=62647 –правила дорожного движения для школьников. https://www.voutube.com/watch?v=DpdigcirhE-видео-уроки по БДД для школьников. http://ppt4web.ru/okruzhaiushhiii-mir/pravila-dorozhnogo-dvizheniia-dlia-shkolnikov.html презентации по ПДД для школьников. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-1179058.htmlконспекты уроков по ПДД. http://www.videouroki-onlain.com/2013/10/blog-post5634.html - полный курс ПДД (видеоуроки). http://festival.1september.ru/ - сайт для учителей. http://nsportal.ru/- сайт для учителей. https://infourok.ru/-сайт для учителей. Список литературы для учащихся 1. Князева Р.А.100 задач по ПДД.-М.:Педагогика,1997. 2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь: Приложение к учебно-методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника», под ред. В.А. Федорова. -М.: Третий Рим, 2004. 3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины.-М.:Просвещение,1998. Тесты-онлайн https://www.potehechas.ru/tests/pddtest10.shtml http://www.pdddinspektor.narod.ru/files/pdd.htm3.https://solncesvet.ru/olimpiada/popdd/Викторины-онлайн https://dropi.ru/posts/viktorina-na-znanie-pravil-dorozhnogo-dvizheniyadlva-detei https://solncesvet.ru/olimpiada/po-pdd/