Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школьный театр» для детей 11-15 лет (5-9 классы) Пояснительная записка Рабочая программа курса «Школьный театр» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». 4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы». 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». 9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом Управления образования Нижнесергинского муниципального района от 08.06.2015 № 75-од. В основе рабочей программы лежит пособие: Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020. Программа носит художественную направленность и рассчитана на учащихся средних и старших классов. Срок реализации: 68 часов (2 часа в неделю) В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают у детей. Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности, уверенность в себе, творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для адаптации в социуме. Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в игровой форме. Дети, оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого общения; импровизации; умению фантазировать, перевоплощаться; не бояться публичных выступлений; смеяться над собой; сочувствовать, помогать. Творческие уроки развивают речь, улучшают дикцию, расширяют кругозор, словарный запас, развивают память ребёнка. Самое главное: навыки эти помогают проявить свою индивидуальность, стать личностью, выбрать для себя лучшее направление во взрослой жизни. Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства. Задачи: -формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению, познанию и творчеству; - развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами; -формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через проигрывание социальных ролей и ситуаций; -обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре; -приобщать подростков к театральному искусству. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: - идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству; - проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны; - различие основные нравственно-этических понятий; - соотнесение поступков с моральной нормой; - оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); -оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики; - мотивация своих действий; - готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, -проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др. положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; - оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач; - применение правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; - уважение мнения другого человека; - проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Метапредметные результаты В сфере регулятивных универсальных учебных действий: - удерживание цели деятельности до получения ее результата; - планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий); - оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»); - корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения; - анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности; - оценивание результатов деятельности (чужой, своей); - оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, установление их причины. Познавательные универсальные учебные действия: - умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя; - понимание и применение полученной информации при выполнении заданий; - проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по ролям В сфере коммуникативных универсальных учебных действий: - включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности; - работа в группе, учет мнения партнёров; - обращение за помощью; - формулировка своих затруднений; - предложение помощи и сотрудничества; - умение слушать собеседника; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - осуществление взаимного контроля; - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; - составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; - уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать; - работать в группе, в коллективе; - выступать перед публикой, зрителями. Обучающиеся научатся: - владеть комплексом артикуляционной гимнастики; - действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; - произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; - произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; - произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; - читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; - подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Обучающие получат возможность научиться: - осваивать первичных представлений о театре и его истории, владеть театральной терминологией; - приобретать начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства; - приобретать первоначальное умение превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета; - навыкам работы в группе, общению друг с другом, выстраиванию партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и взаимопонимании; - развитию своих наблюдательных и познавательных способностей, эмоциональности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, образного мышления, чувства ритма; - овладению начальным опытом самостоятельной творческой деятельности. № Темы курса 1 Вводное занятие 2 История театра. Театр как вид искусства Как зрителю вести себя в театре 3 Содержание курса Содержание Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение Знакомство с понятием театр. История театра. Знакомство с театральными профессиями. Театральными жанрами. Ознакомление с понятиями: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «бис». Знакомство с этикой поведения в театре. Кол-во часов 1 1 2 4 Как создаётся спектакль 5 Просмотр театральной постановки (спектакля) и ее обсуждение Актерская грамота, сценическое искусство 6 7 Художественное чтение 8 Сценическое движение. Экспромт театр 9 10 11 Проигрывание этюда» Как надо вести себя в театре» Знакомить с театральными профессиями. 2 Организовывать беседу об отличиях театра от других видов искусства. Обсуждаем основные отличия театра от других видов искусства. Составление рассказ «мой любимый актёр» Просмотр профессионального спектакля. 4 Обсуждение. На занятиях в игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии, разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Овладение навыками пантомимы. Этюдное оправдание словесных действий Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Знакомство с законами художественного чтения. Основами сценической лепки фразы. Чтение вслух литературных произведений Работа над пластикой. Разучивание простейших танцевальных движений Учимся импровизации на экспромт постановках Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора. Определение жанра. Чтение пьесы Репетиционный период. Работа над пьесой, инсценировкой: чтение сценария, распределение ролей, репетиции, работа над костюмами и декорациями Выступление на Учимся держаться на сцене, овладеваем школьных профессией актёра театра. 3 4 2 2 4 4 12 13 14 15 16 17 Новогодних праздниках для учащихся начальных классов. Мастерская художника. Театральные профессии Знакомство с профессией бутафора. Изготовление бутафории к спектаклю. Знакомство с профессией театрального художника. Изготовление декорации к спектаклю. Дорисовываем вторую половинку картины. Делаем афишу и Знакомить с правилами изготовления программку афиши и программки. Организовывать творческую работу учащихся Роль декораций в Знакомство с профессией декоратора. постановке спектакля Выполняем эскиз декорации. Образ актера на Выполнение эскиза костюмов героев. сцене. Как костюм Знакомство с назначением театральных влияет на отношение масок. Подготовка костюмов для к персонажу. спектакля Дикция – вежливость Артикуляционная гимнастика, актёра выполнение упражнений на дыхание, дикцию, подачу звука, всестороннее развитие голосового аппарата. Тренировка сложных звукосочетаний, скороговорки. Подбор, сочинение и отработка текстов, направленных на выправление индивидуальных недостатков речи. Наблюдение Решение практических задач, упражнений (Наблюдение – на внимание, наблюдательность. Навыки основа осознанного наблюдения за окружающим перевоплощения) миром, животными, людьми. Импровизации – имитации поведения животных и птиц, людей разного возраста, профессии, характерных сказочных персонажей. Обсуждение, анализ достоверности, правдивости (похоже – не похоже, перевоплощается – кривляется). Актёрские задания на точность и вариативность повторения: «повтори», 2 2 2 1 2 2 18 «Если бы…, как будто…» 19 Предлагаемые обстоятельства 20 Актёрский этюд. Поведение, действия актёра – главное выразительное средство театра. 21 Голос – инструмент актёра 22 Речевая орфоэпия 23 Поэтическая речь «дополни», «отличись». Трансформация физических действий с учётом меняющихся условий (рисовать так, как будто болит рука, ломается карандаш, ветер сдувает листок бумаги и т.д.) Обыгрывание обстоятельств места, времени, логики поведения (откуда и зачем пришёл, куда направляюсь, чего хочу, что мешает). Импровизации в предложенных обстоятельствах. Придумывание историй, показ «по правде». Поиск убедительного жеста, мимики, взгляда, интонации. Событие на сцене как актёрская задача, требующая определенной логики поведения. Анализ, обсуждение того, «что» и «как» играет актёр. Осознание самого себя «в двух лицах»: актёр – и «материал», и «мастер» в одном лице. Упражнения на развитие осознанного внимания к темпу, громкости, тембру речи, интонации. Упражнения, направленные на развитие ровности, плавности, гибкости, выносливости голоса. Поиск звукового посыла, полётности звучания. Тренировка тихого звучания – театрального шёпота. Освоение культуры сценической речи. Практические упражнения на основе правил произнесения гласных и согласных, ударений, пауз и т.д.. Слушание, сравнение и анализ с точки зрения орфоэпии разных вариантов произнесения одного и того же слова, фразы. Выработка установки на внимание к качеству собственной устной речи и речи окружающих. Выразительное чтение стихотворений. Самостоятельный поиск темпа, ритма, тембра, интонации. 2 2 2 2 2 2 24 25 26 27 28 29 Чувство партнёра Упражнения на органичное сосуществование на сцене вдвоём, втроём; развитие воображения, скорости реакции, навыка совместной слаженной работы. Отработка вариантов: одновременное действие и действие друг с другом. Импровизации, «досочинение своей роли» в логике, заданной другим человеком. Бытовые сценки и коммуникативные ситуации («гость и хозяин», «в магазине», «в музее», «в автобусе» и т.д.) Сценическое Поиск и тренировка согласованности, общение контакта с партнёром по сцене. Тактика взаимодействия в пространстве, речевой интонации, мимике и жестах. Пристройка сверху, пристройка снизу. Умение видеть, слышать, понимать, предугадывать действия партнера. Музыкальное Знакомство с ролью музыки в спектакле. сопровождение. Звук Знакомство с понятиями «фонограмма» и и шумы «живая музыка». Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах Репетиционный Постановки по выбранным период. произведениям. Осваиваем сценическое Работа над пьесой, пространство. Овладеваем навыком инсценировкой: взаимодействия, сопереживания и чтение сценария, сочувствие. Осваиваем навыки художника, распределение ролей, реквизитора, костюмера. репетиции, работа над костюмами и декорациями. Постановка Постановка спектакля на сцене школы по спектакля. выбранному произведению. Поездка в Театр Просмотр профессионального спектакля. музыкальной Обсуждение. комедии г. Екатеринбурга 2 2 2 4 2 1 2 3-4 5-6 7-9 10 11-13 14-17 18-19 20-21 22-23 24-27 28-31 32-33 34-35 36-37 38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-64 65-66 Календарно- тематическое планирование Темы курса Дата проведения Вводное занятие История театра. Театр как вид искусства Как зрителю вести себя в театре Как создаётся спектакль Просмотр спектакля. Обсуждение просмотренного спектакля Актерская грамота, сценическое искусство Художественное чтение Сценическое движение. Экспромт театр Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году (чтение сценария, распределение ролей) Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году (репетиции, работа над костюмами и декорациями). Выступление на школьных Новогодних праздниках для учащихся начальных классов. Мастерская художника. Театральные профессии Делаем афишу и программку Роль декораций в постановке спектакля Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу. Дикция – вежливость актёра Наблюдение (Наблюдение – основа перевоплощения) «Если бы…, как будто…» Предлагаемые обстоятельства Актёрский этюд. Поведение, действия актёра – главное выразительное средство театра. Голос – инструмент актёра Речевая орфоэпия Поэтическая речь Чувство партнёра Сценическое общение Музыкальное сопровождение. Звук и шумы Репетиционный период. Постановки по сказкам и инсценировкам рассказов Постановка спектакля, выступление перед учащимися начальной школы. 67-68 Поездка в Театр Екатеринбурга музыкальной комедии г.