Школьный театр 5-9 классы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школьный театр»
для детей 11-15 лет
(5-9 классы)

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Школьный театр» разработана в соответствии с
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 231 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
5. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования».
7. Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
9. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
11. Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О
направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности».
12. Устав МКОУ СОШ № 2 г. Нижние Серги, утвержденный приказом
Управления образования Нижнесергинского муниципального района от
08.06.2015 № 75-од.
В основе рабочей программы лежит пособие: Гиппиус С. В. Полный курс
актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
Программа носит художественную направленность и рассчитана на учащихся
средних и старших классов.
Срок реализации: 68 часов (2 часа в неделю)
В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают у детей.
Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности, уверенность в себе,
творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для адаптации в социуме.

Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в игровой форме. Дети,
оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого общения; импровизации;
умению фантазировать, перевоплощаться; не бояться публичных выступлений;
смеяться над собой; сочувствовать, помогать. Творческие уроки развивают речь,
улучшают дикцию, расширяют кругозор, словарный запас, развивают память
ребёнка. Самое главное: навыки эти помогают проявить свою индивидуальность,
стать личностью, выбрать для себя лучшее направление во взрослой жизни.
Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого
потенциала подростков средствами театрального искусства.
Задачи:
-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию,
способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе
мотивации к обучению, познанию и творчеству;
- развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению
выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами;
-формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной
индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через
проигрывание социальных ролей и ситуаций;
-обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре;
-приобщать подростков к театральному искусству.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
- различие основные нравственно-этических понятий;
- соотнесение поступков с моральной нормой;
- оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил
правильно и др.);
-оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- мотивация своих действий;
- готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
-проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия,
внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др.
положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание,
удивление, желание больше узнать;
- оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений,
самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач;
- применение правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;

- уважение мнения другого человека;
- проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к
собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- удерживание цели деятельности до получения ее результата;
- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности
необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно,
ложно, истинно, существенно, несущественно»);
- корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения;
- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной)
деятельности;
- оценивание результатов деятельности (чужой, своей);
- оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на
вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, установление их
причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;
- проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по
ролям
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и
активности;
- работа в группе, учет мнения партнёров;
- обращение за помощью;
- формулировка своих затруднений;
- предложение помощи и сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- осуществление взаимного контроля;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с
требованиями речевого этикета;
- составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику
повествования, приводят убедительные доказательства;

- уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект,
импровизировать;
- работать в группе, в коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями.
Обучающиеся научатся:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными
героями.
Обучающие получат возможность научиться:
- осваивать первичных представлений о театре и его истории, владеть театральной
терминологией;
- приобретать начальное умение фиксировать и осмыслять особенности
поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
- приобретать первоначальное умение превращать своё поведение в поведение
другого человека, животного, предмета;
- навыкам работы в группе, общению друг с другом, выстраиванию партнерских
отношений, основанных на взаимном уважении и взаимопонимании;
- развитию своих наблюдательных и познавательных способностей,
эмоциональности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти,
образного мышления, чувства ритма;
- овладению начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.

№

Темы курса

1

Вводное занятие

2

История театра.
Театр как вид
искусства
Как зрителю вести
себя в театре

3

Содержание курса
Содержание
Организационные вопросы. Инструктаж
по технике безопасности. Игры на
сплочение
Знакомство с понятием театр. История
театра. Знакомство с театральными
профессиями. Театральными жанрами.
Ознакомление с понятиями: «антракт»,
«авансцена», «инсценировка», «бис».
Знакомство с этикой поведения в театре.

Кол-во
часов
1

1

2

4

Как создаётся
спектакль

5

Просмотр
театральной
постановки
(спектакля) и ее
обсуждение
Актерская грамота,
сценическое
искусство

6

7

Художественное
чтение

8

Сценическое
движение.
Экспромт театр

9
10

11

Проигрывание этюда» Как надо вести себя
в театре»
Знакомить с театральными профессиями.
2
Организовывать беседу об отличиях
театра от других видов искусства.
Обсуждаем основные отличия театра от
других видов искусства. Составление
рассказ «мой любимый актёр»
Просмотр профессионального спектакля.
4
Обсуждение.

На занятиях в игровой форме идет работа
на развитие внимания, воображения и
фантазии, разыгрываются этюды на
взаимодействие с партнером. Овладение
навыками пантомимы. Этюдное
оправдание словесных действий
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа с дикцией на скороговорках и
чистоговорках. Знакомство с законами
художественного чтения. Основами
сценической лепки фразы. Чтение вслух
литературных произведений
Работа над пластикой. Разучивание
простейших танцевальных движений
Учимся импровизации на экспромт
постановках
Учимся работать с пьесой, инсценировкой.
Определение главной темы. Идеи автора.
Определение жанра. Чтение пьесы

Репетиционный
период.
Работа над пьесой,
инсценировкой:
чтение сценария,
распределение ролей,
репетиции, работа
над костюмами и
декорациями
Выступление на
Учимся держаться на сцене, овладеваем
школьных
профессией актёра театра.

3

4

2
2
4

4

12

13

14
15

16

17

Новогодних
праздниках для
учащихся начальных
классов.
Мастерская
художника.
Театральные
профессии

Знакомство с профессией бутафора.
Изготовление бутафории к спектаклю.
Знакомство с профессией театрального
художника. Изготовление декорации к
спектаклю. Дорисовываем вторую
половинку картины.
Делаем афишу и
Знакомить с правилами изготовления
программку
афиши и программки. Организовывать
творческую работу учащихся
Роль декораций в
Знакомство с профессией декоратора.
постановке спектакля Выполняем эскиз декорации.
Образ актера на
Выполнение эскиза костюмов героев.
сцене. Как костюм
Знакомство с назначением театральных
влияет на отношение масок. Подготовка костюмов для
к персонажу.
спектакля
Дикция – вежливость Артикуляционная гимнастика,
актёра
выполнение упражнений на дыхание,
дикцию, подачу звука, всестороннее
развитие голосового аппарата.
Тренировка сложных звукосочетаний,
скороговорки. Подбор, сочинение и
отработка текстов, направленных на
выправление индивидуальных
недостатков речи.
Наблюдение
Решение практических задач, упражнений
(Наблюдение –
на внимание, наблюдательность. Навыки
основа
осознанного наблюдения за окружающим
перевоплощения)
миром, животными, людьми.
Импровизации – имитации поведения
животных и птиц, людей разного возраста,
профессии, характерных сказочных
персонажей.
Обсуждение, анализ достоверности,
правдивости (похоже – не похоже,
перевоплощается – кривляется).
Актёрские задания на точность и
вариативность повторения: «повтори»,

2

2

2
1

2

2

18

«Если бы…, как
будто…»

19

Предлагаемые
обстоятельства

20

Актёрский этюд.
Поведение, действия
актёра – главное
выразительное
средство театра.

21

Голос – инструмент
актёра

22

Речевая орфоэпия

23

Поэтическая речь

«дополни», «отличись».
Трансформация физических действий с
учётом меняющихся условий (рисовать
так, как будто болит рука, ломается
карандаш, ветер сдувает листок бумаги и
т.д.)
Обыгрывание обстоятельств места,
времени, логики поведения (откуда и
зачем пришёл, куда направляюсь, чего
хочу, что мешает). Импровизации в
предложенных обстоятельствах.
Придумывание историй, показ «по
правде». Поиск убедительного жеста,
мимики, взгляда, интонации. Событие на
сцене как актёрская задача, требующая
определенной логики поведения.
Анализ, обсуждение того, «что» и «как»
играет актёр. Осознание самого себя «в
двух лицах»: актёр – и «материал», и
«мастер» в одном лице.
Упражнения на развитие осознанного
внимания к темпу, громкости, тембру
речи, интонации. Упражнения,
направленные на развитие ровности,
плавности, гибкости, выносливости
голоса. Поиск звукового посыла,
полётности звучания. Тренировка тихого
звучания – театрального шёпота.
Освоение культуры сценической речи.
Практические упражнения на основе
правил произнесения гласных и
согласных, ударений, пауз и т.д..
Слушание, сравнение и анализ с точки
зрения орфоэпии разных вариантов
произнесения одного и того же слова,
фразы. Выработка установки на внимание
к качеству собственной устной речи и
речи окружающих.
Выразительное чтение стихотворений.
Самостоятельный поиск темпа, ритма,
тембра, интонации.

2

2

2

2

2

2

24

25

26

27

28
29

Чувство партнёра

Упражнения на органичное
сосуществование на сцене вдвоём, втроём;
развитие воображения, скорости реакции,
навыка совместной слаженной работы.
Отработка вариантов: одновременное
действие и действие друг с другом.
Импровизации, «досочинение своей роли»
в логике, заданной другим человеком.
Бытовые сценки и коммуникативные
ситуации («гость и хозяин», «в магазине»,
«в музее», «в автобусе» и т.д.)
Сценическое
Поиск и тренировка согласованности,
общение
контакта с партнёром по сцене. Тактика
взаимодействия в пространстве, речевой
интонации, мимике и жестах.
Пристройка сверху, пристройка снизу.
Умение видеть, слышать, понимать,
предугадывать действия партнера.
Музыкальное
Знакомство с ролью музыки в спектакле.
сопровождение. Звук Знакомство с понятиями «фонограмма» и
и шумы
«живая музыка». Чтение стихотворения
Ю. Владимирова «Оркестр» в
предлагаемых обстоятельствах
Репетиционный
Постановки по выбранным
период.
произведениям. Осваиваем сценическое
Работа над пьесой,
пространство. Овладеваем навыком
инсценировкой:
взаимодействия, сопереживания и
чтение сценария,
сочувствие. Осваиваем навыки художника,
распределение ролей, реквизитора, костюмера.
репетиции, работа
над костюмами и
декорациями.
Постановка
Постановка спектакля на сцене школы по
спектакля.
выбранному произведению.
Поездка в Театр
Просмотр профессионального спектакля.
музыкальной
Обсуждение.
комедии г.
Екатеринбурга

2

2

2

4

2

1
2
3-4
5-6
7-9
10
11-13
14-17
18-19
20-21
22-23
24-27
28-31
32-33
34-35
36-37
38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-64
65-66

Календарно- тематическое планирование
Темы курса
Дата проведения
Вводное занятие
История театра. Театр как вид искусства
Как зрителю вести себя в театре
Как создаётся спектакль
Просмотр спектакля.
Обсуждение просмотренного спектакля
Актерская грамота, сценическое искусство
Художественное чтение
Сценическое движение.
Экспромт театр
Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году
(чтение сценария, распределение ролей)
Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году
(репетиции, работа над костюмами и декорациями).
Выступление на школьных Новогодних праздниках
для учащихся начальных классов.
Мастерская художника. Театральные профессии
Делаем афишу и программку
Роль декораций в постановке спектакля
Образ актера на сцене. Как костюм влияет на
отношение к персонажу.
Дикция – вежливость актёра
Наблюдение
(Наблюдение – основа перевоплощения)
«Если бы…, как будто…»
Предлагаемые обстоятельства
Актёрский этюд. Поведение, действия актёра –
главное выразительное средство театра.
Голос – инструмент актёра
Речевая орфоэпия
Поэтическая речь
Чувство партнёра
Сценическое общение
Музыкальное сопровождение. Звук и шумы
Репетиционный период. Постановки по сказкам и
инсценировкам рассказов
Постановка
спектакля,
выступление
перед
учащимися начальной школы.

67-68

Поездка в Театр
Екатеринбурга

музыкальной

комедии

г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».