Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности «Школа лидера» для детей 5-9 класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа лидера» разработана в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 4. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 9. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 10. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста Класс – 5-9. Количество занятий в неделю – 2 часа. Количество часов в год – 68 часа. Срок реализации – 1 год. Цель: формирование у школьников социальной активности, развитие лидерских качеств, умений по самоорганизации и организации различных форм деятельности в образовательном учреждении и социуме. Задачи: • Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала. • сформировать у школьников способность управленческой деятельности и потребности быть лидером. • организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала. • сформировать у обучающихся стремление к участию в общественной деятельности. • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях школы. • сформировать способность и готовность самостоятельно, а также совместно с другими субъектами и институтами решать различные социальные проблемы. Актуальность программы. Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности. Практическая значимость. Важно осознать, что сегодняшние школьники завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: «Лидерами не рождаются - лидерами становятся»,- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что «лидерами становятся», то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу обучающимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и города. Новизна рабочей программы Главной особенностью программы является направленность на: достижение и преподавание единства процессов познания окружающего мира через социально значимую деятельность развития абстрактного мышления, памяти, воображения, творческих и коммуникативных умений навыков самостоятельной внеучебной деятельности навыков самостоятельности принятия определенных решений - Особенности возрастной группы обучающихся. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и различных интересов. Содержание программы ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного, грамотного человека. Предусматривает формирование таких жизненно важных коммуникативных умений, успешной социализации ребенка. Доминирующей идеей курса является развитие лидерских качеств подростка. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности: Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение знаниями и коммуникативной успешностью обучающихся, их социализации. Программа реализует идею дифференцированного подхода. Это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы. Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий: -проблемно-диалоговая технология -технология развития критического мышления метод проектов -технологии уровневой дифференциации информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии Формы занятий и методы работы Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов. Особенностью данной программы является разнообразие форм проведения: -беседы -упражнения на взаимодействие в группе -творческие задания -деловые игры -тренинги -тестирование -практикумы КТД экспресс-тесты и опросы Планируемые результаты освоения курса Воспитательные результаты социальной деятельности распределены по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):- ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях осознание ценности активного образа жизни, своей роли в социуме умеет - уметь грамотно и объективно оценивать, и позиционировать себя в определённом социуме. иметь чёткую позицию в вопросе лидерства. -владеть базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства. -знать формы работы в коллективе и основы формирования команды. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): умение самостоятельной организации КТД. -овладение алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности осознание необходимости развития нравственной позиции, потребности в изменении окружающего мира, саморазвитии Результаты третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия:) начальный опыт организации социальных действий опыт участия в различных мероприятиях школьного уровня умение разрабатывать и организовывать различные проекты, акции, мероприятия овладение умением вести за собой, проявление лидерских качеств школьника Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие детей в разработке, организации и проведении различных мероприятий, акции, проектов, конкурсов. Промежуточная аттестация проводится в форме защиты проекта Метапредметные результаты Регулятивные. Обучающийся научится: -целеполаганию, включая постановку новых целей планировать пути достижения целей планировать свое время и умение им эффективно управлять - адекватно и самостоятельно оценивать выполнение своих действий и вносить коррективы как в начале выполнения действий, так и в ходе их выполнения находить нужную информацию для организации своей деятельности, самостоятельно выбирать формы деятельности Обучающийся получит возможность научиться: Самостоятельно ставить цели и задачи - адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности - основам саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные. Обучающийся научится: формулировать свою лидерскую позицию, аргументировать и координировать ее с позициями своих партнеров с сотрудничества при выработке общего решения в совместной деятельности - использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной речью, умением вести диалог, строить монологическое выступление работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективносотрудничать, способствовать продуктивной кооперации, строить продуктивное взаимодействие, проявлять свои лидерские качества ориентироваться в системе моральных норм и принципов в социуме Обучающийся получит возможность научиться: Учитывать различные мнения и интересы, сопоставлять эти мнения со своим мнением в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно, и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий - устраивать эффективное групповое обсуждение и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений Познавательные. Обучающийся научится: основам реализации социальных проблем - основам организации коллективно-творческого дела. осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов сети Интернет основам реализации социально-образовательных проектов Обучающийся получит возможность научиться - основам организации школьных и классных коллективно-творческих дел Личностные результаты: уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, понимания чувств других людей; компетентность в решении социальных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единствеи разнообразии; овладение навыками эффективного сотрудничества со сверстниками и педагогами. По окончании изучения курса учащийся научится: грамотно и объективно оценивать, и позиционировать себя в определенном социуме грамотно руководить органами школьного самоуправления работать в команде разработать и реализовать социальный проект избегать конфликтов или разрешать их организовать и провести массовое мероприятие сплотить вокруг себя единомышленников ставить и достигать цели активно участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение К концу года обучения учащиеся должны знать: командные роли и основы формирования команды качества конкурентоспособной личности основы толерантных отношений этапы социального проектирования составляющие здорового образа жизни права и обязанности учащихся формы организации массовых мероприятий в школе - Содержание программы курса. Раздел 1. Кто такой лидер? (6 часов) Вводное занятие. Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Определение понятийного аппарата лидера. Представление о себе, как о лидере. Тест «Я – лидер». Самооценка лидерских качеств. Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя. Раздел 2. Организаторская техника лидера. (6 часов) Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом. Команда лидера. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров. Практикум “Копилка лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – «На что похоже», «Что нового?» Раздел 3. Умения и навыки лидера. (8 часов) Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Почему меня все обижают: как справляться с задирами? Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса. Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу. Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему. Умение управлять людьми. Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений в организации или в коллективе, выявление лидеров и выборы актива на основе состязательности. Раздел 4. Виды деятельности лидера. (20 часов) Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её. Декомпозиция целей на задачи. Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД. Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера. Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации. Основные навыки выступления лидера. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру? Практикум «В копилку лидера». Игры коллективного знакомства и общения – «Верёвочка», «Заводила», «Весёлые футболисты», « Кто ты будешь такой?». Игры – поединки. Игры на сплочение команды. Разработка миниатюры – выступления Раздел 5. Организация школьного и классного самоуправления (28 часов) Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья. Выбор руководителя актива класса. Кто такой руководитель актива класса? Его характеристика. Формат организации выборов руководителя. Презентация программы кандидата. Актив класса и его работа. Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой. Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика Виды и организация коллективно-творческого дела в рамках класса силами класса. Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы. Разработка мероприятия для младших школьников, выбор формы проведения. Промежуточная аттестация. Итоговое занятие «Мы-лидеры!». Подведение итогов. № 1-2 3-4 5-6 7 8 Тематическое планирование К Вид Тема ол- деятельности занятия во час Раздел 1 Кто такой лидер? (6 часов) Школа юного Знакомство 2 лидера. Вводное группой. занятие Основные понятия ЭОР/ЦОР Форм а организации с http://www.edu.ru Знакомство 2 с http://www.edu.ru методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений Представление Определение 2 http://www.edu.ru о себе, как о индивидуального лидере маршрута развития каждого лидера по результатам теста Раздел 2 . Организаторская техника лидера (6 часов) Форма Средства 1 успешной организации деятельности поведения лидера, лидера совокупность способов достижения цели. Сотрудничество Как 1 управлять Тренинги Игры Беседа – практикум Беседа – практикум Тренинг .Умение работать команде. в своим эмоциональным состоянием? Развиваем умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом. 9 Готовность стать лидером Составляющие 1 мастерства лидера. Организаторская форма как форма организации поведения лидера средство его успешной деятельности Беседа 10 Правила руководства лидера Правила 1 работы с командой. Элементы организационной работы Тренинг 11 Принципы организаторской деятельности 12 1314 Как 1 удерживать престиж лидера? На кого опираться? С кем советоваться? Как готовить других лидеров? Копилка лидера Комплекс 1 ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти Раздел 3. Умения и навыки лидера (8 часов) Беседа Стресс. Агрессивное поведение. Способы снятия стресса. Тренинг Учимся 2 снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Почему меня все обижают? Как справляться с Практикум задирами? 1516 1718 1920 2122 2324 2526 Управление беседой. Развиваем 2 умение правильно вести беседу. Структура беседы, управление беседой, умение ее анализировать. Навыки Разбираем 2 типы ораторского выступлений. Что искусства значит правильное выступление? Советы выступающему. Умение Знакомство 2 с управлять методикой людьми микроигр по определению структуры межличностных отношений в коллективе. Выявление лидеров. Раздел 4. Виды деятельности лидера (20 часов) Планирование Умение 2 http://www.edu.ru своей планировать деятельности различные виды своей деятельности. Умение ставить перед собой цель и добиваться ее. Декомпозиция целей и задач. Разные пути Приемы 2 ведения http://www.edu.ru общения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений Коллективно – Беседа.Основные 2 http://www.edu.ru творческая идеи методики деятельность коллективно – творческой деятельности. Практикум Беседа практикум Игра Практикум Беседа Тест Этапы подготовки и проведения КТД. 2732 Проектная деятельность 3334 Практикум «В копилку лидера». Игры 3540 Разработка выступления Раздел 5. часов) Беседа. 6 Шаги http://www.edu.ru проекта. Выстраивание шагов проектной деятельности. Выделение проблемы и поиск путей ее решения Игры 2 «Веревочка», http://www.edu.ru «Заводила», Игрыпоединки Беседапрактикум Разработка 6 сценария выступления, выступление. Защита минипроекта http://www.edu.ru Игра Организация школьного и классного самоуправления (28 4142 Формы и организация самоуправления в классе 4344 Выбор руководителя актива класса Информационное 2 http://www.edu.ru занятие – практикум. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс – семья. Инструкции классного самоуправлени я Беседа: 2 Кто такой http://www.edu.ru руководитель актива класса? Его характеристика. формат организации выбора актива класса. Презентация Тест программы кандидата 4546 Самоуправление в школе и для школы 4750 Виды и организация КТД в рамках класса 5152 Разработка миниатюры 5356 Разработка и проведения КТД Разработка 4 сценария, http://www.edu.ru выбор формы проведения. Определение ролей Практикум 5758 Разработка и проведение экологической акции Разработка 2 план http://www.edu.ru проведения акции Обозначить этапы проведения акции Практикум 5962 Разработка мероприятия для младших школьников Разработка 4 мероприятия http://www.edu.ru Практикум 6364 Промежуточная аттестация (защита проекта) http://www.edu.ru Защита проекта 6568 Итоговое занятие лидер» «Я Итого: 68 часов Различные 2 системы http://www.edu.ru организации самоуправление в школе. Ученический совет школы и роль Разработка 4 и http://www.edu.ru проведение мероприятия для классного коллектива. Беседа. 2 Составление http://www.edu.ru миниатюры. Корректировка Определение ролей ведущих 2 Самопрезентация, 4 http://www.edu.ru самооценка. Подведение итогов работы. Практикум Практикум