МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского
муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ от 29.08.2025 № 75-ОД
Директор МКОУ СОШ №2 г.
Нижние Серги
____________Тараева М.А.
Принято Педагогическим советом.
Протокол от 29.08.2025г. №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Культура речи»
для обучающихся 10 – 11 классов
уровня среднего общего образования
г. Нижние Серги, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Культура речи» для обучающихся 10–11-х
классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения от
12.08.2022 № 732);
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом
директора «Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2» от 29.08.2025 № 75-ОД «Об
утверждении основной образовательной программы среднего общего
образования»;
федеральной рабочей программы по элективному курсу «Культура речи».
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения
содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и
письменной форме, умением создавать собственные тексты (сочинениерассуждение на ЕГЭ). В связи этим старшеклассники должны освоить основные
способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и
жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад); осуществлять выбор и
организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения; владеть разными видами монолога (повествование,
описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того,
ученики должны научиться соблюдать в речевой практике основные нормы
русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические,
правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические
(внеязыковые) средства общения). И, наконец, учащиеся должны осуществлять
речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основой
формирования коммуникативных умений является описание особенностей
каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного
выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,
что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в
текстах, представленных
в
печатном
и
электронном
форматах.
Предполагается активное использование Интернет-ресурсов, электронных
учебников, электронных справочников.
На изучение курса «Культура речи» в 10–11-х классах в учебном плане
отводится 68 часов: в 10-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11-м классе – 34
часа (1 час в неделю – из расчета 33 учебных недели) из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися программы по культуре речи
на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с
традиционными
российскими
социокультурными,
историческими
и
духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
В результате изучения курса «Культура речи» на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отраженными в текстах литературных произведений, написанных на
русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих
работ по русскому языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового
и
безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом совершенствовании, занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
рабочей программы курса «Культура речи» у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, видеть направление развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.
Метапредметные результаты
В результате изучения курса «Культура речи» на уровне среднего общего
образования
у
обучающегося
будут
сформированы
познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов
различных
функциональных
разновидностей
языка,
функциональносмысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учетом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
в том числе в контексте изучения курса «Культура речи», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания; его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретенному опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия – в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть
навыками
получения
информации,
в
том
числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и др.);
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
развернуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать
свое мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
с
учетом
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать
ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретенный опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и
воображение, быть инициативным.
Предметные результаты:
10-й класс
К концу обучения в 10-м классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам курса «Культура речи»:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях
языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения;
лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности
в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных
лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых,
этимологических и др.); комментировать фразеологизмы с точки зрения
отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на ст. 68
Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ
«О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон от
28.02.2023 № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О
государственном языке Российской Федерации"», Закон от 25.10.1991 № 1807-1
«О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго),
знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе;
использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней
языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе
лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический
аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать
речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности,
уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой
норме, ее видах. Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой
ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов;
объем диалогического высказывания – не менее 7–8 реплик). Выступать перед
аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на
лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем
сочинения – не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и
чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационносмысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику,
инфографику и др., и прослушанных текстов (объем текста для чтения – 450–500
слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300
слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным
ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и
др.; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной,
учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении,
интернеткоммуникации. Употреблять языковые средства с учетом речевой
ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нем информации в речевой практике. Понимать, анализировать
и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую
(подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объем
сочинения – не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и
чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приемы информационносмысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику,
инфографику и др., и прослушанных текстов (объем текста для чтения – 450–500
слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа – от 250 до
300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат,
аннотация, отзыв, рецензия и др.). Корректировать текст: устранять логические,
фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.
10-й класс
К концу обучения в 11-м классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе. Понимать, оценивать и комментировать уместность
(неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов;
оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований;
нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и др.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей
(научного,
публицистического,
официально-делового),
языка
художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать
тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной
литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объем сочинения – не менее 150 слов). Применять знания о функциональных
разновидностях языка в речевой практике.
Содержание учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В 10
КЛАССЕ (34ч)
Функциональные разновидности русского языка (15 ч)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные
разновидности современного русского языка. Научный стиль, сферы его
использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность,
точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебнонаучный
стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение,
аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура
учебнонаучного общения (устная и письменная формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер,
стандартизированность,
стереотипность
построения
текстов
и
их
предписывающий характер. Лексические, морфологические и синтаксические
особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля:
заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма
делового документа. Культура официально-делового общения (устная и
письменная формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта,
логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические,
морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.
Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность
(владение нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность
(воздействие речи на эмоции и чувства слушающих), богатство речи,
содержательность, логичность, уместность (соответствие слов и выражений целям
и условиям произнесения речи). Разговорная речь, сферы её использования,
назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность,
экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания,
преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи:
образность, широкое использование изобразительно м – выразительных средств, а
также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (10 ч)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационноориентировочная, планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой
деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Чтение как
вид
речевой
деятельности.
Использование
разных
видов
чтения
(ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и интернет – ресурсы.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание
коммуникативных целей и мотивов говорящего; адекватное восприятие
информации, выраженной как явно, так и в скрытой форме; овладение приёмами,
повышающими эффективность
слушания устной монологической речи; применение правил эффективного
слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические
высказывания. Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на
обращённую речь, вступления в речевое общение, привлечения внимания
собеседника, поддержания или завершения разговора и т. п. Соблюдение этики
речевого взаимодействия в спорах и диспутах. Письмо как вид речевой
деятельности. Содержание письменного высказывания и его языковое
оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (7 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр,
громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на
слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную
реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного
высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных
высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ,
выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ 9краткий и
развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению
устного высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского
искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи
мысли (буквы, знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное
восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата;
возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. п.
Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, репортажи,
сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии, статьи, конспект, план,
реферат и т.п. Основные требования к содержанию , построению и языковому
оформлению письменного высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон,
мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные
правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на
тематических чатах Интернета.
Этический аспект культуры речи (2ч)
Речевой аспект как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент
культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы,
формылы вежливости. Использование этикетных выражений для установления
контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных
ситуациях речевого общения. Особенности речевого
этикета в официальноделовой, научной
и публицистической сферах общения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В 11
КЛАССЕ (34 часа)
Сбор материала для письменного и устного высказывания (3 ч)
Выбор темы реферата (доклада) и обдумывание основной мысли. Выбор
коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих
слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание цели
будущего высказывания (письменного или устного).
Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего
высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор
книг, статей, интернет – публикаций по теме; их чтение и составление конспектов
(полных или сжатых), тезисов, аннотаций и т.п. Конспектирование лекций
учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста,
воспринимаемого на слух. Организация самостоятельной поисковой деятельности
с использованием интернет – ресурсов в процессе подбора материала по теме
реферата (выступления). Сопоставление собственного взгляда с мнениями,
отражёнными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах,
лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.
Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мысли в соответствии
с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы
и аргументы. Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и
прослушанной информации.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (4 ч)
Систематизация и структурирование собранного по теме материала,
составление предварительного плана. Продумывание композиции высказывания:
вступления, главной части, заключения. Вступление как способ введения
основной мысли. Виды и формы вступления.
Особенности
вступления
и
заключения
публичного
выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной
идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как
условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы
изложения (дедукция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы
аргументации, убедительность аргументов. Заключение и основная мысль текста
(устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.
Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей
текста и предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и
устному речевому высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход
как способ развития мысли текста.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи
(лексические, синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение
мысли в письменном тексте.
Использование специфических средств письма для точной передачи мысли;
абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи
мысли. Стили произношения (нейтральный, высокий и разговорный), их
особенности и уместность использования в разных ситуациях общения. Уместное
использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности
и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания,
уместность используемых средств (5 ч)
Работа над точностью и правильностью речевого высказывания. Точность
передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.
Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи.
Коррекция неточно сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка:
орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Вариативность норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники:
орфографический,
орфоэпический,
толковый,
словарь
грамматических
трудностей, словарь и справочники по русскому правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой
ситуации. Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в
разных ситуациях устного общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и
стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих
синонимических вариантов, языковых средств, наиболее подходящий в данной
речевой ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого
высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного
языка.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (4 ч)
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи:
звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая
синонимия; многозначность слова, антонимия и др. Использование в письменном
высказывании средств эмоционального воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи:
риторическое обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора,
эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание т.д. Графическое
оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия
на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих
стилистические фигуры. Употребление их в устной речи. Жест, мимика, тон, темп
высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.
Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и
публицистической сферах общения.
Публичная защита реферата (2 ч)
Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи.
Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.
Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. Основные
критерии оценки выступления на защите реферата: содержательность;
соответствие языковым нормам; выразительность речи; успешность речевого
взаимодействия с участниками обсуждения реферата.
Ораторское искусство (2 часов)
Проблема понимания оппонента. Речевое поведение при беседе, споре.
Архитектура беседы. Искусство выражать свое мнение. Навыки эффективного
слушания. Мастерство спора. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа.
Риторика адресата.
Написание сочинения-рассуждения (12 часов)
Проблема текста. Комментарий к проблеме. Авторская позиция. Аргументация
собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление. Творческое
задание.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по элективному курсу «Культура речи» для 10–11х
классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы,
обеспечивающие реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся
СОО через изучение русского языка и культуры речи.
Выделение данного приоритета связано с потребностью обучающихся в
жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
Обучающиеся могут приобрести:
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВИДОВ РАБОТ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОЦЕНИВАНИЮ
Нормы оценивания учебного предмета «Русский язык» Оценка устных
ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его
умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения
языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1)
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
или формулировке правил;
2)
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения
и привести свои примеры;
3)
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и
неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ
(когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за
рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе
урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка
его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются
оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа,
проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и
выразительность речи; - число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок —
орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка
«5»
«4»
Основные критерии оценки
содержание и речь
грамотность
Допускается:
1.
Содержание работы полностью
1 орфографическая,
соответствует теме.
или
1 пунктуационная,
2.
Фактические ошибки отсутствуют.
или 1 грамматическая
3.
Содержание излагается
ошибка
последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет
в содержании и 1—2 речевых недочета
1. Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности.
3. Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй
речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2
недочетов в содержании и не более 3—4
речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные
ошибки, или 4
пунктуационные ошибки
при отсутствии
орфографических ошибок,
а также 2 грамматические
ошибки
«3»
«2»
В работе допущены существенные
отклонения от темы.
2.
Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические неточности.
3.
Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
4.
Беден словарь, и однообразны
употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное
словоупотребление.
5.
Стиль работы не отличается
единством, речь недостаточно выразительна.
1.
В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
1.
Работа не соответствует теме.
2.
Допущено много фактических
неточностей.
3.
Нарушена последовательность
изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не
соответствует плану.
4.
Крайне беден словарь, работа
написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью
между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
5.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные
ошибки, или 3
орфографические
ошибки и 5
пунктуационных ошибок,
или 7 пунктуационных
при отсутствии
орфографических ошибок
(в 5 классе – 5
орфографических ошибок
и 4 пунктуационные
ошибки), а также 4
грамматические ошибки
Допускаются:
7 орфографических и
7 пунктуационных
ошибок,
или 6 орфографических и
8 пунктуационных
ошибок, или 5
орфографических и
9 пунктуационных ошибок,
или 8 орфографических
и 6 пунктуационных
ошибок, я также 7
грамматических ошибок.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№
1.
2.
3.
Кол- во
часов
Примерные
сроки
проведения
(№ учебной
недели)
10 КЛАСС
текущий
1
4
текущий
1
11
текущий
1
31
Тема контроля
Вид
письменного
контроля
РР Составлениетекста на
основе крылатого
выражения, пословицы,
афоризма
Написание текстов в
различных
жанрах официально-делового
стиля (заявление,
автобиография,
объяснительная записка),
научного стиля (аннотация,
реферат), публицистического
стиля (заметка в газету, эссе,
реклама).
Составление развернутого
плана- конспекта публичного
выступления агитационного
характера.
ВСЕГО
ЧАСОВ
№
1.
2.
3.
Тема контроля
РР на лингвистическую
тему
Проведение конкурса
публичных выступлений
агитационного характера
Написание сочинениярассуждения
3
Кол- во
часов
Примерные
сроки
проведения
(№ учебной
недели)
11 КЛАСС
текущий
1
3
текущий
1
12
текущий
1
30
Вид
письменного
контроля
ВСЕГО
ЧАСОВ
3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-й класс
Тема
Колво
часов
1 Функциональ
ны
е
разновидност
и
русского
языка
15
2 Виды
речевой
деятельност
и
10
3 Особенност
и устной и
письменной
речи
7
Виды деятельности
Характеризовать
классификационные
признаки
выделения
функциональных
разновидностей
языка.
Анализировать текст с точки
зрения принадлежности к той
или иной функциональной
разновидности языка
Анализировать и
характеризовать устный и
письменный текст с точки
зрения уместности, точности,
ясности, выразительности речи, с
точки зрения соблюдения
этических норм. Использовать
синонимические ресурсы
русского языка для более
точного выражения мысли и
усиления выразительности
речи.
Характеризовать
содержательные,
композиционные, языковые
особенности устного рассказа,
беседы, спора. Принимать участие
в беседах, разговорах, спорах,
соблюдая нормы
речевого поведения; создавать
устные рассказы
Домашнее задание
4 Этический
аспект
культуры
речи
Итого
2
34
Характеризовать понятие
культуры речи и
соответствующий раздел
лингвистики. Комментировать
аспекты (компоненты) культуры
речи, приводить
соответствующие примеры
11-й класс
Тема
1 Сбор материала
для
письменного и
устного
высказывания
2
Развитие
основной
мысли в
письменном и
устном
высказывании
Колво
часов
Виды деятельности
3
Анализировать и
характеризовать устный и
письменный текст с точки
зрения уместности, точности,
ясности, выразительности речи,
с точки зрения соблюдения
этических норм. Использовать
синонимические ресурсы
русского языка для более
точного выражения мысли и
усиления выразительности речи.
Осуществлять выбор наиболее
точных языковых средств в
соответствии со сферами и
ситуациями речевого общения
Анализировать образцы
публичной речи с точки зрения
её композиции, аргументации,
языкового оформления,
достижения поставленных
коммуникативных задач.
Выступать перед аудиторией
сверстников с небольшой
информационной, убеждающей
речью. Характеризовать текст с
точки зрения соответствия
основным признакам. Выявлять
способы и средства связи
предложений и абзацев в тексте.
Использовать знание признаков
текста в процессе его создания и
корректировки
4
Домашнее задание
3
Точность и
правильность
письменного и
устного
высказывания,
уместность
используемых
средств
5
4
Средства
эмоциональног
о воздействия на
читателя и
слушателя
4
5
Публичная
защита
реферата
2
6
Ораторское
искусство
2
7
Написание
сочинениярассуждения
12
Повторение
2
Итого
34
Различать и характеризовать
основные признаки
литературного языка,
просторечия, народных говоров,
профессиональных
разновидностей, жаргона, арго.
Выявлять особенности
литературного языка в отличие
от других форм существования
русского литературного языка.
Выступать перед аудиторией с
докладом; представлять реферат
Употреблять языковые средства с
учётом речевой ситуации
(объём устных монологических
высказываний – не менее 100
слов; объём диалогического
высказывания – не менее 7–8
реплик)1. Выступать перед
аудиторией с докладом;
представлять реферат,
Знать приемы ораторского
искусства и применять их в своих
устных выступлениях.
Уметь составлять текст –
рассуждение, представлять
и аргументировать свою
точку зрения.
Использовать
теоретический материал на
практике.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Лингвистические словари и справочники
1. Александрова
З.Е. Словарь синонимов русского языка:
Практический справочник. – М., 1989.
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.
3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. – М., 2004.
5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение,
ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1987.
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной
правке (для работников печати). – М., 1985.
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. –
М.,
1984.
8. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1989.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.
Современная риторика. – Ростов н/Д, 1999.
2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1996.
3. Горбачевич
К.С.
Нормы
современного
русского
литературного языка: Пособие для учителей. – М., 1978.
4. Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.
5. Культура устной и письменной речи делового человека:
Справочник- практикум. – М., 2000.
6. Львов М.Р. риторика. – М., 1996.
7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка
к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М., 2018.
8. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2002.
9. Розенталь Д.Е. практическая стилистика русского языка. – М., 1987.
10. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред.
проф. В.И. Максимова. – М., 2000.
11. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимова. –
М.,
2000.
12. Соколова В.В. культура речи и культура общения. – М., 1995.