РП Спортивные игры, 8 кл (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нижние Серги

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Спортивные игры»
для обучающихся 8 класса
уровня основного общего образования

г. Нижние Серги, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по физической культуре представляет собой методически
оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их
реализацию через конкретное предметное содержание.
При создании программы по физической культуре (модуль
«Спортивные игры») учитывались потребности современного российского
общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении,
способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа
жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для
самоопределения, саморазвития и самоактуализации.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической
культуре рассматривается как средство подготовки обучающихся к
предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития
жизненно важных физических качеств. Программа по физической культуре
обеспечивает преемственность с федеральными рабочими программами
начального общего и среднего общего образования.
Основной целью программы по физической культуре (модуль
«Спортивные игры») является формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В
программе по физической культуре данная цель конкретизируется и
связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей
обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом
использовании ценностей физической культуры в организации здорового
образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность программы по физической культуре
(модуль «Спортивные игры») определяется вектором развития физических
качеств и функциональных возможностей организма, являющихся основой
укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных

процессов. Существенным достижением данной ориентации является
приобретение обучающимися знаний и умений в организации
самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной физической культурой, возможности познания своих
физических способностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение программы по физической культуре (модуль
«Спортивные игры») заключается в содействии активной социализации
обучающихся на основе осмысления и понимания роли и значения мирового
и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным
ценностям, истории и современному развитию.
В число практических результатов данного направления входит
формирование положительных навыков и умений в общении и
взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры,
организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и
планируемых результатов образования по физической культуре на уровне
основного общего образования является воспитание целостной личности
обучающихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической
и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на
основе содержания учебного предмета, которое представляется двигательной
деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной
деятельности)
и
мотивационно-процессуальным
(физическое
совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета
«Физическая культура» (модуль «Спортивные игры»), придания ей
личностно значимого смысла, содержание программы по физической
культуре представляется системой модулей, которые входят структурными
компонентами в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере
лыжной подготовки), спортивные игры. Инвариантные модули в своём
предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую

подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и
физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены модулем «Спорт», содержание
которого разрабатывается образовательной организацией на основе
модульных программ по физической культуре для общеобразовательных
организаций. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка обучающихся к выполнению нормативных
требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО,
активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической
культуры на основе содержания базовой физической подготовки,
национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В
рамках данного модуля представлено примерное содержание «Базовой
физической подготовки».
Содержание программы по физической культуре (модуль «Спортивные
игры») представлено по годам обучения, для каждого класса предусмотрен
раздел «Универсальные учебные действия», в котором раскрывается вклад
предмета в формирование познавательных, коммуникативных и
регулятивных действий, соответствующих возможностям и особенностям
обучающихся данного возраста. Личностные достижения непосредственно
связаны с конкретным содержанием учебного предмета и представлены по
мере его раскрытия.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической
культуры 8 классе – 34 часов (1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8 КЛАСС
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Повороты туловища в правую и левую стороны с
удержанием мяча двумя руками, передача мяча одной рукой от плеча и
снизу, бросок мяча двумя и одной рукой в прыжке. Игровая деятельность по
правилам с использованием ранее разученных технических приёмов.
Волейбол. Прямой нападающий удар, индивидуальное блокирование
мяча в прыжке с места, тактические действия в защите и нападении. Игровая
деятельность по правилам с использованием ранее разученных технических
приёмов.
Футбол. Удар по мячу с разбега внутренней частью подъёма стопы,
остановка мяча внутренней стороной стопы. Правила игры в мини-футбол,
технические и тактические действия. Игровая деятельность по правилам
мини-футбола с использованием ранее разученных технических приёмов
(девушки). Игровая деятельность по правилам классического футбола с
использованием ранее разученных технических приёмов (юноши).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и
акробатических упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов
спорта, технических действий спортивных игр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
готовность проявлять интерес к истории и развитию физической
культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами
выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время
спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных
Олимпийских игр и олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы
межличностного взаимодействия при организации, планировании и
проведении совместных занятий физической культурой и спортом,
оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения
совместных занятий физической культурой, участия в спортивных
мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и
ушибах, соблюдать правила техники безопасности во время совместных
занятий физической культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию
культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде
спорта;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой
и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического
развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных
наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание
объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении
посредством занятий физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства
профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,
психическое и социальное здоровье человека;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять
профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных

напряжений, активному восстановлению организма после значительных
умственных и физических нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий
физической культурой и спортом, проводить гигиенические и
профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во
время туристских походов, противостоять действиям и поступкам,
приносящим вред окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и
поведения при выполнении учебных заданий на уроках физической
культуры, игровой и соревновательной деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий
физической культурой, планировании их содержания и направленности в
зависимости от индивидуальных интересов и потребностей;
формирование представлений об основных понятиях и терминах
физического
воспитания
и
спортивной
тренировки,
умений
руководствоваться ими в познавательной и практической деятельности,
общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные
познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные
учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
познавательные учебные действия:
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на
воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность
профилактики вредных привычек;
характеризовать туристские походы как форму активного отдыха,
выявлять их целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья,
руководствоваться требованиями техники безопасности во время
передвижения по маршруту и организации бивуака;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием
режима дня и изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на
состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять

индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по
профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития
физических
качеств,
состоянием
здоровья
и
функциональными
возможностями основных систем организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения
техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и
ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест
занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
коммуникативные учебные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных
источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений,
правилах планирования самостоятельных занятий физической и технической
подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их
показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы
занятий на основе определённых правил и регулировать нагрузку по частоте
пульса и внешним признакам утомления;
описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения,
выделять фазы и элементы движений, подбирать подготовительные
упражнения;
и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать
эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения
физических упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным
образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца»
разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление
ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять
способы их устранения.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные
регулятивные учебные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических
упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять
особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных
возможностей с помощью процедур контроля и функциональных проб;

активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности,
ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении
конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право
других на ошибку, право на её совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта,
активно взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и
нападении, терпимо относится к ошибкам игроков своей команды и команды
соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во
время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять
способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков
полученной травмы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной
физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых
особенностей;
демонстрировать и использовать технические действия спортивных игр:
баскетбол (передача мяча одной рукой снизу и от плеча, бросок в
корзину двумя и одной рукой в прыжке, тактические действия в защите и
нападении, использование разученных технических и тактических действий в
условиях игровой деятельности);
волейбол (прямой нападающий удар и индивидуальное блокирование
мяча в прыжке с места, тактические действия в защите и нападении,
использование разученных технических и тактических действий в условиях
игровой деятельности);
футбол (удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу с
разбега внутренней и внешней частью подъёма стопы, тактические действия
игроков в нападении и защите, использование разученных технических и
тактических действий в условиях игровой деятельности).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Спортивно-оздоровительная деятельность

1.1

1.2

1.3

Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")

Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")

Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")

11

Физическая культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

11

Физическая культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

12

Физическая культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

Итого по разделу

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

БАСКЕТБОЛ

1

2

3

4

Повороты с мячом на месте

Повороты с мячом на месте

Передача мяча одной рукой от плеча и
снизу

Передача мяча одной рукой от плеча и
снизу

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

5

6

7

8

9

10

Передача мяча одной рукой снизу

Передача мяча одной рукой снизу

Бросок мяча в корзину двумя руками в
прыжке

Бросок мяча в корзину двумя руками в
прыжке

Бросок мяча в корзину одной рукой в
прыжке

Бросок мяча в корзину одной рукой в
прыжке

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

11

Бросок мяча в корзину одной рукой в
прыжке

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа

ВОЛЕЙБОЛ

12

13

14

15

16

Прямой нападающий удар

Прямой нападающий удар

Индивидуальное блокирование мяча в
прыжке с места

Индивидуальное блокирование мяча в
прыжке с места

Тактические действия в защите

(resh.edu.ru)

17

18

19

20

Тактические действия в защите

Тактические действия в нападении

Тактические действия в нападении

Игровая деятельность с
использованием разученных
технических приёмов

21

Игровая деятельность с
использованием разученных
технических приёмов

22

Игровая деятельность с
использованием разученных
технических приёмов

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)
Физическая
культура Российская
электронная школа

(resh.edu.ru)

ФУТБОЛ

23

24

25

Удар по мячу с разбега внутренней
частью подъёма стопы

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

Удар по мячу с разбега внутренней
частью подъёма стопы

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

Остановка мяча внутренней стороной
стопы

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Остановка мяча внутренней стороной
стопы

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

27

Правила игры в мини-футбол

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

28

Правила игры в мини-футбол

26

1

Физическая
культура -

Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

29

30

31

Правила игры в мини-футбол

1

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

Правила игры в мини-футбол

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

Игровая деятельность по правилам
классического футбола

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

1

Игровая деятельность по правилам
классического футбола

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

33

Игровая деятельность по правилам
классического футбола

Физическая
культура Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

34

Игровая деятельность по правилам
классического футбола

32

1

Физическая
культура -

Российская
электронная школа
(resh.edu.ru)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в
федеральный перечень учебников. Комплект реализует
федеральный компонент ФГОС среднего общего образования по курсу
«Физическая культура».
Матвеев А. П. Физическая культура. 8-9 класс.: учебник для
общеобразовательных организаций /Матвеев А.П. - 9 издание - М.:
Просвещение, 2020г. 160 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Матвеев А. П. Физическая культура. 8-9 класс.: учебник для
общеобразовательных организаций /Матвеев А.П. - 9 издание - М.:
Просвещение, 2020г. 160 с.
Физическая культура - Российская электронная школа (resh.edu.ru)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

Физическая культура - Российская электронная школа (resh.edu.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».