22.11.2018
Осторожно, компьютер!
Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Огромный ежедневный объем информации, постоянное совершенствование компьютерных, инновационных технологий, появление новых игр, программ – вся данная информационная среда оказывает значительное давление на ребенка. Дети не могут самостоятельно без контроля родителей научиться разумному использованию компьютерных технологий (игры, социальные сети). В результате чрезмерное злоупотребление может привести к компьютерной зависимости. Казалось бы, безобидное увлечение оборачивается тяжелыми последствия.
Компьютерная зависимость
– пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. А.П. Венгер
Причины компьютерной зависимости:
- Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
- Недостаток внимания со стороны родителей.
- Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
- Желание ребенка «быть как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
- Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
Опасности компьютерной зависимости:
- Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
- На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
- В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
- Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
- Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка в том, что в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
- Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
- Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.
- Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Когда пора начинать беспокоиться?
- Если ребенок ест, пьет чай, делает уроки у компьютера.
- Проводил хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует, если ему запрещают сидеть за компьютером.
Симптомы зависимости:
- психические: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером; появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером и т. д.
- социальные; возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе
- духовные: потеря смысла реальной жизни, жизнь без компьютера становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла , что приводит к духовному обнищанию. Зачастую у ребенка начинается путаться реальность и виртуальный мир.
Что же делать, если компьютер заменил для ребенка другие виды деятельности?
- Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом бороться с ней.
- Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей у подростка. Содействуйте и поощряйте его начинаниям от увлечения живописью до прыжков с шестом.
- Следует помнить, что компьютерная зависимость реже развивается у подростков, увлекающихся спортом, поэтому следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.
4.Не забывайте, что избыток свободного времени – это одна из значимых причин, способствующих формированию Интернет – зависимости
- Личный пример использования компьютера: родители делают акцент, используя компьютер в своей работе, в качестве совместной работы с ребенком в рамках конкретного направления, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
- Культивирование чувства семейной общности. Одиночество – в силу разных причин – повод и основание ухода в виртуальный мир.
Как проконтролировать ребенка?
- Когда ребенок работает за компьютером, изредка смотрите на содержимое экрана. Не оставляйте ребенка надолго наедине с компьютером!
- Если ребенок завел себе на компьютере отдельную учетную запись, зайдите под его логином и паролем. Посмотрите, какие программы находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки С:/Program Files и C/Games, а также корневой каталог. Там тоже видны установленные программы.
Уважаемые родители помните:
- Ребенок младшего школьного возраста не должен проводить за компьютером более 30-45 мин в день. Подросток не более 2 часов в день.
- У вашего компьютера должен быть защитный экран.
- Интересуйтесь, какие темы интересуют вашего ребёнка в информационном пространстве.
- Изучите компьютер, узнайте механизмы блокировки некоторых файлов.
- Покупайте ребенку диски с образовательными программами.
- Просматривайте игры, в которые играет ваш ребёнок.
- Знайте, что зачастую с помощью Интернет молодежь заманивают в различные секты.
- Пытайтесь анализировать любую информацию, полученную с помощью Интернет, вместе с ребёнком.
- Радуйтесь успехам ребенка, организуйте совместный досуг.
Уважаемые родители, только в ваших силах помочь ребенку!
Нужно следить за тем, чтобы ребенок рос и развивался полноценно,
а не проводил все свободное время за синим экраном монитора.